Конспек урока по развитию математической грамотности
план-конспект занятия по математике (6 класс)

Костерина Ирина Александровна

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, как способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. Одним из ее составляющих является математическая грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методичекая разработка урока по развитию математической грамотности

Автор: Костерина Ирина Александровна

Место работы: МБОУ «Пятинская СОШ»

Должность: учитель математики

Вид работы: методическая разработка занятия

Тема: Решение задач практического содержания

Методический комментарий к уроку.

Тема урока: «С математикой в путь!»

Тип урока: урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков

Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников

Задачи урока:

Образовательная:

  • Усиление прикладной направленности
  • Формирование функциональной грамотности школьников
  • повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами
  • продолжить работу над развитием вычислительных навыков, используя знания по теме «Проценты».

Воспитательная:

• добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;

• способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности

• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;

Развивающая:

  • развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности

Познавательные УУД:

- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

– уметь слушать и слышать, уметь работать в группе

Планируемые результаты:

Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием

Метапредметные:

- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,

- уметь анализировать задачу,

- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

Оборудование урока:

1. Физическая карта России

2. Карточки-задания.

3. Ноутбук

УМК Математика 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Г. Мерзляк. – М.:»Вентана-Граф», 2019г.

Методическая разработка урока может быть использована как конспект урока в 6 классе

Форма проведения: классно-урочная

Структурные элементы урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Целепологание и мотивация (2 мин.)
  3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (6 мин.)
  4. Применение знаний и умений в новой ситуации (25 мин)
  5. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (6 мин.)

Методы обучения, используемые  на уроке: проблема, метод самостоятельной работы, объяснительно-наглядный.

Формы организации деятельности учащихсягрупповая, фронтальная

Формы организации учебной деятельности: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Актуальность выбранной технологии и  форм для достижения цели  урока:

Используемая на уроке  личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.

Умения и навыки учащихся, необходимые для  работы на уроке:

Навыки работы с картой, текстом, таблицей,  соблюдение санитарно – гигиенических норм

КОНСПЕКТ УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к занятию.

 - Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.

 II. Целепологание и мотивация

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Сегодня у нас необычный урок математики – мы отправимся в путешествие.

Математика – это царица наук и в повседневной жизни мы тоже часто встречаемся с задачами, которые необходимо решить, поэтому без математических знаний невозможно прожить.

- Швейцарский медик, философ, естествоиспытатель Парацельс сказал: «Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой».

- Если верить швейцарскому философу, предметы на слайде тоже связаны между собой (пицца, билет, учебник математики) Так ли это? Как они могут быть связаны между собой? (предположения детей).

-Я постараюсь вам сегодня доказать, что даже такие, на первый взгляд разные предметы могут быть связаны между собой.

- Сегодня на уроке вы будете работать в командах. Но это не значит, что кто-то сможет отдохнуть. Успех вашей команды зависит от каждого. Будьте внимательны, старательны и дружны.

Ну, а теперь отправляемся в наше путешествие!

III. Актуализация знаний.

- Ребята, а какой город вы бы хотели посетить? (ответы детей)

- Я предлагаю отправиться в Санкт-Петербург.

Давайте посмотрим на карту. (карта представлена на доске и у каждой команды)

Нам необходимо определить, какое расстояние от г. Саранска до Санкт-Петербурга. Для этого мы должны вспомнить, что такое масштаб? (Ответы детей)

- Как с помощью линейки узнать расстояние между городами, представленных на физической карте России?

IV Применение знаний и умений в новой ситуации

Задание №1

Определить по карте расстояние от  г. Саранска до г. Санкт-Петербурга

(Дети выполняют измерения)

C:\Users\андрей\Downloads\Screenshot_2022-02-10-21-06-28-95_21da60175e70af211acc4f26191b7a77.jpg

Задание №2

-  А сейчас давайте постараемся рассчитать сумму, которая может быть потрачена вами на поездку в г. Санкт-Петербург, в расчете на то, что вы будете путешествовать с родителями и на разных видах транспорта.

(Каждая команда получает конверт с задачей)

  1. «Железная дорога»

Чтобы странствовать серьезно,

Нужно нам пока не поздно,

И, пока билеты есть,

В пассажирский поезд сесть.

 Задача: Цена билета на поезд от Саранска до Санкт- Петербурга в плацкартном вагоне составляет 3500 рублей. Цена одного комплекта белья 100 рублей. Питание в вагоне ресторане 680 рублей. Определите стоимость поездки трех человек туда и обратно, учитывая, что при предварительной покупке билетов берется сбор в размере 5% от их стоимости.

  1. «Авиатраспорт»

Чтоб попасть куда хотели

 И не тратить зря недели.

