Олимпиадная математика
презентация к уроку по математике (5, 6, 7 класс)

Зеленова Галина Алексеевна

Внеклассная работа по математике позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики , выходящими за рамки школьной программы.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnaya_matematika.pptm1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассная работа по математике для 6 - 7 классов «Олимпиадная математика» 5 + X 7 y Автор: учитель математики Нестиарской ОШ Зеленова Г.А.

Слайд 2

Эвристические приемы решения логических задач

Слайд 3

Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным. Блез Паскаль Процесс решения логических задач схож с процессом решения настоящих творческих задач в науке и технике и повторяет все этапы творческого мышления. Логические задачи являются оптимальным средством развития творческого мышления и эвристической деятельности школьников. При решении логических задач используется ряд эвристических приемов которые могут быть сформированы у школьников пятых-шестых классов на уроках математики.

Слайд 4

Эвристические приемы решения логических задач Прием конкретизации задачи. Прием переструктурирования задачи. Прием разбиения задачи на части. Приемы моделирования : 1. Моделирование на полупрямой. 2. Моделирование с помощью таблицы. 3. Моделирование с помощью графов. 4. Моделирование с помощью кругов Эйлера. 5. Моделирование с помощью блок-схемы.

Слайд 5

Моделирование на полупрямой Если в задаче имеется множество объектов и требуется установить взаимоотношения между элементами этого множества , то задачу можно решить на полупрямой .

Слайд 6

Задача На дискотеке собрались четверо друзей: Аня , Вика , Миша и Коля. Коля пришел раньше Ани , но не был первым. Определите , в какой последовательности друзья приходили к месту встречи , если Вика пришла последней.

Слайд 7

Решение задачи Построим модель описанной ситуации , считая обычный луч ‘’ линией времени ’’ . Последовательность явки друзей к месту встречи видна на рисунке. К А К К К А А А В В М

Слайд 8

Моделирование с помощью таблицы Таблицу целесообразно использовать , если в процессе решения необходимо установить соответствие между элементами двух или нескольких различных множеств.

Слайд 9

Задача 1 В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее: 1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом. 2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами. 3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом. 4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика. 5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником. 6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом. 7. Радист боксом не увлекается. Назовите профессию каждого служащего.

Слайд 10

Решение Пилот Штурман Бортмеханик Радист Синоптик Потапов Щедрин Семенов Коновалов Самойлов Начнем решение задачи с построения логического квадрата. Элементы первого множества (фамилии) записываем в строках, а элементы второго множества (профессии) расположим по колонкам. Проведем анализ условия задачи ,c делаем на его основе выводы и зафиксируем их в таблице:

Слайд 11

Пилот Штурман Бортмеханик Радист Синоптик Потапов - - Щедрин - + - - - Семенов - - Коновалов - - Самойлов - - - Из условия 1 следует, что ни Щедрин, ни Коновалов пилотом быть не могут. Поставим на соответствующих клетках (на пересечении фамилии и профессии) знак «минус». Из условия 2 ясно, что ни Потапов, ни Коновалов пока еще не штурманы. Занесем в таблицу и это. Условие 3 приводит к выводу, что радист не Щедрин и не Самойлов. . Условие 4 говорит о том, что фамилия синоптика не Щедрин и не Семенов Условие 5 подсказывает, что бортмеханик не Потапов и не Щедрин. Записав это в таблицу, мы увидим, что в строке «Щедрин» знаками «минус» заполнены все клетки, кроме одной, говорящей о том, что Щедрин может быть только штурманом, и никем иным. Отметим этот вывод и поставим в соответствующей клетке знак «плюс». А поскольку, согласно условию задачи, речь идет только об одном штурмане, то и в столбце «штурман» в оставшихся незаполненных клетках проставляем знаки «минус».

