Разработка уроков, подготовка к ОГЭ
план-конспект урока по математике (9 класс)

Наталья Валерьевна Пацина

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На плане (см. рис.) изображена местность, прилегающая к озеру Круглому. Для удобства план нанесен на квадратную сетку, сторона каждого квадрата которой равна 500 м. Населенные пункты обозначены на плане жирными точками. Рядом с озером Круглое находится болото, обозначенное на плане штриховкой. На болоте расположен хутор Камышино . От хутора Камышино проложена дорога к деревне Дубки, вокруг которой имеются дубовые рощи. Далее дорога идет к селу Большое, расположенному по другую сторону озера от хутора Камышино . Село Большое соединено также дорогой с деревней Малая, обозначенной на плане цифрой 7. Деревня Малая, в свою очередь, соединена дорогой с деревней Дальней (отмечена цифрой 4). Преобладающая часть изображенной на плане местности — это поля, используемые для выращивания злаков.

Слайд 2

На плане (см. рис.) изображена местность, прилегающая к озеру Круглому . Для удобства план нанесен на квадратную сетку, сторона каждого квадрата которой равна 500 м. Населенные пункты обозначены на плане жирными точками. Рядом с озером Круглое находится болото, обозначенное на плане штриховкой. На болоте расположен хутор Камышино . От хутора Камышино проложена дорога к деревне Дубки, вокруг которой имеются дубовые рощи . Далее дорога идет к селу Большое , расположенному по другую сторону озера от хутора Камышино . Село Большое соединено также дорогой с деревней Малая, обозначенной на плане цифрой 7. Деревня Малая, в свою очередь, соединена дорогой с деревней Дальней (отмечена цифрой 4). Преобладающая часть изображенной на плане местности — это поля, используемые для выращивания злаков. ОТВЕТ: 2 6 5 1

Слайд 3

Автомобиль расходует в среднем 9 л топлива на 100 км пути. Сколько литров топлива израсходует автомобиль при поездке из хутора Камышино в деревню Малая по имеющимся дорогам?

Слайд 4

Автомобиль расходует в среднем 9 л топлива на 100 км пути. Сколько литров топлива израсходует автомобиль при поездке из хутора Камышино в деревню Малая по имеющимся дорогам? 500м К М 6кл. 6кл. 8 кл. 500(6+8+6)=500∙20 =10000 м = 10 км Литров топлива на км: =0,09 10∙0,09=0,9 ОТВЕТ: 0 , 9

Слайд 5

Найдите площадь (в км 2 ) болота, отмеченного на плане. 5 кл. 3кл. 500м S=3∙500∙5∙500=3 750 000 1 = = 3,75 ОТВЕТ: 3 , 7 5

Слайд 6

Найдите расстояние (в метрах) по прямой от хутора Камышино до села Большое. К Б 8кл. 6кл. По теореме Пифагора: = = = =25 000 000 КБ = 5 000 ОТВЕТ: 5 0 0 0

Слайд 7

Для улучшения сообщения между населенными пунктами планируется построить еще одну дорогу: из хутора Камышино в деревню Малая либо из хутора Камышино в деревню Дальняя. Дорога должна соединить населенные пункты по прямой. Цена прокладки дороги по полю равна 10 млн рублей за 1 км, по болоту – 20 млн рублей за 1 км. Из указанных двух вариантов дороги выберите тот, стоимость которого будет ниже . В ответе укажите стоимость (в млн рублей) выбранного варианта дороги. Д К М 500м 4Б. + 1П. 2 Б. + 6П. Из Камышино в деревню Дальняя: 4Б + 1П = 2 км (б) + 0,5 км (п) 2∙20 + 0,5∙10=40+5=45 (млн. руб.) Из Камышино в деревню Малая: 2 Б + 6П = 1 км (б) + 3 км (п) 1 ∙20 + 3∙10=20+30=50 (млн. руб.) 45 <50 ОТВЕТ: 4 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Вячеслав страховал свою гражданскую ответственность два года. В течение первого года была сделана одна страховая выплата, после этого выплат не было. Какой класс будет присвоен Вячеславу на начало третьего года страхования? Каждый водитель в Российской Федерации должен быть застрахован по программе обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО). Стоимость полиса получается умножением базового тарифа на несколько коэффициентов. Коэффициенты зависят от водительского стажа, мощности автомобиля, количества предыдущих страховых выплат и других факторов. Коэффициент бонус- малус (КБМ) зависит от класса водителя. Это коэффициент, понижающий или повышающий стоимость полиса в зависимости от количества ДТП в предыдущий год. Сначала водителю присваивается класс 3. Срок действия полиса, как правило, один год. Каждый последующий год класс водителя рассчитывается в зависимости от числа страховых выплат в течение истекшего года, в соответствии со следующей таблицей.

