Конспект урока математики в 5 классе
презентация к уроку по математике (5 класс)

Чувашина Наталия Валентиновна

Конспект урока математики в 5 классе "Деление десятичных дробей на натуральные числа ". Автор учебника Н.Я. Виленкин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Деление десятичных дробей на натуральные числа"

             5 класс

Цели урока:

Образовательная: повторить с учащимися правила деления десятичных                           дробей на натуральные числа; деления десятичных дробей на 10, 100, 1000;                                    закрепить навык деления десятичных дробей на натуральные числа;                                проконтролировать умение учащихся применять их при решении заданий;

Развивающая:          развивать интерес и любовь к математике;

Воспитательная: воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, культуру общения, культуру диалога.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация,                                      карточки с самостоятельной работой.    

                                                   «Математику нельзя изучить,                                                                                                           наблюдая, как это делает сосед»

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

                Здравствуйте! Я - Запятая. И вовсе я не сбежала из учебника по русскому языку. Вы ведь и сами знаете, что в математике я тоже нужна. Люблю на досуге встать где-нибудь среди цифр целого и превращаю его в десятичную дробь. В царстве Математики, куда я вас сегодня приглашаю,

я буду вашим экскурсоводом.  

                Сегодня я Вас приглашаю в царство десятичных дробей. В нашем царстве есть и король – важный и толстый Нуль, и придворные – Числа, и подданные – умножение и деление, встречаются даже шпионы – неизвестные Иксы и прочие подозрительные типы. На пути нам встретятся препятствия, желаю Вам благополучно их преодолеть. Царство Математики – древняя страна. Много занятных историй на её веку.

                В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жил да был царь, и у него был сын Иван. Царь прослышал, что за тридевять земель, в некотором царстве десятичных дробей живет Елена Прекрасная. Чудо как хороша. И отправил царь Иван - Царевича сватать Елену Прекрасную.

               - Пригож гость, да умен ли? Пойду, - говорит Елена Прекрасная, - за тебя замуж. Только ты должен сначала, как водится, мою задумку выполнить. А должен ты, мил друг Иван - Царевич, по свету походить, да делить  десятичные дроби на натуральные числа научиться. (И мы с Иван - Царевичем на уроке будем делить  десятичные дроби на натуральные числа. Запишем число и тему сегодняшнего урока).

Сообщение темы и целей урока.

II. Устный счет                              

    1. Повторение теоретического материала

1)  Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

2) Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000?

Знай, что деление дробей десятичных,

На натуральные числа – обычное.

Только запомни совет мой простой:

Надо внимательным быть с запятой.

Закончил деление целой части,

Сразу поставь запятую в частном!

   

    2. Индивидуальная работа у доски (работают трое учащихся).

           Задание 1. Вычисли:  а) 14,54 ׃ 100;   б) 6732,8 ׃ 1000;   в) 909,2 ׃ 10.

           Задание 2. Реши уравнение:    а) 6х + 3,4 = 4,48.    (х = 0,18).

           Задание 3. Выполни деление: а) 823,4 ׃ 23        (35,8)  

    3. Фронтальная работа (все остальные учащиеся работают вместе  с              учителем). 

         1. Если ты на эти числа

             Устремишь с вниманьем взгляд,

             То найдёшь закономерность

             И продолжишь чисел ряд.

 

             (Стр. 212, № 1365(а, б))

             а) 1,2; 1,8; 2,4; 3; …    (К каждому числу для получения следующего прибавляется 0,6)

             б) 9,6; 8,9; 8,2; 7,5; … (Каждое следующее число получается вычитанием из предыдущего 0,7)

         - Молодцы!

         

        2.  Задача.

              Сколькими возможными способами можно рассадить шестерых учащихся за 6 компьютеров?