Слайд 12

Пилот Штурман Бортмеханик Радист Синоптик Потапов - - - + - Щедрин - + - - - Семенов + - - - - Коновалов - - + - - Самойлов - - - - + Продолжим анализ. Из условия 6 видно, что синоптик – не Коновалов и не Семенов. Отмечаем это в таблице. Условие 7, сопоставленное с условием 6, показывает, что радист – не Коновалов и не Семенов. Ставим в соответствующие клетки знак «минус». Теперь в строке «Коновалов» осталась одна клетка, в которой не стоит знак минус, следовательно, Коновалов – бортмеханик. Отмечаем это знаком «плюс», а в других клетках в столбце «бортмеханик» проставляем знаки «минус», так как других бортмехаников по условию задачи нет. Не стоит знак «минус» и в верхней клетке, в столбце «радист». Эта клетка расположена в строке «Потапов». Значит, Потапов– радист. Отметим это знаком «плюс» и заполним знаками «минус» другие свободные клетки в строке «Потапов» (ведь никем, кроме радиста, он быть не может). Из таблицы видно, что пилот – Семенов, а синоптик – Самойлов. Решение задачи завершено. Вот заполненная до конца таблица:

Слайд 13

Задача 2 Три клоуна Бим, Бам и Бом вышли на арену в красной, зеленой и синей рубашках. Их туфли были тех же цветов. У Бима цвета рубашки и туфель совпадали. У Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зеленых туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны?

Слайд 14

Решение: Составим таблицу, в столбцах которой отметим возможные цвета рубашек и туфель клоунов (буквами К, З и С обозначены красный, зеленый и синий цвета). Будем заполнять таблицу, используя условия задачи. Туфли Бама зеленые, а рубашка не является зеленой. Ставим знак + в клетку 2-й строки и 5-го столбца, и знак - в клетку 2-й строки и 2-го столбца. Следовательно, у Бима и Бома туфли уже не могут быть зелеными, так же как не могут быть туфли Бама синими или красными. Далее, туфли и рубашка Бома не являются красными, отметим соответствующие ячейки таблицы знаком – . Из таблицы, заполненной на этом этапе, видим, что красные туфли могут быть только у Бима , а, следовательно, туфли Бома - синие. рубашка рубашка рубашка туфли туфли туфли Бим + - - Бам - - + - Бом - - - + к з с к з с

Слайд 15

Цвет рубашки Бима совпадает с цветом его туфель и является красным. Теперь легко устанавливается владелец зеленой рубашки - Бом. Бам, в таком случае, одет в рубашку синего цвета. Мы полностью заполнили таблицу, в которой однозначно устанавливаются цвета туфель и рубашек клоунов (см. табл. 2): Бим одет в красную рубашку и красные туфли, Бам в синей рубашке и зеленых туфлях, Бом в зеленой рубашке и туфлях синего цвета. Бим одет в красную рубашку и красные туфли, Бам в синей рубашке и зеленых туфлях, Бом в зеленой рубашке и туфлях синего цвета. Ответ: рубашка рубашка рубашка туфли туфли туфли Бим + - - + - - Бам - - + - + - Бом - + - - - + к з с к з с

Слайд 16

Задача 3 Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошел к пчелам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам пчелкам. Пчелки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с медом. Мы дадим тебе меда, если ты сможешь с помощью двух сосудов вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4 л!» Винни-Пух долго думал, но все-таки смог решить задачку. Как он это сделал? « Винни-Пух и пчелы»

Слайд 17

Решение . Решение лучше и удобнее оформить в виде таблицы: 1 c пособ ; 2 способ: Ходы 1 2 3 4 5 6 5 л 5 2 2 - 5 4 3 л - 3 - 2 2 3 Ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 5 л - 3 3 5 - 1 1 4 3 л 3 - 3 1 1 - 3 -

Слайд 18

Как в результате получить 7 литров? – Нужно к 5 литрам долить 2 л. А где их взять? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л. А как их получить? В 8 литровый перелить из 5 литрового 5 литров, потом еще три. Решение задачи показано в таблице: Ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 л - 5 5 8 - 2 7 5 л 5 - 5 2 2 5 - Решение

Слайд 19

Задача 4 Бэтмен и Человек-Паук никак не могли определить, кто из них самый главный супер-герой. Что только они не делали: отжимались, бегали 100 метровку, подтягивались – то один победит, то другой. Так и не разрешив свой спор, отправились они к мудрецу. Мудрец подумал и сказал: «Самый главный супер-герой – это не тот, кто сильнее, а тот, кто сообразительнее! Вот, кто решит первым задачу, тот и будет самым-самым! Слушайте: имеются два сосуда вместимостью 8 л и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из источника 7 л «живой воды?» Помогите вашему любимому герою решить эту задачу. Бэтмен и Человек-Паук

