КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
картотека по математике

Акобян Рузан Грантовна

1.     «Посадим деревья»

Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.
Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и деревья.
Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него дерево. Затем предлагает ребятам подобрать дерево такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.
Предварительно уточняет: «Как узнать высоту дерева? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте дерева?»
Вызванный ребенок измеряет высоту дерева (без остатка).
Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота дерева? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать деревья для озеленения двора? (Высота дерева должна быть равна двум счетным палочкам.)»
Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию дерева и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца дерева».

Дети подбирают деревья заданной высоты, измеряя их палочкой.
Выбранные деревья дети наклеивают вокруг дома на ватман.

2. «Посадим елочки в ряд»

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.
Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду. Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

3. «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).
Ход: На детских столах  и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.
Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков. Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины.



4. «Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
Материал: 6-8 коробок разного размера.

Содержание: Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой) [4].

5. «Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Материал: По 7 полосок разной длины и ширины.

Содержание: Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?

6. «Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.
Материал: Наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 пало-чек на каждого ребенка).

Содержание: Воспитатель предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего и какая по счету самая длинная (самая короткая).

Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая.

7. «Чем отличаются полоски?»

Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.
Материал: Наборы из 10 полосок разного цвета, равномерно увеличивающиеся по длине от 2 до 10 см, и полоски-мерки длиной в 1 см.
Содержание: Воспитатель предлагает детям положить полоски перед собой и задает вопросы: «Чем отличаются полоски друг от друга? Сколько всего полосок? Как составлена группа из 10 полосок разного цвета?»3атем предлагает положить полоски в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной, предупреждает, что надо сразу выбрать нужную по порядку полоску, примеривать и менять полоски местами нельзя.

Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе. После этого воспитатель обращается к детям: «Сколько всего полосок? Как составлена лесенка из 10 полосок разной длины?) Какая полоска самая короткая, какая длиннее, какая - еще длиннее?». «Равны ли эти ступеньки? - спрашивает детей воспитатель - Как можно проверить, на сколько каждая полоска длиннее или короче соседних? Измерьте ступеньки вашей лесенки меркой! Посмотрите, равны ли они? Верно, ступеньки наших лесенок равны, каждая следующая полоска на один и тот же кусочек длиннее соседней. Поэтому и лесенки наши ровные. Сейчас мы поиграем. Закройте глаза, а я уберу одну из полосок. Откройте глаза, и угадай те, какую по счету полоску я спрятала?» Упражнение повторяется.

8. «Где чей дом»

Цель: развитие комбинаторных способностей.
Содержание: Воспитатель раздает детям рабочие листы, на которых изображены контуры недостроенных домиков: высоких, низких, узких, широких.

 Дети дорисовывают домики и определяют, кто из лесных зверей будет в них жить: устанавливают соответствие по величине (используются силуэты зверей).

9. «Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.
Содержание: Воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?»

Затем предлагает дошкольникам решить логические задачи.
1. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?

2. Коля выше Юли, Наташа - ниже Юли. Кто из детей самого низкого

роста? Почему вы так думаете? Расскажите.

10. Игры с блоками Дьенеша.

Найди все фигуры как эта (по размеру).

Найди не такую фигуру как эта (по размеру).

11. «Сломанная лестница»

Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.
Материал: 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Содержание:

На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную.


12. Игра «Что в руке?»

Цель: закреплять понятия большой – маленький, пространственные представления, мелкая моторика, тактильные ощущения.
Материалы: природный материал (шишки, камешки, желуди, орехи и т.д.).
Содержание:
Педагог вкладывает в руки ребенку два однородных предмета, различных по величине, например две шишки большую и маленькую. Он не глядя должен сказать, что в правой руке большая шишка, а в левой – маленькая. Затем должен проверить, правильно ли он сказал.

13. Игра «Цветные круги».