     

        3.  Вычислите:              

             а) 0,3 · 2                  б) 0,8 · 3                 в)  3,7 · 10                г) 0,87 · 0    

               

             д) 25,5 ׃ 5               е) 1,2 ׃ 2                  ж) 23 ׃ 100               з) 0׃  19,2                

                                                 

    4. Проверка индивидуальной работы

      5. Цифровой диктант

       1). 16,4 ׃ 4 = 4,1          2).  0,81 : 9 = 0,9

       3). 1,8 ׃ 2 = 9               4). 15,5 ׃ 5 = 3,1

       5). 3,5 : 5 = 0,7            6).  0,12 : 4 = 0,3

       7).  5,5 ׃ 11 = 0,5         8). 1,2 ׃ 3 = 4                 (10.011.010)                

 

III. Работа по теме урока.

    1.    Долго ли, коротко ли шел Иван - Царевич и увидел перед собой цветок необычный. На каждом лепестке цветка - деление десятичной дроби на натуральное число записано. При цветке письмо имеется: «Еже ли ты сумеешь на каждом лепестке правильно разделить десятичные дроби на натуральные числа, то из букв, к которым те частные привязаны, словцо сложится. Заветное словцо-то! Оно такую вещь означает, без которой ни одна Елена прожить не сможет!»

     1,5 ׃ 3                             0,9 ׃ 10                            0,48 ׃ 4                     0,018 ׃ 6    

       23,6 ׃ 100                          2,7 ׃  9          17,17  ׃ 17  

0,5 – А;   0,09 – Р;    0,12 – З;   0,003 – О;   0,236 – Л;    0,3 – Е;  1,01 – К;

2,3 – М;  9 – И;  5 – Д;  0,8 - У

                А зеркало то не простое, волшебное. Давно Кощеем - Бессмертным у Елены похищено. Отправился Иван дальше, зеркало то искать.

                Пока Иван зеркало ищет (вызвать к доске 1 ученика решать

№ 1421(г),  (0,101)), мы продолжим работу по делению десятичных дробей на натуральные числа.

Стр. 217, №1421 (б, в)

б)  46,002׃  164 = 0,2805;                                         в)  1,31313 ׃ 13 = 0,10101;            

               

   

     2.

               Пришёл Иван-Царевич к избушке на курьих ножках, в которой жила Баба Яга. И стоит избушка к лесу передом, а к Ивану задом. Как Иван-Царевич  избушку ни просил повернуться, а она ну ни в какую. Ивану стало ясно, что-то от него хотят. И нашёл Иван на курьих ножках задание. Реши задачу!

Скорость реактивной ступы 76 км/ч, а скорость самолета 744,8км/ч. Скорость какого летательного средства больше и во сколько раз?

(в 9,8 раз скорость самолёта больше).

Назвал Иван-Царевич правильный ответ, и повернулась избушка к нему передом, а оттуда вышла Баба Яга.

Баба Яга: Здравствуй, Иван! Куда путь-дорожку держишь?

И поведал Иван Царевич о своём горе Бабе Яге и сказывал:

- Помоги мне, бабушка, отыскать царство Кощеево. Помоги, пожалуйста!

Баба Яга: Добре! Помогу, если решишь задачу. Давайте поможем решить Иван-Царевичу задачу.

Стр. 211, № 1356

е)  30 ׃ 1500 = 0,02 (г) масса одной капли лекарства.

Ответ: 0,02г

Баба Яга: Молодец! Помогу тебе отыскать царство Кощеево. Уж больно ты мне понравился. А укажет тебе дорогу мой волшебный клубок. Поблагодарил Иванушка Бабу Ягу и отправился в путь дальше.

    3. Физкультминутка.

    4. 

               Идя по лесу, Иван-Царевич наткнулся на крестьянскую избу. Седой старик сидел перед дверью и горько плакал. Иван-Царевич спросил старика о причине его слез, тот ответил, что его побил отец за то, что он хотел вынести дедушку на солнышко погреться, да нечаянно уронил. Иван-Царевич был поражен. Войдя в хижину, он действительно увидел древних старцев. На его вопрос, как они достигли столь преклонного возраста, старцы ответили, что всю жизнь питались сыром, хлебом с солью и молоком, а своим долголетием обязаны ягодам одного кустарника. О каких ягодах  идет речь? (Работа в парах)

1) 15,3 · 4 ׃ 9 + 3,2;                             2) (4,3 + 2,4 ׃ 8) · 3.

13,8 - А,           5,6 - М,           6,8 - У,           0,78 - Р,             0,3 - И,           6,9 - Е,        59,8 - С,           75,38 -О,         10 - 3,             29400 - Д,         4,6 - Н,           61,2 - Б.

Ответ: бузина.