Слайд 20

Задача 5 Дядя Федор собрался ехать к родителям в гости и попросил у кота Матроскина 4 л простоквашинского молока. А у Матроскина только 2 пустых бидона: трехлитровый и пятилитровый и восьмилитровое ведро, наполненное молоком. Как Матроскину отлить 4 литра молока с помощью имеющихся сосудов? «Молоко из Простоквашино »

Слайд 21

Решение ► Переливаем из восьмилитрового ведра 5 литров молока в пятилитровое. ► Переливаем из пятилитрового бидона 3 литра в трёхлитровый. ► Переливаем их теперь в восьмилитровое ведро. Итак, теперь трёхлитровое ведро пусто, в восьмилитровом 6 литров молока, а в пятилитровом 2 литра молока. ► Переливаем 2 литра молока из пятилитрового бидона в трёхлитровый, а потом наливаем 5 литров из восьмилитрового ведра в пятилитровый бидон. Теперь в восьмилитровом 1 литр молока, в пятилитровом - 5, а в трёхлитровом - 2 литра молока. ►Доливаем дополна трёхлитровый бидон из пятилитрового и переливаем эти 3 литра в восьмилитровое ведро. В восьмилитровом ведре стало 4 литра, так же, как и в пятилитровом бидоне.

Слайд 22

Задача 6 Губке Бобу срочно нужно налить из водопроводного крана 6 л воды. Но он имеет лишь два сосуда 5-литровый и 7-литровый. Как ему это сделать? «Губка Боб»

Слайд 23

Решение Решение задачи представлено в таблице: Ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 л 7 2 2 - 7 4 4 - 7 6 5 л - 5 - 2 2 5 - 4 4 5

Слайд 24

Решение Решение задачи показано в таблице: Ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 12 л 12 4 4 9 9 1 1 6 8 л - 8 3 3 - 8 6 6 5 л - - 5 - 3 3 5 -

Слайд 25

Задача 8 Шрек решил сделать Фионе подарок на день рождения – приготовить суп, о котором она мечтала уже давно. Рецепт этого супа он нашел в поваренной книге, но возникла небольшая проблема: нужно налить в кастрюлю ровно 5 л воды. Но как это сделать, если у Шрека 7-литровое ведро и 3-литровая банка? Помогите своему любимому герою исполнить мечту Фионы. « Шрек и Фиона »

Слайд 26

Решение Решение задачи представлено в таблице: Ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 л - 3 3 6 6 7 - 2 2 5 3 л 3 - 3 - 3 2 2 - 3 -

Слайд 27

Задача 7 Тому Сойеру нужно покрасить забор. Он имеет 12 л краски и хочет отлить из этого количества половину, но у него нет сосуда вместимостью в 6 л. У него 2 сосуда: один – вместимостью в 8 л, а другой – вместимостью в 5 л. Каким образом налить 6 л краски в сосуд на 8 л? Какое наименьшее число переливаний необходимо при этом сделать? «Том Сойер »

Слайд 28

Моделирование с помощью графов Решать некоторые математические задачи помогают специальные схемы , состоящие из точек и соединяющих их дуг или стрелок . Такие схемы называют графами , точки называют вершинами графа, а дуги- ребрами графа .

Слайд 29

Решение: Из пятого условия следует, что Жанна знает французский язык. Из третьего условия- Марина не знает ни немецкого, ни английского, а французский знает Жанна, поэтому Марина знает испанский и рассматривая первое условие она играет на гитаре. Из второго условия видим, что Лариса играет на пианино, т.к. Марина играет на гитаре, а на других инструментах она играть не умеет, и значит, она говорит по-немецки. Англ. Франц. Немец. Испанский Марина Лариса Жанна Катя Пианино Виолончель Гитара Скрипка

Слайд 30

Т.к. Жанна не играет на скрипке, то остается один инструмент, на котором она может играть- это виолончель. Тогда Катя играет на скрипке, и знает английский язык. Задача решена. Англ. Франц. Немец. Испанс. Лариса Жанна Катя Виолончель Гитара Скрипка Марина Пианино

Слайд 31

Задача 1 Марина, Лариса, Жанна и Катя умеют играть на разных инструментах( пианино, виолончели, гитаре, скрипке), но каждая только на одном. Они же знают иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), но каждая только один. Известно: Девушка, которая играет на гитаре говорит на испанском. Лариса не играет ни на скрипке ни на виолончели и не знает английского языка. Марина не играет ни на скрипке, ни на виолончели и не знает ни немецкого, ни английского. Девушка, которая говорит на немецком не играет на виолончели. Жанна знает французский язык, но не играет на скрипке. Кто на каком инструменте играет и какой иностранный язык знает?

