Конспек урока по развитию математической грамотности
план-конспект занятия по математике (6 класс)
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, как способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. Одним из ее составляющих является математическая грамотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 359.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методичекая разработка урока по развитию математической грамотности
Автор: Костерина Ирина Александровна
Место работы: МБОУ «Пятинская СОШ»
Должность: учитель математики
Вид работы: методическая разработка занятия
Тема: Решение задач практического содержания
Методический комментарий к уроку.
Тема урока: «С математикой в путь!»
Тип урока: урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников
Задачи урока:
Образовательная:
- Усиление прикладной направленности
- Формирование функциональной грамотности школьников
- повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами
- продолжить работу над развитием вычислительных навыков, используя знания по теме «Проценты».
Воспитательная:
• добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
• способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности
• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
- развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в группе
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Оборудование урока:
1. Физическая карта России
2. Карточки-задания.
3. Ноутбук
УМК Математика 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Г. Мерзляк. – М.:»Вентана-Граф», 2019г.
Методическая разработка урока может быть использована как конспект урока в 6 классе
Форма проведения: классно-урочная
Структурные элементы урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Целепологание и мотивация (2 мин.)
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся (6 мин.)
- Применение знаний и умений в новой ситуации (25 мин)
- Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (6 мин.)
Методы обучения, используемые на уроке: проблема, метод самостоятельной работы, объяснительно-наглядный.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, фронтальная
Формы организации учебной деятельности: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока:
Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.
Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:
Навыки работы с картой, текстом, таблицей, соблюдение санитарно – гигиенических норм
КОНСПЕКТ УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к занятию.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.
II. Целепологание и мотивация
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня у нас необычный урок математики – мы отправимся в путешествие.
Математика – это царица наук и в повседневной жизни мы тоже часто встречаемся с задачами, которые необходимо решить, поэтому без математических знаний невозможно прожить.
- Швейцарский медик, философ, естествоиспытатель Парацельс сказал: «Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой».
- Если верить швейцарскому философу, предметы на слайде тоже связаны между собой (пицца, билет, учебник математики) Так ли это? Как они могут быть связаны между собой? (предположения детей).
-Я постараюсь вам сегодня доказать, что даже такие, на первый взгляд разные предметы могут быть связаны между собой.
- Сегодня на уроке вы будете работать в командах. Но это не значит, что кто-то сможет отдохнуть. Успех вашей команды зависит от каждого. Будьте внимательны, старательны и дружны.
Ну, а теперь отправляемся в наше путешествие!
III. Актуализация знаний.
- Ребята, а какой город вы бы хотели посетить? (ответы детей)
- Я предлагаю отправиться в Санкт-Петербург.
Давайте посмотрим на карту. (карта представлена на доске и у каждой команды)
Нам необходимо определить, какое расстояние от г. Саранска до Санкт-Петербурга. Для этого мы должны вспомнить, что такое масштаб? (Ответы детей)
- Как с помощью линейки узнать расстояние между городами, представленных на физической карте России?
IV Применение знаний и умений в новой ситуации
Задание №1
Определить по карте расстояние от г. Саранска до г. Санкт-Петербурга
(Дети выполняют измерения)
Задание №2
- А сейчас давайте постараемся рассчитать сумму, которая может быть потрачена вами на поездку в г. Санкт-Петербург, в расчете на то, что вы будете путешествовать с родителями и на разных видах транспорта.
(Каждая команда получает конверт с задачей)
- «Железная дорога»
Чтобы странствовать серьезно,
Нужно нам пока не поздно,
И, пока билеты есть,
В пассажирский поезд сесть.
Задача: Цена билета на поезд от Саранска до Санкт- Петербурга в плацкартном вагоне составляет 3500 рублей. Цена одного комплекта белья 100 рублей. Питание в вагоне ресторане 680 рублей. Определите стоимость поездки трех человек туда и обратно, учитывая, что при предварительной покупке билетов берется сбор в размере 5% от их стоимости.
- «Авиатраспорт»
Чтоб попасть куда хотели
И не тратить зря недели.
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет
Задача: Цена билета на самолете из Саранска до Санкт- Петербурга и обратно с учетом стоимости перелета 1 км пути 3 рубля. Если покупать билеты сразу туда и обратно, дается скидка в размере 5% от стоимости билетов. Определите стоимость путешествия трех человек из Саранска в Санкт Петербург и обратно, если расстояние от Саранска до Санкт -Петербурга считать 1200 км
- «Автотраспорт»
Вот так это наслажденье –
Сесть на мягкое сиденье.
