Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Земля - наш общий дом».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Дергунова Антонина Сергеевна

Здесь размещен  конспект интегрированного урока  русского языка и экологии на тему "Подготовка к сочинению в публицистическом стиле"Земля - наш общий дом"(7 класс). Урок основан на региональном материале об экологических проблемах Челябинской области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_ekologii.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и экологии. 7 класс.

Тема: Подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Земля  - наш общий дом».

Цель: 1. Обучить написанию сочинения-рассуждения публицистического стиля, которое можно поместить в газету, экологический журнал.

2. Учиться подбирать материал для сочинения.

3. Обогащать письменную речь лексикой, синтаксическими конструкциями, характерными для публицистического стиля.

4. Воспитывать любовь к Родине, природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, кассета «Звуки леса», выставка книг уральских писателей «Урал литературный», карточки с названием творческих групп, бейджики для экспертов.

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока.






Звучит кассета «Звуки леса».

Чтение стихотворения.































Сообщение.



























 









Л. Татьяничева «Раненый лось».




















Сообщение о проблемах воздуха.










Сообщение о проблемах воды.


























Чтение стихотворения Л. Татьяничевой.

I. Оргмомент.

- Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня на необычном уроке. Думаю, что мы с вами хорошо поработаем и много узнаем.

                 

                       Чтец.

Берегите Землю!

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите…

                               (М. Дудин)


II. Объявление темы урока, задач. Эпиграф.

(Запись темы).

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Обижайте лишь внутри себя.

                               Р. Рождественский.

- Как понимаете эти слова?

- Сегодня на уроке присутствуют эксперты по экологическим проблемам Урала, представитель от Красной книги и корреспондент газеты «Вестник эколога».

- У каждого будет своё задание на карточках.


Работают группы: корректоры

                                      публицисты

                                      художники слова

                                      эксперты


III. Сообщение нового материала.

- В ходе урока, выслушивая экспертов, вы делаете свои записи на черновиках, наброски.


Предоставляется слово корреспонденту.

- Расскажите о представителях флоры и фауны, занесённых в Красную книгу.


Сообщение из «Красной книги».

В Красную книгу России (1988, 2000 г.) включено 440 видов цветковых растений, из которых 36 % на грани исчезновения, а также 435 видов и подвидов животных (в т. ч. 74 – млекопитающих, 126 – птиц, 21 – пресмыкающихся, 8 – земноводных, 50 – рыб и круглоротых, 96 – насекомых, 15 – кольчатых червей, 3 – ракообразных, 42 – моллюсков). Численность некоторых редких видов животных в природе опасно низка: осталось, например, 300 – 400 уссурийских тигров, 35 – 40 леопардов. По некоторым расчётам исчезают в среднем из фауны 1 – 2 вида в год, из флоры – 1 вид в 4 – 5 лет. Главные причины резкого сокращения численности и исчезновения видов: разрушение (в т. ч. загрязнение) местообитаний, чрезмерная добыча (промысел, массовый сбор, коллекционирование), влияние новых вселенных или случайно заселённых видов, прямое (например, для защиты сельскохозяйственных культур) или случайное уничтожение.

        Охрана окружающей среды является очень важной задачей для Южного Урала. Для нашего региона характерны проблемы:

  1. загрязнение атмосферы, поверхностных и подземных вод;
  2. деградация земельных и кормовых угодий;
  3. уничтожение лесов;
  4. исчезновение редких видов животных.


- Каковы же причины исчезновения животных и растений?

- Много о природе, об экологии, в т. ч. экологии человека,  написано уральскими поэтами.

- Послушайте стихотворение Л. Татьяничевой «Раненый лось».

Раненый лось.

Кровь прожигает снег

насквозь!

И ветер тёплый пар колышет:

мне кажется –

поляна дышит

ноздрями красными.

А лось

ступает тяжко,

болью скован,

и страшно не ему,

а мне,

что чёрный выстрел

грянет снова

в незащищённой тишине.

- Эти животные обитают в уральских лесах.

- Какие проблемы характерны для Южного Урала?



Предоставляется слово корреспонденту.

- Расскажите об экологических проблемах воздуха.

О воздухе.