Слайд 32

Задача 2 В пяти корзинах лежали яблоки пяти разных сортов. Яблоки первого сорта лежат в корзинах Г и Д; яблоки второго сорта - в корзинах А. Б, Г; в корзинах А, Б, В имеются яблоки пятого сорта, в корзине В имеются к тому же яблоки четвертого сорта, а в корзине Д-третьего. Пронумеруйте каждую корзину так, чтобы в корзине №1 были яблоки первого сорта (хотя бы одно); в корзине № 2-второго и т.д.

Слайд 33

Решение Составим граф: №1-Г; №2-А или №2-Б; №3-Д; №4-В; №5-Б или №5-А Ответ: А Б В Г Д 1 сорт 5 сорт 4 сорт 3 сорт 2 сорт

Слайд 34

Задача 3 В обеденный перерыв предприниматели разговорились, кто сколько газет читает. Выяснилось, что каждый выписывает и читает две и только две газеты, каждую газету читают пять человек, и любая комбинация читается одним человеком. Сколько названий газет выписывают предприниматели? Сколько всего было человек? Решение Ответ: 6 наименований газет, 15 человек.

Слайд 35

Задача 4 В клубе «Отдых» познакомились 3 любителя клубной музыки видов техно, хаус, рейв. Один говорит: «Вы какую музыку больше любите? Я техно люблю!». Другой ответил, что любит хаус, а третий сказал, что не любит ни техно, ни хаус, но зато обожает рейв. Интересно то, что все они были в банданах и рубашках черного, белого и желтого цветов, но цвет банданы и рубашки совпадал только у любителя техно. А у любителя хаус ни рубашка, ни бандана не были белыми. А любитель рейв был в желтой рубашке. Определите цвет рубашек и бандан каждого из любителей клубной музыки. «Любители музыки»

Слайд 36

Решение сводится к нахождению трех сплошных треугольников с вершинами в разных множествах. У любителя техно рубашка и бандана белого цвета; у любителя хаус черная рубашка и желтая бандана; у любителя рейв желтая рубашка и черная бандана. Ответ : Решение Бандана белая Бандана черная техно Бандана желтая рейв Рубашка черная рубашка белая Рубашка желтая хаус

Слайд 37

Задача 5 Жила-была одна дружная семья: мама, папа и сын. Они все любили делать вместе. Но вот мультфильмы любили разные: «Ну, погоди!», «Покемоны», «Том и Джерри». Определите, какой мультфильм любит каждый из них, если мама, папа и любитель мультфильма «Покемоны» никогда не унывают, а папа и любитель мультфильма «Том и Джерри» делают зарядку по утрам? «Любимые мультфильмы»

Слайд 38

Решение Рассмотрим множество людей: мама, папа, сын и множество мультфильмов «Ну, погоди!», «Покемоны», «Том и Джерри». Обозначим элементы этих двух множеств точками: Если точке из одного множества соответствует точка другого множества, будем соединять эти точки сплошной толстой линией, если не соответствует – то сплошной тонкой. Заметим, что по условию задачи у человека только один любимый мультфильм. «Ну, погоди!» «Покемоны» «Том и Джерри» мама папа сын

Слайд 39

Граф на рисунке выглядит следующим образом: Теперь мы установили, что папа любит мультфильм «Ну, погоди!», сын – «Покемоны». В обеих множествах остается только по одной точке, следовательно мама любит мультфильм «Том и Джерри». Задача решена. «Ну, погоди!» «Покемоны» мама папа сын «Том и Джерри»

Слайд 40

Задача 6 Четыре футбольных команды: итальянская команда «Милан», испанская – «Реал», российская – «Зенит», английская – «Челси» встретились в групповом этапе лиги чемпионов по футболу. Их тренировали тренеры из этих же четырех стран: итальянец Антонио, испанец Родриго, русский Николай, англичанин Марк. Известно, что национальность у всех четырех тренеров не совпадала с национальностью команд. Требуется определить тренера каждой команды, если известно: а) Зенит не тренируется у Марка и Антонио. б) Милан обещал никогда не брать Марка главным тренером. «Футбол»