Сядем мы на самолет

И отправимся в полет

Задача: Цена билета на самолете из Саранска до Санкт- Петербурга и обратно с учетом стоимости перелета 1 км пути 3 рубля. Если покупать билеты сразу туда и обратно, дается скидка в размере 5% от стоимости билетов. Определите стоимость путешествия трех человек из Саранска в Санкт Петербург  и обратно, если расстояние от Саранска до Санкт -Петербурга считать 1200 км

  1. «Автотраспорт»

Вот так это наслажденье –

Сесть на мягкое сиденье.

Сели. Едем. Красота.

Проезжаем города.

Задача: Расход бензина автомобиля марки ВАЗ составляет 9 литров на 100 км. Цена бензина марки А92  равна 50 рублей за 1 литр. Цена питания в кафе у трассы 1200 рублей. На непредвиденные расходы (штрафы, покупка запчастей и т.д.) тратится 20% стоимости бензина, потраченного на весь путь. Определите стоимость путешествия трех человек из Саранска в Санкт- Петербург и обратно, если расстояние от Саранска до Санкт -Петербурга считать 1400 км.

- Молодцы, с этим заданием вы справились.

- А какой вывод вы можете сделать?(Ответы детей)

- Город Санкт-Петербург богат своими театрами, музеями, выставками. И я предлагаю вам подумать над следующим заданием.

Задание № 3

C:\Users\андрей\Desktop\Новая папка (2)\get_file.png

Задача: На схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены забронированные места на некоторый сеанс. Сколько рублей вы заплатите за 5 билетов на этот сеанс, если вас пятеро друзей, и все хотите сидеть на одном ряду (выбирать  нужно самый дешевый вариант)?

(Команда, которая быстрее получит ответ, объясняют способ решения)

- В г.Санкт-Петербург очень много достопримечательностей, и прогулки по улицам города доставляют большое удовольствие. И сейчас вам предстоит построить свой путь, выполнив следующее задание.

Задание № 4

C:\Users\андрей\Desktop\Новая папка (2)\i (36).jpg

Это план одного из районов города. Длина и ширина каждого квартала от перекрестка до перекрестка равна 300 м. Нам нужно пройти по улицам: от перекрестка улиц Озерной  и Школьной до перекрестка бульвара Ломоносова и улицы Бажова.

1. Изобразите на рисунке какие-нибудь два возможных маршрута :один - самый короткий, а другой - не самый короткий, который длиннее 3 км.

2. Какую длину имеет самый короткий путь?

(Команда, которая быстрее получит ответ, объясняют способ решения)

IV. Закрепление изученного

- Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)

Настало время перекусить. Мы идем в пиццерию

Задание №5.

В пиццерии всегда можно получить пиццу с двумя обязательными начинками: сыром и помидорами. Но можно заказать пиццу по своему рецепту с дополнительными начинками. Вы можете выбрать из четырех различных дополнительных начинок: оливок, ветчины, грибов и колбасы.

Задача: Пиццу с какими двумя дополнительными начинками вы можете заказать, если рассчитываете потратить только 250 рублей.

Начинка пиццы

Цена пиццы

Сыр+помидоры (стандартная)

166 руб

Оливки

35 руб

Ветчина

58 руб

Грибы

25 руб

Колбаса

50 руб

Сколько у вас вариантов выбора различных комбинаций из предлагаемых дополнительных начинок? (ответы детей)

V. Подведение итогов, рефлексия

Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вы поняли как связаны между собой учебник математики, билет, пицца? (Ответы детей)

- Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания? (Ответы детей)

- Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее? (Ответы детей)

- Кого из своих одноклассников хотели бы отметить за работу на уроке? (Ответы детей)

- Что на уроке показалось вам трудным? (Ответы детей)

- Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать? (Ответы детей)

Итак, вы сегодня решали разные типы задач, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются, поэтому без математических знаний  прожить очень тяжело.

VI. Домашнее задание

А теперь, запишите домашнее задание.

Придумать свою задачу практического характера

Спасибо за урок! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся.

Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся....

Развитие математической грамотности учащихся 8 классов на уроках геометрии.

В данном материале представлены две задачи по геометрии (тема: теорема Пифагора) и методика работы с ними на уроке....

Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности

Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности...

план самообразования«Формирование и развитие математической грамотности на уроках математики.»

Совершенствование качества обучения и воспитания в современной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. И поэтому самообразование учителя  - это необходимое условие профессиональной...

Приемы работы с учащимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока (авт.: Усольцева М.Н.)

Приемы   работы с учащимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока (авт.: Усольцева М.Н.)...

Комплексная работа, направленная на развитие математической грамотности и математической культуры

Для описания достижений учащихся в области сформированности метапредметных результатов установлены следующие уровни:Недостаточный – менее 30%Низкий – 31%- 50%Средний – от 51% и до 80...

Технологическая карта урока математики с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности

Технологическая карта урока математики с включением заданий формата PISAна развитие математической грамотности...