        Только в 1996 году предприятия Челябинской области выбросили в атмосферу более 1,3 млн. загрязняющих веществ: 0,3 млн. т. приходится на твёрдые частицы, 1,0 млн. т. – на газообразные. В воздух попадают частицы тяжёлых металлов – меди, цинка, свинца, хрома и др. Покрывают землю тонким слоем, не давая ей дышать, попадают вместе с пищей в организм человека, накапливаясь, вызывают заболевания.


Предоставляется слово корреспонденту.

- Как мы знаем, вода нам необходима не только для жизни, вода - это сама жизнь. Каково состояние вод в нашей области?


О воде.

        Второй по величине после реки Миасс является Уй. В бассейне этой реки живёт около 400 тыс. человек, в т. ч. в городах Троицке, Южноуральске, Чебаркуле, Пласте. Два водохранилища: Южноуральское – на реке Увелька и Троицкое – на реке Уй.

        В пределах г. Троицка река получает промышленные стоки, в основном загрязняют реку животноводческие фермы, ядохимикаты и удобрения, сносимые с полей, бытовые стоки. В черте г. Троицка река принимает стоки от Троицкой ГРЭС и коммунальных служб. Они недостаточно очищены и содержат ряд вредных веществ, которые попадают в воду, отравляя её: сульфат, хлориды, фтор, мышьяк, хром, цинк, медь, железо. Зольные отвалы сегодня – обязательная деталь ландшафта.

        Одной из серьёзных причин ухудшения состояния красивейших уральских  озёр является вынужденный забор воды для обеспечения нужд крупных промышленных центров – Челябинска и Миасса. В результате откачки уровень воды в озёрах Тургояк и Увильды значительно понизился и восстанавливается очень медленно, что сказывается на состоянии озёрной фауны и флоры.


- Вы знаете, что для того, чтобы сохранить прекрасные уголки природы, создаются национальные парки: «Таганай», «Зюраткуль»; создан национальный парк «Аркаим». (Названия национальных парков записаны на доске.)




Стихотворение «Уралу».

* * *

Урал.

Уралу.

Об Урале…

И всё о нём,

все об одном!

Недаром сосны колдовали

ночами над моим окном.

Недаром,

нет, совсем недаром

так истово свой край люблю.

Живой строкою,

как радаром,

его дыхание ловлю.

Мне нравится,

как жёсткий иней

ерошит кисточки хвои.

- Чем опечален,

бор мой сильный,

все ль дети счастливы твои? –

В предгорье

или в междугорье,

раздвинув ветки тальника,

спрошу:

- Ну, как твоё здоровье,

моя шумливая река? –

На автострадах росчерк шинный.

Гудят моторы.

Блещет сталь.

- Куда спешите вы, машины?

В какую близь?

В какую даль?

Меня встречают, как встречали,

мартены гудом и огнём.

Урал!

Уралу!

Об Урале!

О чём же,

если не о нём?


Работа в творческих группах. (Звучат голоса леса).

  1. Группа «Художники слова». Расскажите о любом уголке природы. Какие чувства пробуждает в человеке природа?
  2. Группа «Эксперты». Какие пути решения экологических проблем вы предлагаете?
  3. Группа «Публицисты». Придумайте обращение к современникам с просьбой беречь и охранять родной край.
  4. Группа «Корректоры». Откорректируйте текст, вставив вместо пропусков нужные слова.

Слушание групп.

- Что такое публицистический стиль, что характерно? (Цель: убедить).

- В чём будете убеждать?

- Как доказывать?

- Из скольких частей состоит сочинение?

- Тезис?

- Доказательства?

- Вывод?

Работаем над речью.



- Послушаем текст, над которым поработали корректоры.

- Посмотрите, как оформлено сочинение:

  1. тема;
  2. эпиграф.

- Послушаем текст сочинения.

- Ещё раз хочется напомнить слова Р. Рождественского:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Обижайте лишь внутри себя.


Итоги.

Домашнее задание.


1. Титульный лист.



2. Природа.
















3. Тема.

4. Цель.

5. Задачи.

6. Эпиграф.



















7. Красная книга.




























8. Причины исчезновения.


9. Записаны в Красную книгу.















10. Животные Урала.















11. Экологические проблемы, характерные для Южного Урала.