Слайд 41

Решение Исходя из условий задачи, получаем следующий граф. Сразу можем сделать вывод, что российская команда «Зенит» тренируется у испанца Родриго. Чертеж примет вид: Италия «Милан» Испания «Реал» Россия «Зенит» Англия «Челси» Италия Антонио Испания Родриго Россия Николай Англия Марк Италия «Милан» Испания «Реал» Россия «Зенит» Англия «Челси» Италия Антонио Испания Родриго Россия Николай Англия Марк

Слайд 42

Теперь получили, что итальянская команда «Милан» тренируется у русского Николая. Внесем и эти изменения в чертеж, получим: Приходим к выводу, что английская команда «Челси» тренируется у итальянца Антонио и испанская команда «Реал» тренируется у англичанина Марка. Российская команда «Зенит» тренируется у испанца Родриго; итальянская команда «Милан» тренируется у русского Николая; английская команда «Челси» тренируется у итальянца Антонио; испанская команда «Реал» тренируется у англичанина Марка. Ответ: Италия «Милан» Испания «Реал» Россия «Зенит» Англия «Челси» Италия Антонио Испания Родриго Россия Николай Англия Марк

Слайд 43

Задача 7 Жили-были на свете три поросёнка, три брата: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Построили они три домика: соломенный, деревянный и кирпичный. Все три брата выращивали возле своих домиков цветы: розы, ромашки и тюльпаны. Известно, что Ниф-Ниф живет не в соломенном домике, а Наф-Наф – не в деревянном; возле соломенного домика растут не розы, а тот, у кого деревянный домик, выращивает ромашки. У Наф-Наф аллергия на тюльпаны, поэтому он не выращивает их. Узнайте, кто в каком домике живет и какие цветы выращивает. «Три поросёнка»

Слайд 44

Решение Из условий задачи получаем граф: Можно сделать вывод, что возле кирпичного домика растут розы, а возле соломенного – тюльпаны. А так как Наф-Наф живет не в деревянном домике, то он и не выращивает ромашки. А так как на тюльпаны у него аллергия, то он может выращивать только розы. Ниф-Ниф Наф-Наф Нуф-Нуф розы деревянный кирпичный тюльпаны ромашки соломенный

Слайд 45

Внесем эти данные в чертеж и получим: Теперь стало ясно и то, что Ниф-Ниф живет в деревянном домике и выращивает ромашки. Методом исключения получаем, что Нуф-Нуф живет в соломенном домике и выращивает тюльпаны. Наф-Наф живет в кирпичном домике и выращивает розы; Ниф-Ниф живет в деревянном домике и выращивает ромашки; Нуф-Нуф живет в соломенном домике и выращивает тюльпаны. Ответ: Ниф-Ниф Наф-Наф Нуф-Нуф розы деревянный кирпичный тюльпаны ромашки соломенный

Слайд 46

Задача8 В компьютерном классе на уроке информатики, во время отсутствия учителя, пять ребят – Максим, Настя, Саша, Рома, Сережа – отвлеклись от нужной работы и стали играть в такие игры: пасьянс «Паук», гонки, сапер, «Марио», тетрис. Каждый из них играл только в одну игру. • Саша думал, что в «Марио» играет Настя. • Настя предполагала, что Рома играет в тетрис, а Максим – в гонки. • Рома считал, что Сережа играет в гонки, а Саша – в сапера. • Максим думал, что Настя раскладывает пасьянс «Паук», а в «Марио» играет Рома. В результате оказалось, что все они ошиблись в своих предположениях. Кто и во что играл? «Компьютерные игры» Ответ : Сережа играл в «Марио»; Рома – в пасьянс «Паук»; Саша – в гонки; Настя – в сапера; Максим – в тетрис.

