Рабочая программа "Функциональная математическая грамотность"
рабочая программа по математике (6 класс)

Слатина Марина Борисовна

Рабочая программа по ФГ для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №176

Калининского  района

Санкт – Петербурга

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

ГБОУ СОШ №176

Калининского района

Санкт–Петербурга

Протокол № 15

от «27»  мая  2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________Н.Ю.Баранова

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №157

от «31»  мая  2022 г.

Директор ГБОУ СОШ  №176

__________ И.В.Биланюк

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

 ДЛЯ  6Г КЛАССА

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

РАЗРАБОТАНА УЧИТЕЛЕМ МАТЕМАТИКИ

СЛАТИНОЙ МАРИНОЙ БОРИСОВНОЙ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД

2022  -  2023   УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

        Программа внеурочной деятельности «Функциональная математическая грамотность»разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;
  • Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 № 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин2.4.2.2821-10), утверждёнными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010  № 189);
  • Инструктивно-методическим письмом«Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» (приложение к письму Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма»;

 Учебным планом ГБОУ СОШ №176 на 2022-2023 учебный год.

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».Понятие «функциональная математическая грамотность» предполагает владение умениями:- выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,- решать их, используя математические знания и методы,- обосновывать принятые решения путем математических суждений,- анализировать использованные методы решения,- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.

Цель программы: создание условий для формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 6-х классов.  Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- развивать умение преодолевать трудности при решении задач разного уровня сложности, формировать логическое мышление;

- показать обучающимся различные методы решения задач, учить решать одну задачу разными способами;

- развивать исследовательские компетенции в решении математических задач;

- развивать навыки работы с информацией, содержащейся в текстах, таблицах и диаграммах в процессе чтения соответствующих возрасту учебных, научно-познавательных текстов, инструкций;

- обеспечить эффективное сочетание урочных занятий и занятий курса.

Вопросы, рассматриваемые на занятиях курса, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность обучающихся. Кроме того, данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Место учебного курса в учебном плане

Согласно учебному плану ГБОУ СОШ №176 на 2022-2023 учебный год на изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю)

Учебно – методический комплект, включая электронные ресурсы (для учителя)

1.  оf.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий.

  1. hpps://oge.sdamgia.ru/

ОГЭ-2020. Математика. 9 класс. Основной государственный экзамен./И.Р. Высоцкий, Л.О. Рослова, Л.В. Семенов,П.И. Захаров; под ред.И.В.

  1. Ященко.- М.: Издательство «Экзамен»,МЦНМО,2020.)
  2. С.С. Минаева. Дроби и проценты.5-7 классы. ФГОС/.-М.: Издательство «Экзамен», 2016.- 125 с.
  3. Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов.-Новокуйбышевск, 2019.

Кузнецова Л.В., Бунимович Е.А., Пигарев Б.П., Суворова С.Б. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы.- Москва «Дрофа», 2001г.

  1. Козлова С.А. Контрольно-измерительные материалы. Тесты и самостоятельные работы к учебнику «Математика», 6 кл./С.А.Козлова, А.Г. Рубин, В.Н. Гераськин.-М.: Баласс, 2014.-112с.
  2. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. - с.
  3. Сергеева Т.Ф. Математика на каждый день.6-8 классы: пособие для общеобразовательных организ./ Т.Ф. Сергеева.- М.: Просвещение, 2020.-112 с.
  4. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие в 2-х частях/под ред. Г.С.Ковалевой, Л.О.Рословой.-М; СПб: «Просвещение», 2022 г.

Планируемые результаты освоения курса

Изучение курса «Функциональная математическая грамотность» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития.

Личностные результаты:

- понимать значимость образования и познания в жизни человека и общества;

- знать и понимать правила ответственного отношения к выполнению учебных задач, самостоятельно отвечать за результаты своей учебной деятельности, осознавать истинные мотивы учебной деятельности;

- знать о существовании и преимуществах компромиссных способов решения споров, конфликтов и иметь позитивный опыт их применения;

- знать и принимать правила уважительного и доброжелательного отношения к другим людям;

-знать о способах регуляции своего поведения в социуме, уметь применять эти способы;

- иметь опыт творческой деятельности и эмоциональной рефлексии;

- понимать направленность своих интересов в ту или иную сферу окружающего мира.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД. С помощью наводящих вопросов учителя

- формулировать суть проблемы, возникшей в ходе познавательной, творческой или иной деятельности и свое к ней отношение;

- определять желаемые результаты той или иной деятельности;

- объяснять личные мотивы желаемых результатов;

- определять необходимые действия для решения текущей задачи;

- определять возможные препятствия и способы их преодоления;

- оценивать внутренние и внешние ресурсы и возможность их использования при решении задач;

- выбирать из предложенных вариантов более подходящие инструменты самоконтроля и применять их;

- сверять результаты промежуточной деятельности с желаемым результатом, корректировать их;

- оценивать результаты своей деятельности, анализировать ее сильные и слабые стороны;

- называть причины, приведшие к тому или иному результату.

