Обобщение опыта применения арт-педагогики в преподавании математики в коррекционной школе
статья по математике

Антипенко Валерия Юрьевна

Данная публикация содержит обобщение опыта использования произведений мировой художественной культуры в преподавании математики в коррекционной школе VIII вида.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_o_matematike_i_artpedagogike.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

        Поиск новых методов обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта был и будет одной из важнейших задач педагога-дефектолога, работающего в современной коррекционной школе. Контингент учащихся чаще всего разнороден по своим интеллектуальным, поведенческим, эмоциональным особенностям. Следует сказать, что внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья сложен и многообразен. Зачастую, он так и остается тайной для педагога. Как помочь такому ребёнку увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его, стать полноценным членом общества, развивать себя и приносить пользу другим? Эти и другие вопросы неизменно волнуют любого педагога, радеющего за своё дело.

        В своей практике преподавания учебных предметов, я часто сталкиваюсь с проблемой отсутствия у учащихся интереса к подаваемому материалу. Учитывая особенности интеллектуальной сферы учащихся, такая ситуация, в принципе, считается нормальной. Задача педагога, в этом случае найти подход к ребенку учитывая его особенности, принимая их, относясь к ним с уважением.  Каждый должен быть включён в образовательный процесс!

        Задачи, поставленные передо мной особенностями моей работы, подтолкнули меня к поиску направления педагогики, которое позволило бы мне «достучаться» до умов моих подопечных. Арт-педагогика как раз и стала той долгожданной находкой, которая не столько разнообразила структуру моих уроков математики, русского языка и чтения, но и стала огромным подспорьем в приобщении ребят к русскому и мировому культурному наследию.

        Будучи самостоятельной отраслью педагогической науки, арт-педагогика изучает закономерности воспитания и образования человека средствами искусства. Можно сказать, что ее «волшебство» состоит в стремлении к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание в самовоспитание, а развитие в саморазвитие. Необходимо подчеркнуть, что артпедагогика — это выход за рамки традиционного обучения. Собственный багаж знаний педагога в совокупности с возможностями мультимедийного пространства позволяют использовать предметы искусства даже в обучении таких сложных предметов, как математика.  В стороне не остаются и иные предметы общеобразовательного цикла. Структуру урока по всем предметам можно разнообразить тематическими произведениями искусства, сделав тем самым урок более увлекательным и запоминающимся.

        В описываемом мною педагогическом опыте, я хотела бы поделиться своими наблюдениями и практическим применением мирового художественного наследия на уроках математики.  Данный учебный предмет всегда являлся наиболее сложным для большинства учащихся. В коррекционной школе, математика является одним из наиболее сложно усваиваемых предметов, так как требует логических рассуждений, запоминания и концентрации внимания.

        Существуют определенные задачи обучения математике во вспомогательной школе. Так, наряду с тем, что учащиеся должны получить представления о числах, основных величинах, единицах измерения, метрической системе мер и т.д. им предстоит познакомиться с достаточно внушительным объемом геометрического материала. Здесь, на качестве усвоения учебного материала сказывается скудное представление об окружающем мире, отсутствие наблюдательности и нарушения пространственной ориентировки. В преподавании геометрического блока мне, как нельзя кстати, и пришли на пользу методы арт-педагогики.

        Приведу несколько примеров. На уроке из геометрического блока по теме «Окружность и приемы её построения» мною была успешно использована индийская мандала. Казалось бы, какая взаимосвязь между рисованием этого древнейшего символа Вселенной и уроком математики? Как показала практика, самая что ни на есть прямая.  

Нельзя отрицать, что ребят всегда увлекает рисование чего-то мистического. Вооружившись циркулем, учащиеся начали с интересом строить и связывать между собой окружности. Незаметно для самих себя, в ходе увлекательного занятия и под рассказ педагога об этом древнем символе, ребята познакомились с такими терминами как «радиус», «диаметр», «хорда», «точка пересечения окружности», «центр окружности» и т.д.