Слайд 2

1. Вячеслав страховал свою гражданскую ответственность два года. В течение первого года была сделана одна страховая выплата, после этого выплат не было. Какой класс будет присвоен Вячеславу на начало третьего года страхования? Каждый водитель в Российской Федерации должен быть застрахован по программе обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО). Стоимость полиса получается умножением базового тарифа на несколько коэффициентов. Коэффициенты зависят от водительского стажа, мощности автомобиля, количества предыдущих страховых выплат и других факторов. Коэффициент бонус- малус (КБМ) зависит от класса водителя. Это коэффициент, понижающий или повышающий стоимость полиса в зависимости от количества ДТП в предыдущий год. Сначала водителю присваивается класс 3 . Срок действия полиса, как правило, один год. Каждый последующий год класс водителя рассчитывается в зависимости от числа страховых выплат в течение истекшего года, в соответствии со следующей таблицей. ОТВЕТ: 2

Слайд 3

2. Чему равен КБМ на начало третьего года страхования?

Слайд 4

2. Чему равен КБМ на начало третьего года страхования? ОТВЕТ: 1,4

Слайд 5

Коэффициент возраста и водительского стажа (КВС) также влияет на стоимость полиса (см. таблицу). Когда Вячеслав получил водительские права и впервые оформил полис, ему было 23 года. Чему равен КВС на начало 3-го года страхования?

Слайд 6

Коэффициент возраста и водительского стажа (КВС) также влияет на стоимость полиса (см. таблицу). Когда Вячеслав получил водительские права и впервые оформил полис, ему было 23 года. Чему равен КВС на начало 3-го года страхования? ОТВЕТ: 1,63

Слайд 7

В начале второго года страхования Вячеслав заплатил за полис 27 435 руб. Во сколько рублей обойдется Вячеславу полис на третий год, если значения других коэффициентов (кроме КБМ и КВС) не изменятся?

Слайд 8

В начале второго года страхования Вячеслав заплатил за полис 27 435 руб. Во сколько рублей обойдется Вячеславу полис на третий год, если значения других коэффициентов (кроме КБМ и КВС) не изменятся? Каждый водитель в Российской Федерации должен быть застрахован по программе обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО). Стоимость полиса получается умножением базового тарифа на несколько коэффициентов. Коэффициенты зависят от водительского стажа, мощности автомобиля, количества предыдущих страховых выплат и других факторов. Коэффициент бонус- малус (КБМ) зависит от класса водителя. Это коэффициент, понижающий или повышающий стоимость полиса в зависимости от количества ДТП в предыдущий год. Сначала водителю присваивается класс 3. Срок действия полиса, как правило, один год. Каждый последующий год класс водителя рассчитывается в зависимости от числа страховых выплат в течение истекшего года, в соответствии со следующей таблицей. ↓ ИЗ ЗАДАНИЯ 1 _________________________________________________ ____________________________________ СП=БТ∙КБМ∙КВС

Слайд 9

В начале второго года страхования Вячеслав заплатил за полис 27 435 руб. Во сколько рублей обойдется Вячеславу полис на третий год, если значения других коэффициентов (кроме КБМ и КВС ) не изменятся? СП =БТ∙ КБМ ∙ КВС

Слайд 10

СП =БТ∙ КБМ ∙ КВС 27 435 =Х∙1,55∙1,77 БТ= X

Слайд 11

В начале второго года страхования Вячеслав заплатил за полис 27 435 руб. Во сколько рублей обойдется Вячеславу полис на третий год , если значения других коэффициентов (кроме КБМ и КВС ) не изменятся? СП =10 000∙ КБМ ∙ КВС → 10 000 ∙ 1,4 ∙ 1,63 = 22 820

Слайд 12

Вячеслав въехал на участок дороги протяженностью 3,3 км с камерами, отслеживающими среднюю скорость движения. Ограничение скорости на дороге — 80 км/ч. В начале и в конце участка установлены камеры, фиксирующие номер автомобиля и время проезда. По этим данным компьютер вычисляет среднюю скорость на участке. Вячеслав въехал на участок в 10:05:08, а покинул его в 10:07:20. Нарушил ли Вячеслав скоростной режим? Если да, на сколько км/ч средняя скорость на данном участке была выше разрешенной?