Цель: закреплять понятия о величине предметов, различать цвет, развивать внимание.
Материалы: деревянная доска с углублениями в форме кругов различной вели-чины. Вкладки – круги такой же величины и разного цвета.
Содержание:
Дети, подбирая круги определенной величины, вкладывают их в соответствующие углубления. После того как все круги разложены по местам, ребенок говорит, какого цвета самый большой круг, какого цвета круг поменьше, какого цвета самый маленький круг.

14. Игра в поручения.

Цель: закреплять умение дифференцировать предметы по определенным при-знакам (длине, ширине или высоте).
Материалы: игрушки – большие и маленькие мячи, куклы, фигурки животных, грибы и т.д. Игрушки разложены на столе.
Содержание игры

 заключается в том, что педагог просит ребенка принести:
- маленький мяч;
- мяч побольше;
- мяч такой же величины;
- в правой руке большой гриб, а в левой – маленького слоненка.
Остальные дети проверяют правильность выполнения поручения. Для успешного проведения игры следует предварительно с детьми повторить, где у них левая, а где правая рука, а также назвать и показать все большие и маленькие игрушки.
Игру в поручения можно провести с предметами, имеющими разную высоту, длину, ширину.

15. Упражнение «Сварим кукле кашу».
Цель: упражнять детей в измерении объема сыпучих тел с использованием мерки.
Материал: мисочка с крупой (например, овсянка), набор мерок, кукла.
Способ выполнения.
Педагог выставляет куклу Машу и говорит, что ей надо сварить кашу.
- Как ей отмерить нужное количество крупы? Можно ли мерить горстью? Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.
Педагог предлагает на выбор ложку, стакан, блюдечко (типа розетки).
- Как вы думаете, чем удобнее отмерять крупу? В процессе обсуждения приходят к выводу, что стакан удобнее (в нем удобнее переносить крупу, чем в ложке; в него удобнее насыпать «по край», чем в блюдце).

16. Упражнение «Поможем доктору Айболиту».

Цель: закреплять умения измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.
Материал: в двух емкостях подкрашенная вода желтого и розового цвета, условная мерка – стакан, фишки – кружки желтого и красного цвета.
Содержание.
Педагог предлагает детям помочь доктору Айболиту. Собравшись ехать в Африку, он заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, в другом – лекарство для компрессов. Известно, лекарство для компрессов пить нельзя. А кувшины перепутали, и доктор не знает, где у него какая жидкость. Он помнит одно: лекарства для компрессов было больше, чем микстуры.
Дети высказывают свое мнение. Педагог опытным путем показывает непригодность некоторых способов (на глаз сравнить нельзя, т.к. кувшины не прозрачные, разные по объему, узкое горлышко и ничего не видно и т.п.). Вместе с педагогом дети решают: надо измерить жидкость условной меркой и сравнить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставится тазик, куда будет сливаться измеренная вода. Измеряют сначала жидкость из одного кувшина (желтая подкрашенная), а затем из другого (розовую). Дети откладывают два ряда фишек (желтые и красные кружки), сравнивают их. Выясняют, что розовая вода – микстура, т.к. ее меньше, а желтая – лекарство для компрессов, т.к. ее больше. На кувшины клеятся наклейки.

17. «Раздели правильно»

Цель: учить находить рациональные способы деления предметов на 2, 4 части.
Материал: Модели прямоугольника и квадрата, простой мягкий карандаш, тетрадь в клетку, по 2 узкие полоски и по 2 квадрата их бумаги.
Содержание: Воспитатель обращается к детям: «Положите тетради перед собой, достаньте их конвертов прямоугольник. Сегодня вы поучитесь обводить контуры простым карандашом так, чтобы в тетради получились рисунки квадрата и прямоугольника. Посмотрите, как это надо делать (показывает на доске).

 
18. «Разделим и угостим друг друга»

Цель: учить делить предметы на 2 и 4 части.