               Долго шёл.… Пришёл в царство Кощеево. А царство было ограждено со всех сторон крепостью каменной. А на вратах написано уравнение для Ивана-Царевича.

   Стр.211, № 1358(а)

е) (х – 5,46) · 2 = 9;

     х – 5,46 = 4,5;

     х = 9,96.

               Решил Иван Царевич уравнение, назвал ответ, и рухнула крепость Кощеева и появился сам Кощей Бессмертный. И сказал Кощей Ивану, что отдаст он ему зеркальце, если Иван решит задачу.

Давайте поможем решить Иван-Царевичу задачу.

Кощей Бессмертный: У меня в замке 8 овчарок и 9 ротвейлеров. Одну овчарку и одного ротвейлера я хочу подарить Елене Прекрасной. Сколькими способами я могу это сделать? (8 ·9 = 72).

               Молодцы! Помогли Иван-Царевичу решить задачу. Пошел Иван-Царевич к Елене Прекрасной, отдал ей зеркальце. Убедилась Елена Прекрасная, что Иван-Царевич выполнил её задание, научился делить десятичные дроби на натуральные числа.

              А вы убедите меня в этом, удачно справившись с предстоящей самостоятельной работой.

А сейчас небольшая разминка.

 -  Сегодня вы прочитаете название удивительного плода, которое по вкусу напоминает смесь ананаса и груши. Для этого вам необходимо верно решить все примеры и буквы вписать в таблицу ответов.

6,18 ׃ 6                    У

0,6 ׃ 3                      Р

7,77 ׃ 7                   К

586,1 ׃  100            Е

4 ׃ 5                        Т

76,31 ׃ 10               Ф

9,6 ׃ 8                     Д

48,48 ׃ 48               Ж

1,2

1,01

5,861

1,11

7,631

0,2

1,03

0,8

-  Молодцы! Этот джекфрут. растет в странах Южной и Юго-Восточной Азии от Индии до Индонезии.

            Дерево джекфрута красиво и величественно. В тропиках оно вырастает до огромных размеров, как большой восточный дуб. Плоды его имеют форму бочонка.

7,2 ׃ 2 · 10 =            (кг)

50 · (9 ׃ 5)  =         (см)

3 ׃ 6 =               (м)

-  Если вы правильно решите эти примеры, то узнаете массу одного джекфрута в кг, его длину в см и    диаметр плода в м.  

 Джекфрут - самый большой в мире плод, растущий на дереве.  

-  Чему же равна масса этого удивительного плода? (36 кг.)

-  Кто смог определить его длину? (90 см.)

-  Назовите диаметр плода. (0,5 м.) 

IV.  Самостоятельная работа ( 2мин., на карточках)    

Вариант 1

1.Выполните деление.

        0,42 ׃ 6         17,6 ׃ 8          25,645 ׃ 100,         38,54 ׃ 10;          4 ׃ 8.  

        (0,07; 2,2; 0,25645; 3,854; 0,5)        .

Вариант 2

1. Выполните деление.

        0,72 ׃ 9          29,4 ׃ 7        218,36 ׃ 1000;        42,6 ׃ 10;            3 ׃ 5.  

        (0,08; 4,2; 0,21836; 4,26; 0,6) 

   Молодцы ребята! Помогли сказочным героям.

                                                    Пусть герои сказок

                                                    дарят нам тепло,

                                                    пусть добро навеки

                                                    побеждает зло!

V. Задание на дом:    

      стр.213,  №1387; стр. 224, №1479 (устно);

творческое задание: придумать задачу про Бабу Ягу и Кощея Бессмертного   на деление  десятичной дроби на натуральное число.

VI.  Подведение итогов. 

Учитель собирает тетради. Выставляет оценки за урок.        

1) Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2)  Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

3) Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000?

4) Понравился ли вам сегодняшний урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник  Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...

Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.

Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....

Конспект урока математики 6 класс

Тема урока "Понятие координатной плоскости"...

Конспект урока математики 1 класс

Тема: Числа 6, 7. Написание цифры 6....

Конспект урока математики 0 класс

Числа 1 – 5 . Закрепление....

Конспект урока математики 1 класс Тема: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало"

Конспек урока математики в 1 классе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости. На тему: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало".На этом уроке дети в игровой форме познакомятся с количест...