Слайд 13

Вячеслав въехал на участок дороги протяженностью 3,3 км с камерами, отслеживающими среднюю скорость движения. Ограничение скорости на дороге — 80 км/ч. В начале и в конце участка установлены камеры, фиксирующие номер автомобиля и время проезда. По этим данным компьютер вычисляет среднюю скорость на участке. Вячеслав въехал на участок в 10:05:08 , а покинул его в 10:07:20 . Нарушил ли Вячеслав скоростной режим? Если да, на сколько км/ч средняя скорость на данном участке была выше разрешенной? 132 секунды Часы в секунды кол-во часов∙3600=кол-во секунд С екунды в часы Кол-во часов = (ч.) V= ___________________________________________ 90 >80 → 90-80=10 ОТВЕТ: 10


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Бюджет семьи»

Цель: Способствовать подготовке обучающихся к самостоятельной жизни.

  • Дайте определение, что такое семья?

(Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)

  • Назовите правила поведения в семье.

(Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.)

  • Что необходимо для содержания семьи?(Деньги, работа.)

Обобщение – вывод делают учащиеся.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ -

  1. А что такое БЮДЖЕТ?

(Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует) 

Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год).

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются

Учитель характеризует -Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов.

  1. А что такое доходы?

 Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем

3. Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги?

Основная задача при составлении бюджета – правильно распределить ожидаемые доходы на будущий период по различным статьям. 

- Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета? (доходы и расходы.)

- Как они связаны между собой? (Зависят друг от друга)

- Что от чего зависит? (Расходы зависят от наших доходов)

- И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть? (Расходы не должны превышать доходы. Равновесие должно быть)

- Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (Нужно разумно тратить и правильно распределять)

Наше сегодняшнее занятие будет проходить в форме игры. Для ее проведения вы разделились на команды-семьи.

I этап игры. Организационный. Характеристика семьи.

Задание: Составить характеристику семьи, т.е. небольшой рассказ о вашей так называемой семье по плану.

  1. Распределить роли. Возраст.
  2. Кем работает или место учебы. Увлечения.

Глава семьи должен представить свою семью.

Семья 1

Семья 2

Папа – работает водителем З/П – 42 000 р.

Мама – работает технологом З/П – 38 000 р.

Бабушка получает пенсию – 15 000 р.

Сын и дочь ученики 4 класса

Папа – работает в банке З/П – 86 000 р.

Мама – переводчик, работает на дому (получает 3000 р. за один заказ)

Дочь студентка 3 курса получает стипендию – 6 000 р.

Сын ученик 10 класса

II этап игры. Планирование

Уважаемые семьи, посовещайтесь и распределите на группы доходы и расходы.

Таблица расходов, заполняется семьями по ходу игры.

Бюджет семьи

Доход

Расход

Итого:

Итого:

Варианты статей дохода: премия, заработная плата, выигрыш в лотерею, продажа овощей со своего приусадебного участка, пенсия, вам подарили денежный подарок, пособие на детей, наследство, стипендия.

Варианты статей расхода: продукты, квартплата, билет в кино, оплата телефона, покупка промышленных товаров, оплата электроэнергии, транспортные расходы, платные медицинские услуги, налоги.

Задание 1: Подсчитать доход семьи.

Семья 1

Семья 2

Папа – работает водителем З/П – 42 000 р.

Папа за сверхурочную работу получил премию – 8 000 р.

Мама – работает технологом З/П – 38 000 р.

Бабушка получает пенсию – 18 984 т.р.  Она более 30 лет проработали в сельской местности, и ежемесячно получает доплату в размере 1 511 р.

Папа – работает в банке З/П – 112 000 р.

Мама – переводчик получила 5 заказов.

Дочь студентка 3 курса получает стипендию – 6 000 р.

Сын ученик 10 класса

Задание 2. Посчитать расходы семьи.

- Перед вами находится список расходов семьи. 

Продукты питания

Коммун.