Содержание. Воспитатель: «Сегодня я решила угостить вас фруктами. Зашла в магазин, но там оказалось 3 груши, 4 яблока. Но я хочу угостить всех. Что мне нужно сделать, чтобы каждый из вас попробовал фрукты? (Разделить). Как мы будем делить фрукты? (Пополам). (Предлагает детям помочь разделить фрукты). Но все равно, на всех не хватает. Что еще нужно сделать? (Разделить каждую половинку на 2 части). (Делят. В. угощает детей). Затем еще раз закрепляют, как они делили грушу. (Аналогично делят яблоки).

 

19. «Шаги»

Кто у нас самый высокий? Выходи,  Кто у нас самый низкий? Выходи. (дети встают на некотором расстоянии друг от друга.) Ребята, Вам надо шагами измерить расстояние.
Сначала идет девочка все хором считают шаги
Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.
В. : Что вы заметили?
Д. : Расстояние не менялось, а число шагов разное.
В. : Почему так получилось?
Д. : Шаги были разными: чем больше шаги, тем меньше число шагов.

 

 

20. Величины в старину

В: «Здравствуйте, ребята! Хочу у вас спросить: какие старинные единицы измерения длины вы знаете? (локоть, шаг, сажень, пядь.) Правильно.
 покажите их.  Давайте  посмотрим на экран.
imageimageimageЭтими единицами измерения многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

 

Список литературы:

1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В.Белошистая: - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение. 1989. – 127 с.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А.Михайлова. - 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratoteka_velichiny.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСМТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. «Посадим деревья»

Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.
Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и деревья.
Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него дерево. Затем предлагает ребятам подобрать дерево такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.
Предварительно уточняет: «Как узнать высоту дерева? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте дерева?»
Вызванный ребенок измеряет высоту дерева (без остатка).
Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота дерева? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать деревья для озеленения двора? (Высота дерева должна быть равна двум счетным палочкам.)»
Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию дерева и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца дерева».

Дети подбирают деревья заданной высоты, измеряя их палочкой.
Выбранные деревья дети наклеивают вокруг дома на ватман.

2. «Посадим елочки в ряд»

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.
Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду. Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

3. «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).
Ход: На детских столах  и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.
Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков. Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины.



4. «Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
Материал: 6-8 коробок разного размера. 

Содержание: Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой) [4].

5. «Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Материал: По 7 полосок разной длины и ширины. 

Содержание: Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?

6. «Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.
Материал: Наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 пало-чек на каждого ребенка). 

Содержание: Воспитатель предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего и какая по счету самая длинная (самая короткая).

Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая.

7. «Чем отличаются полоски?»

Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.
Материал: Наборы из 10 полосок разного цвета, равномерно увеличивающиеся по длине от 2 до 10 см, и полоски-мерки длиной в 1 см.
Содержание: Воспитатель предлагает детям положить полоски перед собой и задает вопросы: «Чем отличаются полоски друг от друга? Сколько всего полосок? Как составлена группа из 10 полосок разного цвета?»3атем предлагает положить полоски в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной, предупреждает, что надо сразу выбрать нужную по порядку полоску, примеривать и менять полоски местами нельзя.

Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе. После этого воспитатель обращается к детям: «Сколько всего полосок? Как составлена лесенка из 10 полосок разной длины?) Какая полоска самая короткая, какая длиннее, какая - еще длиннее?». «Равны ли эти ступеньки? - спрашивает детей воспитатель - Как можно проверить, на сколько каждая полоска длиннее или короче соседних? Измерьте ступеньки вашей лесенки меркой! Посмотрите, равны ли они? Верно, ступеньки наших лесенок равны, каждая следующая полоска на один и тот же кусочек длиннее соседней. Поэтому и лесенки наши ровные. Сейчас мы поиграем. Закройте глаза, а я уберу одну из полосок. Откройте глаза, и угадай те, какую по счету полоску я спрятала?» Упражнение повторяется.