В процессе рисования мандалы, мною были реализованы не только обучающие, но и коррекционные и воспитательные задачи. Ребята развивали мелкую моторику, оттачивали навык работы в системе «глаз-рука», учились делать точные измерения. Дальнейшее раскрашивание получившегося рисунка оказало положительное влияние на эмоциональное состояние учащихся.

Другой случай применения мною мирового художественного наследия в преподавании математики- тема «Симметрия и асимметрия».  Здесь, передо мной открылся простор для интереснейшего преподнесения материала, выполнения поставленных образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Я использовала для демонстрации изображения греческих ваз, скульптуры древнеегипетских богов, величайшие архитектурные сооружения Древнего Мира. Безусловно, это помогло не только преподнести материал, но и духовно обогатить учащихся, расширить словарный запас и представления об окружающем мире.

При объяснении материала по теме «Геометрические фигуры» мне на помощь пришли многие именитые мастера русской и зарубежной живописи. Пабло Пикассо и его «Портрет Амбуаза Воллара», Василий Кандинский и его ярчайшая «Композиция VIII», «Желтое, красное, синее»,  Сальвадор Дали и его «Тайная вечеря», Альбрехт Дюрер и его «Меланхолия».

Работая по теме «Устный счёт» учащиеся с удовольствием погрузились в рассматривание картины Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт». Атмосфера картины перенесла ребят на столетие назад, позволила окунуться в интерьер школы 19 века. После небольшой беседы о самой картине и упрощения написанного на доске примера, учащимся было предложено решить его.

Лидером по количеству художественных полотен, которые можно использовать на уроках математики при объяснении геометрического материала, безусловно является выдающийся русский художник Василий Кандинский. В теме «Окружность» мне удалось, при помощи таких картин как «Композиция VIII», «Вверх», «Секущая линия» наглядно и увлекательно объяснить ребятам такие сложные для постижения ими термины как «наложение», «вписывание одной фигуры в другую», «пересечение одной фигуры другой фигурой», «касательная» и т.д.  Одновременно, происходила отработка ранее усвоенных понятий по теме «Линия. Урок закончился раскрашиванием черно-белого варианта одной из картин.

Перечисленные мною случаи использования произведений мировой художественной культуры в преподавании математики можно продолжать и далее. Нужный материал можно собрать практически на каждую тему. Я убеждена, что преподнесение некоторого материала с использованием приемов и методов арт-педагогики даёт ощутимый результат. Развиваются дети, а вместе с ними развивается и педагог. Реализуются множественные задачи, обогащается духовный мир учащихся, развивается личность ребенка. Он более не чувствует себя оторванным от мировой системы знаний, а приобщается к ним доступным для него способом.

Одной из целей обучения в любой школе стоит воспитание гармоничной личности. Для коррекционной школы это задача стоит на первом месте, является самой важной. В связи с этим, я считаю, что арт-педагогика может стать одним из очень эффективных способов реализации целей и задач работы вспомогательной школы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Применение ИКТ технологий на уроках математики"

Обобщение опыта "Применение ИКТ технологий на уроках математики", ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Обобщение опыта. Применение дидактических игры на уроках математики в условиях надомного обучения в коррекционной школе

Положительно – эмоциональный настрой, заинтересованность на занятиях влияет на успешное   достижение цели. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не т...

Обобщение опыта применения игровых технологий на уроках музыки в начальной школе

Сегодня обществу нужна творческая личность, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии ...

Из опыта работы «Особенности преподавания математики в коррекционной школе VIII вида»

Особенности  усвоения  математических  знаний,  умений  и  навыков  учащимися коррекционной  школы  VIII  вида....

Преподавание математики в коррекционной школе.

В данной статье  собраны основные рекомендации к проведению урока математики в специальной (коррекционной) школе, рассмотрены особенности усвоения математических знаний, умений и навыков, которые...

Применение игровых технологий на уроках математики в коррекционной школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы)

Данный доклад описывает эффективное использование на уроках математики в коррекционной школе игровой технологии. При применении игровой технологии уроки становятся интересными, разнообразными, "ж...

Применение игровой технологии на уроках математики в коррекционной школе

Данная презентация добавлена к статье "Применение игровой технологии на уроках математики в коррекционной школе". Автор - учитель математики Белая Н.А....