Слайд 47

Задача 9 В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся «Пепси», «Кока-кола», квас и «Спрайт». Известно, что «Спрайт» и «Пепси» не в бутылке, сосуд с «Кока-колой» находится между кувшином и сосудом с квасом, в банке – не «Кока-кола» и не «Спрайт». Стакан находится около банки и сосуда с «Пепси». Как распределены эти жидкости по сосудам? « Пепси » , « Кока-кола » , квас и « Спрайт » Ответ : Квас в банке; «Пепси» в кувшине; «Кока-кола» в бутылке; «Спрайт» в стакане.

Слайд 48

Моделирование с помощью кругов Эйлера Задачи, которые можно решить с помощью кругов Эйлера нельзя решить иначе, по сравнению с табличным методом или при помощи графов. Этот способ решать задачи придумал в XVIII в. великий Леонард Эйлер. Круги Эйлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие. Иногда с помощью арифметических действий решить задачу легче.

Слайд 49

Некоторые ребята из нашего класса любят ходить в кино. Известно, что 15 ребят смотрели фильм «Обитаемый остров», 11 человек – фильм «Стиляги», из них 6 смотрели и «Обитаемый остров», и «Стиляги». Сколько человек смотрели только фильм «Стиляги»? Задача 1 "Обитаемый остров" и "Стиляги"

Слайд 50

Решение Чертим два множества таким образом: 6 человек, которые смотрели фильмы «Обитаемый остров» и «Стиляги», помещаем в пересечение множеств. 15 – 6 = 9 – человек, которые смотрели только «Обитаемый остров». 11 – 6 = 5 – человек, которые смотрели только «Стиляги». Получаем:

Слайд 51

Среди школьников шестого класса проводилось анкетирование по любимым мультфильмам. Самыми популярными оказались три мультфильма: «Белоснежка и семь гномов», «Губка Боб Квадратные Штаны», «Волк и теленок». Всего в классе 38 человек. «Белоснежку и семь гномов» выбрали 21 ученик, среди которых трое назвали еще «Волк и теленок», шестеро – «Губка Боб Квадратные Штаны», а один написал все три мультфильма. Мультфильм «Волк и теленок» назвали 13 ребят, среди которых пятеро выбрали сразу два мультфильма. Сколько человек выбрали мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны»? Задача 2 «Любимые мультфильмы»

Слайд 52

В этой задаче 3 множества, из условий задачи видно, что все они пересекаются между собой. Получаем такой чертеж: Решение Учитывая условие, что среди ребят, которые назвали мультфильм «Волк и теленок» пятеро выбрали сразу два мультфильма, получаем:

Слайд 53

21 – 3 – 6 – 1 = 11 – ребят выбрали только «Белоснежку и семь гномов». 13 – 3 – 1 – 2 = 7 – ребят смотрят только «Волк и теленок». Получаем : 38 – (11 + 3 + 1 + 6 + 2 + 7) = 8 – человек смотрят только «Губка Боб Квадратные Штаны». Делаем вывод, что «Губка Боб Квадратные Штаны» выбрали 8 + 2 + 1 + 6 = 17 человек. Ответ: 17 человек выбрали мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны».

Слайд 54

В магазин «Мир музыки» пришло 35 покупателей. Из них 20 человек купили новый диск певицы Максим, 11 – диск Земфиры, 10 человек не купили ни одного диска. Сколько человек купили диски и Максим, и Земфиры? Задача 3 «Мир музыки»

Слайд 55

Изобразим эти множества на кругах Эйлера. Теперь посчитаем: Всего внутри большого круга 35 покупателей, внутри двух меньших 35–10=25 покупателей. По условию задачи 20 покупателей купили новый диск певицы Максим, следовательно, 25 – 20 = 5 покупателей купили только диск Земфиры. А в задаче сказано, что 11 покупателей купили диск Земфиры, значит 11 – 5 = 6 покупателей купили диски и Максим, и Земфиры: Ответ: 6 покупателей купили диски и Максим, и Земфиры. Решение

Слайд 56

На полке стояло 26 волшебных книг по заклинаниям. Из них 4 прочитал и Гарри Поттер , и Рон . Гермиона прочитала 7 книг, которых не читали ни Гарри Поттер , ни Рон , и две книги, которые читал Гарри Поттер . Всего Гарри Поттер прочитал 11 книг. Сколько книг прочитал Рон ? Задача 4 «Гарри Поттер , Рон и Гермиона »

Слайд 57

Решение Учитывая условия задачи, чертеж будет таков: Так как Гарри Поттер всего прочитал 11 книг, из них 4 книги читал Рон и 2 книги – Гермиона , то 11 – 4 – 2 = 5 – книг прочитал только Гарри. Следовательно, 26 – 7 – 2 – 5 – 4 = 8 – книг прочитал Рон . Ответ: 8 книг прочитал Рон .