услуги

Транспорт

Лечение

Хоз. – быт.

товары

Прочие обязательные расходы

Прочие желаемые расходы

 

 

 

 

 

Задание 2. Распределите расходы семьи 

Посчитать расходы семьи 1 за месяц.

Семья 1

Семья 2

Питание - 25 100 руб.

Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 3500 руб.

Хозяйственно- бытовые нужды - 2370 руб.

Прочие нужды / лекарства, репетитор - 5600 руб.

Прочие нужды /кафе, театр, кино / - 7200 руб

Затраты на одежду – 8000 руб.

Транспортные расходы – 2440 руб.

Ипотечный кредит – 22600 руб.

(Итого  - 76810 руб.)

Питание - 38 200 руб.

Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 4400 руб.

Хозяйственно- бытовые нужды - 3050 руб.

Прочие нужды / лекарства, репетитор - 10400 руб.

Прочие нужды /кафе, театр, кино / - 7300 руб

Затраты на одежду – 6400 руб.

Транспортные расходы – 6150 руб.

(Итого  - 75900 руб.)

IV этап игры. Анализ-рассуждение.

Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает.

- Что нужно делать, если денег не хватает? (экономить)

 Посовещайтесь в семьях и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в наличии немного.
Как сэкономить? 

Рассуждают, делают выводы. 

  1. Экономим на коммунальных услугах.

- Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? На какой  части? На воде и электричестве. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги. 

2. Экономим на сладостях.

- Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег. 

3. Бережно относимся к вещам.

- Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового. Ремонт одежды, обуви своими руками.   

4. Экономим на транспорте.

 - Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.  

5. Внимательно изучаем цены в магазинах.

- Покупка более дешёвых продуктов или продуктов по различным акциям в магазине.

6. Ведение домашнего приусадебного участка.

- Заготовка на зиму картошки, лука, свеклы, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринованных овощей. 

- Планировать и совместно обсуждать крупные покупки. 

Люди, не умеющие вести семейный бюджет, влезают в неоплатные долги, попадают в неприятные жизненные ситуации, находятся в постоянном стрессе. Понятно, что расчет бюджета сам себе не увеличивает доходы и не снижает расходы, но он помогает понять, как это сделать грамотно и избежать личного и семейного банкротства.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЛЕССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

г. Полесск, улица Шевчука 10, тел/факс: 8-401-58-3-53-65

school-polessk.ru

Тема урока: Решение задач по теме «Цилиндр».

Цель:

1. Закрепить у учащихся знания о  теле вращения – цилиндре (определение, элементы цилиндра, сечение цилиндра, формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра).

2. Сформировать навыки решения типовых задач.

2. Развивать пространственные представления на примере круглых тел.

3. Продолжить формирование логических и графических умений

Задачи:

1. Научить учащихся строить сечение цилиндра плоскостью параллельной оси цилиндра и перпендикулярной оси цилиндра.

2. Научить учащихся применять формулы полной и боковой поверхностей цилиндра при решении задач.

Ожидаемый результат:

  1. Учащиеся должны уметь изображать цилиндр и его сечения на бумаге.
  2. Учащиеся должны уметь применять формулы для вычисления площадей полной и боковой поверхностей при решении задач.
  3. Учащиеся должны уметь решать простейшие геометрические задачи, связанные с цилиндром и сечениями цилиндра.

Этапы урока:

  1. Организационный момент ( 2 минуты)
  2. Повторение ранее изученного материала (10 минут)
  3. Закрепление (20 минут)
  4. Обучающая самостоятельная работа (10 минут)
  5. Итог урока (3 минуты)

Ход урока

1. Организационный момент.

При входе учащиеся выбирают различного цвета карточки (синий, красный, желтый, зеленый)

- происходит рассадка по цветам, объединяются в команды;

- синий цвет -1, красный цвет-2, желтый цвет-3, зеленый цвет-4 (белый-5)

Правила- презентация

2. Повторение ранее изученного материала.

Обратимся к презентации о данном понятии великие лингвисты,  писатели- говорили….