Сели. Едем. Красота.
Проезжаем города.
Задача: Расход бензина автомобиля марки ВАЗ составляет 9 литров на 100 км. Цена бензина марки А92 равна 50 рублей за 1 литр. Цена питания в кафе у трассы 1200 рублей. На непредвиденные расходы (штрафы, покупка запчастей и т.д.) тратится 20% стоимости бензина, потраченного на весь путь. Определите стоимость путешествия трех человек из Саранска в Санкт- Петербург и обратно, если расстояние от Саранска до Санкт -Петербурга считать 1400 км.
- Молодцы, с этим заданием вы справились.
- А какой вывод вы можете сделать?(Ответы детей)
- Город Санкт-Петербург богат своими театрами, музеями, выставками. И я предлагаю вам подумать над следующим заданием.
Задание № 3
Задача: На схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены забронированные места на некоторый сеанс. Сколько рублей вы заплатите за 5 билетов на этот сеанс, если вас пятеро друзей, и все хотите сидеть на одном ряду (выбирать нужно самый дешевый вариант)?
(Команда, которая быстрее получит ответ, объясняют способ решения)
- В г.Санкт-Петербург очень много достопримечательностей, и прогулки по улицам города доставляют большое удовольствие. И сейчас вам предстоит построить свой путь, выполнив следующее задание.
Задание № 4
Это план одного из районов города. Длина и ширина каждого квартала от перекрестка до перекрестка равна 300 м. Нам нужно пройти по улицам: от перекрестка улиц Озерной и Школьной до перекрестка бульвара Ломоносова и улицы Бажова.
1. Изобразите на рисунке какие-нибудь два возможных маршрута :один - самый короткий, а другой - не самый короткий, который длиннее 3 км.
2. Какую длину имеет самый короткий путь?
(Команда, которая быстрее получит ответ, объясняют способ решения)
IV. Закрепление изученного
- Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
Настало время перекусить. Мы идем в пиццерию
Задание №5.
В пиццерии всегда можно получить пиццу с двумя обязательными начинками: сыром и помидорами. Но можно заказать пиццу по своему рецепту с дополнительными начинками. Вы можете выбрать из четырех различных дополнительных начинок: оливок, ветчины, грибов и колбасы.
Задача: Пиццу с какими двумя дополнительными начинками вы можете заказать, если рассчитываете потратить только 250 рублей.
Начинка пиццы | Цена пиццы |
Сыр+помидоры (стандартная) | 166 руб |
Оливки | 35 руб |
Ветчина | 58 руб |
Грибы | 25 руб |
Колбаса | 50 руб |
Сколько у вас вариантов выбора различных комбинаций из предлагаемых дополнительных начинок? (ответы детей)
V. Подведение итогов, рефлексия
Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вы поняли как связаны между собой учебник математики, билет, пицца? (Ответы детей)
- Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания? (Ответы детей)
- Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее? (Ответы детей)
- Кого из своих одноклассников хотели бы отметить за работу на уроке? (Ответы детей)
- Что на уроке показалось вам трудным? (Ответы детей)
- Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать? (Ответы детей)
Итак, вы сегодня решали разные типы задач, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются, поэтому без математических знаний прожить очень тяжело.
VI. Домашнее задание
А теперь, запишите домашнее задание.
Придумать свою задачу практического характера
Спасибо за урок! Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/25/picture-650400-1437789434.jpg)
Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся.
Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/24/picture-1417272-1661346209.jpg)
Развитие математической грамотности учащихся 8 классов на уроках геометрии.
В данном материале представлены две задачи по геометрии (тема: теорема Пифагора) и методика работы с ними на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/31/picture-1415519-1659269363.jpg)
Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности
Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212711-1361981596.jpg)
план самообразования«Формирование и развитие математической грамотности на уроках математики.»
Совершенствование качества обучения и воспитания в современной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. И поэтому самообразование учителя - это необходимое условие профессиональной...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-753275-1484130478.jpg)
Приемы работы с учащимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока (авт.: Усольцева М.Н.)
Приемы работы с учащимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока (авт.: Усольцева М.Н.)...
Комплексная работа, направленная на развитие математической грамотности и математической культуры
Для описания достижений учащихся в области сформированности метапредметных результатов установлены следующие уровни:Недостаточный – менее 30%Низкий – 31%- 50%Средний – от 51% и до 80...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/12/picture-1100099-1547311905.jpg)
Технологическая карта урока математики с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности
Технологическая карта урока математики с включением заданий формата PISAна развитие математической грамотности...