8. «Где чей дом»

Цель: развитие комбинаторных способностей.
Содержание: Воспитатель раздает детям рабочие листы, на которых изображены контуры недостроенных домиков: высоких, низких, узких, широких.

 Дети дорисовывают домики и определяют, кто из лесных зверей будет в них жить: устанавливают соответствие по величине (используются силуэты зверей).

9. «Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.
Содержание: Воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?»

Затем предлагает дошкольникам решить логические задачи.
1. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?

2. Коля выше Юли, Наташа - ниже Юли. Кто из детей самого низкого

роста? Почему вы так думаете? Расскажите.

10. Игры с блоками Дьенеша.

Найди все фигуры как эта (по размеру).

Найди не такую фигуру как эта (по размеру).

11. «Сломанная лестница»

Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.
Материал: 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Содержание:

На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную.


12. Игра «Что в руке?»

Цель: закреплять понятия большой – маленький, пространственные представления, мелкая моторика, тактильные ощущения.
Материалы: природный материал (шишки, камешки, желуди, орехи и т.д.).
Содержание:
Педагог вкладывает в руки ребенку два однородных предмета, различных по величине, например две шишки большую и маленькую. Он не глядя должен сказать, что в правой руке большая шишка, а в левой – маленькая. Затем должен проверить, правильно ли он сказал.

13. Игра «Цветные круги».

Цель: закреплять понятия о величине предметов, различать цвет, развивать внимание.
Материалы: деревянная доска с углублениями в форме кругов различной вели-чины. Вкладки – круги такой же величины и разного цвета.
Содержание:
Дети, подбирая круги определенной величины, вкладывают их в соответствующие углубления. После того как все круги разложены по местам, ребенок говорит, какого цвета самый большой круг, какого цвета круг поменьше, какого цвета самый маленький круг.

14. Игра в поручения.

Цель: закреплять умение дифференцировать предметы по определенным при-знакам (длине, ширине или высоте).
Материалы: игрушки – большие и маленькие мячи, куклы, фигурки животных, грибы и т.д. Игрушки разложены на столе.
Содержание игры

 заключается в том, что педагог просит ребенка принести:
- маленький мяч;
- мяч побольше;
- мяч такой же величины;
- в правой руке большой гриб, а в левой – маленького слоненка.
Остальные дети проверяют правильность выполнения поручения. Для успешного проведения игры следует предварительно с детьми повторить, где у них левая, а где правая рука, а также назвать и показать все большие и маленькие игрушки.
Игру в поручения можно провести с предметами, имеющими разную высоту, длину, ширину.

15. Упражнение «Сварим кукле кашу».
Цель: упражнять детей в измерении объема сыпучих тел с использованием мерки.
Материал: мисочка с крупой (например, овсянка), набор мерок, кукла.
Способ выполнения.
Педагог выставляет куклу Машу и говорит, что ей надо сварить кашу.
- Как ей отмерить нужное количество крупы? Можно ли мерить горстью? Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.
Педагог предлагает на выбор ложку, стакан, блюдечко (типа розетки).
- Как вы думаете, чем удобнее отмерять крупу? В процессе обсуждения приходят к выводу, что стакан удобнее (в нем удобнее переносить крупу, чем в ложке; в него удобнее насыпать «по край», чем в блюдце).

16. Упражнение «Поможем доктору Айболиту».