Понятие «ЦИЛИНДР»

ИНСТРУКЦИЯ №1

 Учащимся предлагается лист А4 сложить в 4 раза, разорвать, на каждом листке по очереди выкладываем листы (на каждом- новое слово), листы вверх словами. Каждый член команды составляет 3 определения (предложения) связанные с данным понятием. Посовещавшись в команде

№1 собирает листы всех членов команды, выделяет (маркером) те определения, которые не повторяются. (3-4 мин)

№2 забирает эти листы и пересаживается в соседнюю команду, рассказывает о своих определениях, команда слушает, если есть НОВЫЕ №2 записывает их в А4 и т.д. после того как №2 вернулся в свою команду, рассказывает, что нового он узнал (5-7мин)

№3 выбирает самое ценное, важное определение и зачитывает всем. ОТЛИЧНО

Возможен вариант работы с применением копировки (в таком случае один экземпляр сдается учителю, а второй ребенок проверяет в ходе дальнейшей работы на уроке).

ИНСТРУКЦИЯ №2

Учащимся предлагается лист А4 сложить в 4 раза, сложить квадрат с внутренней стороны,

Заполнить полученную форму: (3 мин)

виды цилиндра

Наклонные цилиндры, прямые цилиндры, цилиндрические поверхности

свойства цилиндра

Все образующие параллельны оси вращения и имеют одинаковую длину, равную высоте цилиндра.

определение цилиндра

это геометрическое тело, состоящее из двух равных кругов, расположенных в параллельных плоскостях и множества отрезков, соединяющих соответственные точки этих кругов.

формулы

Как найти площадь боковой поверхности цилиндра?

Sб = H · C = 2πRH

Как найти площадь полной поверхности цилиндра?

Sп = Sб + 2S =  2πR(R + H).

сечения цилиндра

Осевое сечение цилиндра – сечение цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра (осевое сечение цилиндра является плоскостью симметрии цилиндра). Все осевые сечения цилиндра – равные прямоугольники

Сечение плоскостью, параллельной оси цилиндра. В сечении – прямоугольники.

Сечение плоскостью перпендикулярной оси цилиндра. В сечении круги, равные основанию.

 

Каждый член команды №4 забирает свою схему, дополненную информацией от команды и по часовой стрелке, пересаживается в другую команду- рассказывает и показывает о знаниях своей команды. 1 раз, затем возвращается, если были дополнения- делится с командой. (2 мин)

ИНСТРУКЦИЯ №3

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Каждая команда получает по 2 задачи: каждый ее член решает эти задачи. №1 оформляет все решенные и проверенные задачи на А4 (может взять за основу свое решение) после этого №2 забирает текст задач и отправляется в соседнюю команду (по часов стрелке) и возвращается к себе, команда получившая новые тексты решает данные задачи. Листы сдаю учителю, полученные от команды

 У доски №3 оформляет решения задач.

3. Закрепление материала. Решение задач.

      Вариант 1.

№1. (задача с практическим содержанием).

Найдите площадь поверхности (внешней и внутренней) шляпы, размеры которой (в см) указаны на рисунке.

№2. Плоскость γ, параллельная оси цилиндра, отсекает от окружности основания дугу AmD с градусной мерой α. Радиус цилиндра равен a, высота равна h, расстояние между осью цилиндра ОО1 и плоскостью γ равно d.

1) Докажите, что сечение цилиндра плоскостью γ есть прямоугольник.

2) Найдите AD, если a =10 см, α = 60°.

№3 (доп) Через образующую АА1 цилиндра проведены две секущие плоскости, одна из которых проходит через ось цилиндра. Найдите отношение площадей сечений цилиндра этими плоскостями, если угол между ними равен ϕ.

      Вариант 2.

№1. (задача с практическим содержанием).

Найдите площадь поверхности (внешней и внутренней) шляпы, размеры которой (в см) указаны на рисунке.

№2. Плоскость γ, параллельная оси цилиндра, отсекает от окружности основания дугу AmD с градусной мерой α. Радиус цилиндра равен a, высота равна h, расстояние между осью цилиндра ОО1 и плоскостью γ равно d.

1) Составьте план вычисления площади сечения по данным α, h, d.

2) Найдите AD, если a =8 см,   α = 120°.

№3 (доп) Через образующую АА1 цилиндра проведены две секущие плоскости, одна из которых проходит через ось цилиндра. Найдите отношение площадей сечений цилиндра этими плоскостями, если угол между ними равен ϕ.

5. Подведение итогов урока.

1) Выставление оценок за работу на уроке в команде.