Слайд 58

В доме творчества 70 ребят. Из них 27 занимаются в драмкружке, 32 поют в хоре, 22 увлекаются спортом. В драмкружке 10 ребят из хора, в хоре 6 спортсменов, в драмкружке 8 спортсменов; 3 спортсмена посещают и драмкружок и хор. Сколько ребят не поют, не увлекаются спортом, не занимаются в драмкружке? Сколько ребят заняты только спортом? «Дом творчества» Задача 5

Слайд 59

Решение Изобразим множества следующим образом: 70 – (6 + 8 + 10 + 3 + 13 + 6 + 5) = 19 – ребят не поют, не увлекаются спортом, не занимаются в драмкружке. Только спортом заняты 5 человек. Ответ: 5 человек заняты только спортом.

Слайд 60

Из 100 ребят, отправляющихся в детский оздоровительный лагерь, кататься на сноуборде умеют 30 ребят, на скейтборде – 28, на роликах – 42. На скейтборде и на сноуборде умеют кататься 8 ребят, на скейтборде и на роликах – 10, на сноуборде и на роликах – 5, а на всех трех – 3. Сколько ребят не умеют кататься ни на сноуборде, ни на скейтборде, ни на роликах? Задача 6 «Экстрим»

Слайд 61

Решение Всеми тремя спортивными снарядами владеют три человека, значит, в общей части кругов вписываем число 3. На скейтборде и на роликах умеют кататься 10 человек, а 3 из них катаются еще и на сноуборде. Следовательно, кататься только на скейтборде и на роликах умеют 10-3=7 ребят. Аналогично получаем, что только на скейтборде и на сноуборде умеют кататься 8-3=5 ребят, а только на сноуборде и на роликах 5-3=2 человека. Внесем эти данные в соответствующие части. Определим теперь, сколько человек умеют кататься только на одном спортивном снаряде. Кататься на сноуборде умеют 30 человек, но 5+3+2=10 из них владеют и другими снарядами, следовательно, только на сноуборде умеют кататься 20 ребят. Аналогично получаем, что только на скейтборде умеют кататься 13 ребят, а только на роликах – 30 ребят. По условию задачи всего 100 ребят. 20+13+30+5+7+2+3=80 – ребят умеют кататься хотя бы на одном спортивном снаряде. Следовательно, 20 человек не умеют кататься ни на одном спортивном снаряде.

Слайд 62

Ответ: 20 человек не умеют кататься ни на одном спортивном снаряде.

Слайд 63

Заключение Мною были рассмотрены различные методы решения логических задач. Решая какую-либо задачу не надо останавливаться на каком-то одном приеме, ведь вероятнее всего эту же задачу можно решить и другим методом, который будет и легче и проще для данной задачи. Задачи, которые представлены в этой работе, я разбирала с учениками на занятиях кружка по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадная математика 5-7 класс

В презентации представлены по 10 олимпиадных задач для 5-7 классов. Материал может быть использован в 5-7 классах как на уроке математики, так и во внеурочное время....

Курс работы с одаренными детьми "Олимпиадная математика"

Курс занятий по работе с одаренными учащимися «Олимпиадная математика» ориентирован на учащихся 10-11-х классов и направлен на развитие их математических способностей, то есть способностей к логическо...

ПРОГРАММА курса «Олимпиадная математика»

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной...

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Олимпиадная математика»

Программа кружка «Олимпиадная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в соответствии с возрастными и индивидуальны...

Программа кружка «Олимпиадная математика»

Программа кружка «Олимпиадная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в соответствии с возрастными и индивидуальны...

Вступительный тест в кружок по олимпиадной математике

Вступительный тест на кружок по олимпиадной математике для разбиения на группы. Позволяет достаточно точно понять занимался раньше ли ученик и насколько усердно он это делал.Можно использовать для 6 к...

Рабочая программа внеурочной деятельности 7 класс "Олимпиадная математика"

Рабочая программа внеурочной деятельности 7 класс "Олимпиадная математика"...