Познавательные УУД. С помощью наводящих вопросов учителя

- выбирать из предложенных вариантов инструменты, наиболее подходящие для анализа правильности решения задачи, предлагать свои инструменты;

- оценивать в процессе взаимопроверки или самоконтроля правильность решения учебной задачи;

- аргументировать мнение по поводу качества выполнения учебной задачи;

- формулировать различные виды вопросов в учебной и познавательной деятельности, знать их отличия;

- создавать проблемные ситуации, объяснять актуальность проблемы;

- выдвигать гипотезы, планировать последовательность действий, которые необходимо совершить для проверки гипотезы, аргументировать их последовательность;

- подбирать из предложенных инструментов исследования наиболее подходящие, аргументировать свой выбор;

- проводить разные виды исследований;

- сравнивать результаты исследования с гипотезой, делать выводы;

- представлять продукты исследования в группе или в классе;

- определять логические связи между предметами, явлениями;

- составлять целое из частей, достраивать, восполнять недостающие компоненты;

- выявлять причины и следствия явлений, строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД.

-использовать различные речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми в зависимости от поставленной задачи;

-соблюдает нормы и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;                                                                                                              

-высказывает и обосновывает свое мнение;  

-принимает решение в ходе диалога и согласовывает его с собеседником;                              

-знает правила создания информационных продуктов; имеет опыт их создания в учебной деятельности под руководством учителя (реферат, доклады, тест, презентация, письмо, видеоряд, видеоролик и т.д.).                                                                                          

 Предметные результаты:

-читать и понимать графики реальной зависимости, диаграммы;

-составлять математические модели к задачам и работать с ними;  

-применять рациональные приёмы вычисления при решении примеров с большими числами;

-применять различные математические приёмы при решении практических задач (доли, проценты, пропорция, движение, работа);        

-знать методы решения комбинаторных задач;    

-создавать модели фигур из бумаги, флексагоны;          

-устанавливать соответствие между реальным размером объекта и представленным на изображении;  

-уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Содержание учебного курса

- История математики. Великие математики.

- Читаем графики, диаграммы. Строим графики, диаграммы.

- Наглядная геометрия. Простые фигуры своими руками (задачи на разрезание и складывание фигур). Элементарные методы и приемы оригами. Флексагон. Стомахион. Геометрия клетчатой бумаги. Площадь клетчатой фигуры. Задачи по готовым рисункам.

- Количественные задачи (Сколько нужно? Хватит ли? Будет ли сдача?) Задачи на оптимизацию (Что дешевле? Как выгоднее?) Задачи на проценты (Скидки. Сколько процентов?)

- Математика дома. Делаем ремонт. Развертки фигур. Развиваем глазомер. Сравнение рисунков.

- Занимательная математика. Кроссворды, ребусы, криптограммы. Логика. О лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

- Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: доли и части, проценты, пропорция, движение (по воде и суше; на скорость сближения и скорость удаления), совместная работа.  

- Задачи практико-ориентированного содержания.

- Совершаем покупки. Прикидки. Акции и скидки. Как выгоднее? Практические задачи, представленные таблицами. Выбор оптимального варианта из 2-х или 3-х; из 3-х или 4-х возможных.

- Что такое комбинаторика? Комбинаторные задачи. Монета. Игральная кость.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

История математики. Великие математики

1

2

Математика в поэзии, фольклоре, изобразительном искусстве

1

3

Наглядная геометрия

1

4

Фигуры своими руками

1

5

Элементарные методы и приемы оригами

1

6

Флексагон. Стомахион

1

7

Геометрия на клетчатой бумаге. Площади фигур

1

8

Решение задач по готовым рисункам

1

9

Количественные задачи. Покупки

2

10

Задачи на оптимизацию

2

11

Математика дома. Ремонт

2

12

Развертки фигур

1

13

Развиваем глазомер

1

14

Занимательная математика

1

15

Кроссворды, ребусы, криптограммы

1

16

Логика

1

17

Задачи о лжецах и тех, кто всегда говорит правду

1

18

Задачи на доли и части

1

19

Задачи на пропорции

2

20

Задачи на скорость сближения, удаления

1

21

Задачи на работу

1

22

Совершаем покупки. Прикидки

1

23

Практические задачи: как выгоднее?

1

24

Практические задачи, представленные таблицами

1

25

Выбор оптимального варианта

1

26

Что такое комбинаторика

1

27

Комбинаторные задачи. Монета

1

28

Комбинаторные задачи. Игральная кость

1

29

Работа над мини-проектом в группах

2

30

Защита мини-проекта

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Что такое математическая грамотность и почему необходимо развивать математическую грамотность у современных школьников» из Сборника статей региональной педагогической конференции 7 апреля 2022 года ., МБОУ СОШ № 40

Впервые понятие «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Сначала это понятие включало в себя только умение читать и писа...

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению математическая грамотность и КТП 5 ,6,7,9 классы на 2022-2023 год

Введение  в  российских  школах  Федеральных  государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) акт...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математическая грамотность 7 класс

Данную программу можно использовать во внеурочной деятельности Математическая грамотность общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением математики. Курс рассчитан ина 17 часов, те по 0,5 час...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математическая грамотность

Данную программу можно использовать во внеурочной деятельности Математическая грамотность общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением математики. Курс рассчитан на 34 часов, те 1 час в нед...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математическая грамотность 9 класс

Данную программу можно использовать во внеурочной деятельности Математическая грамотность общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением математики. Курс рассчитан на 34 часа, те 1 час в неде...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...