2) Рефлексия  БИЛЕТИК НА ВЫХОД

В ПРЕДВЕРИИ НОВОГО ГОДА ВАС ПРОВОЖАЮТ СНЕГОВИКИ (ГОЛОВНОЙ УБОР ЦИЛИНДР) УХОДЯ ПРИКРЕПИТЕ СТИКЕР (НАПИСАВ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ) К ОДНОМУ ИЗ СНЕГОВИКОВ

  • Напишите, что важного вы узнали на уроке, как эти знания вам пригодятся?
  • Какое у вас настроение в конце урока?
  • Можете ли вы объяснить решение данных задач однокласснику, пропустившему урок сегодня?

!!!!!!!                                ???????                                **********



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЛЕССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

г. Полесск, улица Шевчука 10, тел/факс: 8-401-58-3-53-65

school-polessk.ru

Программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»

10 класс (34 часа)

Подготовила учитель математики

Пацина Наталья Валерьевна

Полесск 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработка программы данного курса на 34 часа и предназначена для учащихся, имеющих не только средний уровень знаний, но и для более подготовленных  ребят.  Данная программа  разбита на блоки, каждый из которых несет свою значимость. Курс дает широкие возможности повторить и обобщить школьный материал, а так же изучить новые математические понятия, рассмотреть новые подходы в решении тригонометрических уравнений. Программа курса предусматривает решение текстовых задач на проценты, т.к. они включены в материалы итоговой аттестации и как показывает практика, такие задачи вызывают затруднения.

Достаточно уделяется внимания систематизации и обобщению геометрического материала. Блок рассматриваемых задач  на занятиях курса составлен с использованием материалов ЕГЭ. Программа содержит главу – «Комплексные числа», изучение которой способствует формированию у учащихся более расширенного представления о понятии числа.

При преподавании курса используются традиционные формы занятий, работа в группах, защита рефератов, презентации самостоятельных работ.

Цель данной программы:

Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

Задачи:

  1. Повторить и обобщить полученные знания средней школы, уметь их применять в нестандартных ситуациях.
  2. Научить учащихся решать задания более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности.
  3. Приобщить учащихся к работе с математической литературой

СОДЕРЖАНИЕ

Блок I        «Процентные расчеты на каждый день»

Блок II        «Избранные задачи планиметрии и стереометрии»

Блок III        «Уравнения – методы их решения»

Блок IV        «Модуль»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Блок I

 Комплексные числа

1.

Определение комплексных чисел .Сложение и умножение компл. Чисел

2

2.

Модуль комплексных чисел. Вычисление и деление комплексных чисел.

2

3.

Геометрическая интерпретация комплексного числа

1

4.

Тригонометрическая  форма комплексного числа

1

5.

Квадратные уравнения с комплексным неизвестным

2

6.

Примеры и решение алгебраических уравнений

2

Зачетная работа №1

Блок II

 Элементы теории множеств

1.

Понятие множества ,пустое множество

1

2.

Числовые множества, подмножества

1

3.

Пересечение множеств и уравнений

1

4.

Системы уравнений и неравенств

1

5.

Сумма множеств и уравнений. Совокупность систем уравнений

2

6.

Разбиение множеств. Вычитание множеств

2

7.

Алгебра множеств. Счетные и несчетные множества и их свойства

2

Зачетная работа №2

Блок III

 Процентные расчеты на каждый день

1.

Проценты. Основные  задачи на проценты

2

2.

Процентные вычисления в жилищных ситуациях

2

3.

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

4.

Решение задач по всему блоку

2

Зачетная проверочная работа №1

Блок IV

 Избранные задачи Планиметрии и Стереометрии

1.

Треугольники. Четырехугольники

1

2.

Решение задач по теме «площади»

2

3.

Вписанные и Описанные окружности

2

4.

Вписанные и Описанные четырехугольники

1

Зачетная проверочная работа №2

5.

Многогранники:

-призма, сечение призмы, площадь призмы

  • -параллелейпед, прямоугольный парал.
  • Пирамида, правильная пирам., площадь поверхностей пирам.
  • Усеченная пирам.

1

1

2

6.

Тема вращения

Цилиндр, сечение цилиндра.

В писание плоскости, описание призмы.

Конус, сечение конуса

Плоскость

В писание   и описание призмы

Шар сечение шара плоскостью

Симметрия шара касательная плоскость к шару

1

1

1

7.