Цель: закреплять умения измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.
Материал: в двух емкостях подкрашенная вода желтого и розового цвета, условная мерка – стакан, фишки – кружки желтого и красного цвета.
Содержание.
Педагог предлагает детям помочь доктору Айболиту. Собравшись ехать в Африку, он заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, в другом – лекарство для компрессов. Известно, лекарство для компрессов пить нельзя. А кувшины перепутали, и доктор не знает, где у него какая жидкость. Он помнит одно: лекарства для компрессов было больше, чем микстуры.
Дети высказывают свое мнение. Педагог опытным путем показывает непригодность некоторых способов (на глаз сравнить нельзя, т.к. кувшины не прозрачные, разные по объему, узкое горлышко и ничего не видно и т.п.). Вместе с педагогом дети решают: надо измерить жидкость условной меркой и сравнить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставится тазик, куда будет сливаться измеренная вода. Измеряют сначала жидкость из одного кувшина (желтая подкрашенная), а затем из другого (розовую). Дети откладывают два ряда фишек (желтые и красные кружки), сравнивают их. Выясняют, что розовая вода – микстура, т.к. ее меньше, а желтая – лекарство для компрессов, т.к. ее больше. На кувшины клеятся наклейки.

17. «Раздели правильно»

Цель: учить находить рациональные способы деления предметов на 2, 4 части.
Материал: Модели прямоугольника и квадрата, простой мягкий карандаш, тетрадь в клетку, по 2 узкие полоски и по 2 квадрата их бумаги.
Содержание: Воспитатель обращается к детям: «Положите тетради перед собой, достаньте их конвертов прямоугольник. Сегодня вы поучитесь обводить контуры простым карандашом так, чтобы в тетради получились рисунки квадрата и прямоугольника. Посмотрите, как это надо делать (показывает на доске).

 
18. «Разделим и угостим друг друга»

Цель: учить делить предметы на 2 и 4 части.

Содержание. Воспитатель: «Сегодня я решила угостить вас фруктами. Зашла в магазин, но там оказалось 3 груши, 4 яблока. Но я хочу угостить всех. Что мне нужно сделать, чтобы каждый из вас попробовал фрукты? (Разделить). Как мы будем делить фрукты? (Пополам). (Предлагает детям помочь разделить фрукты). Но все равно, на всех не хватает. Что еще нужно сделать? (Разделить каждую половинку на 2 части). (Делят. В. угощает детей). Затем еще раз закрепляют, как они делили грушу. (Аналогично делят яблоки).

19. «Шаги»

Кто у нас самый высокий? Выходи,  Кто у нас самый низкий? Выходи. (дети встают на некотором расстоянии друг от друга.) Ребята, Вам надо шагами измерить расстояние.
Сначала идет девочка все хором считают шаги
Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.
В. : Что вы заметили?
Д. : Расстояние не менялось, а число шагов разное.
В. : Почему так получилось?

Д. : Шаги были разными: чем больше шаги, тем меньше число шагов.

20. Величины в старину

В: «Здравствуйте, ребята! Хочу у вас спросить: какие старинные единицы измерения длины вы знаете? (локоть, шаг, сажень, пядь.) Правильно.
 покажите их.  Давайте  посмотрим на экран.
Этими единицами измерения многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

Список литературы:

1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В.Белошистая: - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение. 1989. – 127 с.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А.Михайлова. - М.: Просвещение, 2015. – 96 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Формирование координации движений средствами танца у старших дошкольников на музыкальных занятиях"

Курсовая работа "Формирование координации движений средствами танца у старших дошкольников на музыкальных занятиях"...

КОНСПЕКТ урока по метематическим представлениям и конструированию.Тема урока: "Формирование представлений о величине "длинный - короткий".

Конспект урока  по математическим представлениям и конструированию для обучающихся в 4 классе коррекционной школы....

Сообщение "Формирование представлений о форме предмета у детей с ТМНР"

Сообщение "Формирование представлений о форме предмета у детей с ТМНР"...

Особенности формирования представлений о величине предметов у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний.Внимание крайне неустойчив...

Формирование представлений о величине.

Работа над представлениями о величине в 1 классе  начинается с уточнения таких признаков, как: большой – маленький; длинный – короткий; толстый – тонкий. Дети закрепляют предста...

Статья "ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКА-ЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИ-ЕМ РЕЧИ"

В статье содержится исследование по изучению особенностей формирования художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработке системы более эффе...