Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "?" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания |
2. Актуализация знаний | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
| Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. 0,17 | 1,03 | 0,6 | 0,38 | 0,009 | 52% | 12% | 30% | 66% | 114% |
| Учащиеся устно выполняют предложенное задание
|
- Для того чтоб мы решали задачи на проценты, мы должны четко знать, что такое 1 %. | 1 % - это сотая часть числа т.е. |
- Как найти 25% числа? | Число умножить на 0,25 или разделить на 4. |
- Как найти 50% ? | Число умножить на 0,5 или разделить на 2. |
- Давайте вспомним основные задачи на проценты. |
|
а) как найти процент от числа? Найдите: 38% от 450 Решение: 38% = 0,38 450 0,38 =171
| - Правило 1. Чтобы найти процент от числа, нужно процент записать десятичной дробью, а затем данное число умножить на эту десятичную дробь.
|
б) как найти число по его проценту? Найдите: число, 5% которого равны 14. Решение: 5% = 0,05 14 : 0,05 =280 | - Правило 2. Чтобы найти число по его проценту нужно процент записать десятичной дробью, а затем данное число разделить на полученную дробь. |
в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 130 от 520? Решение: 130 : 520 100% = 25%. | - Правило 3. Чтобы найти сколько процентов одна величина составляет от другой, нужно, составить отношение данных величин и полученную дробь умножить на 100%.
|
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
- Рассмотрим следующую задачу: - У нас в классе 26 человек. Сегодня не пришли в школу 7 человек- заболели ОРВИ. Отправят ли класс на карантин, если процент заболеваемости должен быть минимум 25%? - Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен. |
Учащиеся предлагают свои решения.
|
- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? | Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, в банке, в аптеке, в кулинарии, по телевизору, в школе) |
- Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию песка в компоте), физике, биологии (жирность сметаны). А также при сдаче экзамена ОГЭ и ЕГЭ. |
|
- Сегодня вы будете исполнять роль покупателя, вычислять как выгодно приобрести товар ; побываете в роли завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату вашему сотруднику. |
Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.
|
Тема нашего урока: Решение задач на проценты. Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. |
|
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах над поставленными задачами. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. | Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач столах. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. |
Завуч школы. 1) В пятых классах 105 учеников, 56 из них учатся на “4” и “5”. В шестых классах 48 учеников, 25 из них учатся на “4” и “5”. В седьмых классах 72 ученика, 38 из них учатся на “4” и “5”.В какой параллели качества знаний лучше? Ответ округлить до десятых процента. |
Ответ к задаче: 53,3% учащихся закончили четверть на“4” и “5” – в 5 кл. 52,2% учащихся закончили четверть на“4” и “5” – в 6 кл. 52,8% учащихся закончили четверть на“4” и “5” – в 7 кл. |
Продавец - покупатель. Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.
Товар | Cкидка на данный товар | Компьютер - 36 500 рублей | 13 % | Телефон – 7 800 рублей | 10% | Куртка - 2 400 рублей | 7 % | Спортивный костюм - 2900 рублей | 11 % | Кроссовки – 1 700 рублей | 5 % |
|
Ответ к задаче: Товар | Скидка на данный товар (руб.) | Сумма к оплате (руб.) | Компьютер | 4745 | 31755 | Телефон | 780 | 7020 | Куртка | 168 | 2232 | Спортивный костюм | 319 | 2581 | Кроссовки | 85 | 1615 |
|
Бухгалтер – сотрудник фирмы. Оклад сотрудника – 14 200 рублей. Доплата за вредность – 40 % Доплата за выслугу лет- 20% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 55% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник? |
Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 720 рублей, Премия 12 496 рублей, Общая сумма 35 216 рублей, Налог 4 578,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 30 637,92 рубля. |
Врач - пациент 1) Средняя продолжительность жизни в России не курящего человека 62года, а курящего 52,7 года. Определите, на сколько процентов укорачивает свою жизнь курящий человек? |
Ответ к задаче: 52,7 : 62100 = 85% - живет курящий человек. 100% - 85% = 15% - на столько укорачивает свою жизнь курящий человек. |
5. Физминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать - Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
- Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
- Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. |
8. Информация о домашнем задании | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся получают дифференцированное задание на дом, читают задают вопросы. | |
Решите следующую задачу: В семье Сидоровых, состоящей из папы, мамы, выпускника 11 класса Сергея и маленького Димы семейный бюджет делится следующим образом:
Статья расхода | % от семейного бюджета | Оплата на содержание дома | 8 | Плата за детский сад | 2 | Покупка продуктов | 27 | Посещение курсов подготовки к ЕГЭ | 10 | Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, посещение мероприятий и т. п) | 29 | В копилку | 24 |
Рассчитайте: 1)Какая сумма идет на каждую статью расходов, если папа получает 23000 р, а мама 17000 р в месяц 2) Смогут ли Сидоровы съездить в санаторий через три месяца, потратив деньги из копилки, если зарплату родителям повысят одновременно на 7%, а цены на продукты повысят на 14%? Расходы на 1 день пребывания в санатории на 4 человека, включая транспортные расходы из Биробиджана, 8500 р. На сколько дней? На «3» - ответить на первый вопрос к задаче На «4» ответить на второй вопрос задачи. На «5» - придумать и решить творческую задачу, другой тематики. |