Объемом многогранников

2

8.

Объемы поверхности тел вращения

2

Зачетная работа №3

Блок V

 Тригоном. уравнения и методы их решения

1.

Однородные тригонометрические уравнения

1

2.

Уравнения вида а sin x + b cos x = c

1

3.

Симметричные тригонометрические уравнения

1

4.

Метод выделения выражений квадратов

1

5.

Метод оценки левой и правой частей уравнений

2

6.

Решение уравн. Содержащих обратные тригонометрические функции

2

Проверочная работа  №4

БлокVI

 Модуль

1.

  • Преобразования выражений содержащих модуль

1

2

Решение уравнения неравенств содержащих модуль

3

3.

Графики функций содержащих модуль

2

4.

  • Уравнение первой степени с параметрами содержащие переменные под знаком модуль:
  • Метод интервалов
  • Графический метод

1

2

5.

Неравенство 1 степени с параметрами содержащие переменную под знаком модуль:

  • Метод интервалов
  • Метод раскрытия модуля
  • Графический метод

1

1

2

Зачетная работа 4

ЛИТЕРАТУРА

См. Никольский                           « Алгебра и начало анализа 10-11 кл.» Просвещение 2015 г.

А.Г. Мордкович                           «Алгебра и начало анализа 140-11 кл.» Мнемозина 2013г.

Ю.И. Попов        Математика старшекласснику и абитуриенту

А.В. Старцев                                      «Янтарный сказ» 1997 г.

Н.И. Зильберберг         Методы решения тригонометрических уравнений

Пеков 1994 г.

        

Г.В. Дорофеев        Процентные вычисления 11 классы

Е.А. Седова        Дрофа 2003 г.

Е. Егерман        Задачи с модулем 10-11 кл.

        Математика п. 27,28;  2004г.

Е.Н. Мардыко        Стереометрические задачи

        Минск                 2003

Блок I

 Процентные расчеты на каждый день

1.

Проценты. Основные  задачи на проценты

2

2.

Процентные вычисления в жилищных ситуациях

2

3.

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

4.

Решение задач по всему блоку

2

Зачетная проверочная работа №1

Блок II

 Избранные задачи Планиметрии и Стереометрии

1.

Треугольники. Четырехугольники

1

2.

Решение задач по теме «площади»

2

3.

Вписанные и Описанные окружности

2

4.

Вписанные и Описанные четырехугольники

1

Зачетная проверочная работа №2

5.

Многогранники:

-призма, сечение призмы, площадь призмы

  • -параллелепипед, прямоугольный параллелепипед.
  • Пирамида, правильная пирам., площадь поверхностей пирам.
  • Усеченная пирам.

1

1

2

6.

Тела вращения .

Цилиндр, сечение цилиндра.

Конус, сечение конуса

Шар, сечение шара  с плоскостью

Симметрия шара,  касательная плоскость к шару

1

1

1

1

1

7.

Объемом многогранников

2

8.

Объемы поверхности тел вращения

2

Зачетная проверочная работа №3

Блок III

 Тригонометрические уравнения и методы их решения

1.

Однородные тригонометрические уравнения

1

2.

Уравнения вида а sin x + b cos x = c

1

3.

Симметричные тригонометрические уравнения

1

4.

Метод выделения выражений квадратов

1

5.

Метод оценки левой и правой частей уравнений

2

6.

Решение уравнения, содержащих обратные тригонометрические функции

2

Зачетная  проверочная работа  №4

БлокVI

 Модуль

1.

  • Преобразования выражений содержащих модуль

1

2

Решение уравнения неравенств содержащих модуль

3

3.

Графики функций содержащих модуль

2

4.

  • Уравнение первой степени с параметрами содержащие переменные под знаком модуль:
  • Метод интервалов
  • Графический метод

1

2

Проверочная работа№4


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Разработка урока подготовки к ГИА по математике в 9 классе

Краткое изучение темы «Проценты» в 5 классе не дает больших результатов. Учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут полноценное представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»...

Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению" 9 кл

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 9 кл...

Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Земля - наш общий дом».

Здесь размещен  конспект интегрированного урока  русского языка и экологии на тему "Подготовка к сочинению в публицистическом стиле"Земля - наш общий дом"(7 класс). Урок основан на региональ...