12

            воздух

13













14

15

16          вода

17

18



















19

20

21

































Пещеры.










23. Публицистический стиль.




24. План.








25. Используйте в речи!


27. Клише.



26. Сочинение.





28.Итоговые вопросы.

29.Домашнее задание.

Сообщение № 1.               О Красной книге.

        В Красную книгу России (1988, 2000) включено 440 видов цветковых растений, из которых 36 % на грани исчезновения, а также 435 видов и подвидов животных (в т. ч. 74 – млекопитающих, 126 – птиц, 21 – пресмыкающихся, 8 – земноводных, 50 – рыб и круглоротых, 96 – насекомых, 15 – кольчатых червей, 3 – ракообразных, 42 – моллюсков). Численность некоторых редких видов животных в природе опасно низка: осталось, например, 300 – 400 уссурийских тигров, 35 – 40 леопардов. По некоторым расчётам исчезают в среднем из фауны 1 – 2 вида в год, из флоры – 1 вид в 4 – 5 лет. Главная причина резкого сокращения численности и исчезновения видов являются разрушение (в т. ч. загрязнение) местообитаний, чрезмерная добыча (промысел, массовый сбор, коллекционирование), влияние новых вселенных или случайно заселённых видов, прямое (например, для защиты сельскохозяйственных культур) или случайное уничтожение.

        Охрана окружающей среды является очень важной задачей для Южного Урала. Для нашего региона характерны проблемы:

  1. загрязнение атмосферы, поверхностных и подземных вод;
  2. деградация земельных и кормовых угодий;
  3. уничтожение лесов;
  4. исчезновение редких видов животных.

Сообщение № 2.        О воздухе.

        Только в 1996 году предприятия Челябинской области выбросили в атмосферу более 1,3 млн. загрязняющих веществ: 0,3 млн. т. приходится на твёрдые частицы, 1,0 млн. т. – на газообразные. В воздух попадают частицы тяжёлых металлов – меди, цинка, свинца, хрома и др. Покрывают землю тонким слоем, не давая ей дышать, попадают вместе с пищей в организм человека, накапливаясь, вызывают заболевания.

Сообщение № 3.         О воде.

        Второй по величине после реки Миасс является Уй. В бассейне этой реки живёт около 400 тыс. человек, в т. ч. в городах Троицке, Южноуральске, Чебаркуле, Пласте. Два водохранилища: Южноуральское – на реке Увелька и Троицкое – на реке Уй.

        В пределах г. Троицка река получает промышленные стоки, в основном загрязняют реку животноводческие фермы, ядохимикаты и удобрения, сносимые с полей, бытовые стоки. В черте г. Троицка река принимает стоки от Троицкой ГРЭС и коммунальных служб. Они недостаточно очищены и содержат ряд вредных веществ, которые попадают в воду, отравляя её: сульфат, хлориды, фтор, мышьяк, хром, цинк, медь, железо. Зольные отвалы сегодня – обязательная деталь ландшафта.

        Одной из серьёзных причин ухудшения состояния красивейших уральских  озёр является вынужденный забор воды для обеспечения нужд крупных промышленных центров – Челябинска и Миасса. В результате откачки уровень воды в озёрах Тургояк и Увильды значительно понизился и восстанавливается очень медленно, что сказывается на состоянии озёрной фауны и флоры.

Пилюгина                                                                                                   Троицкий муниципальный район

Антонина

Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...

Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Земля и Вселенная""

Методическая разработка урока географии в 6 классе составлена с учетом ФГОС второго поколения....

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...

Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"

Здесь размещены презентация и конспект урока русского языка на тему "Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"( 5 класс). Методическая разработка содержит вопросы  д...

Разработка урока подготовки написания сочинения "Широкая Масленица" 5 класс

      Русский язык в национальной школе в основном изучается лишь как средство межнационального общения нередко в отрыве от культуры русского народа, создавшего этот язык. Такое ...

Урок-подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!»

Урок-подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!»Цели урока: повторить сведения о публицистическом стиле (сфера употребления, языковые особенности); формировать набор знан...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Н. РОМАДИНА «СЕЛО ХМЕЛЁВКА» В 9 классе

Цели урока:1.Образовательная.Учить понимать произведения живописи, находить точные слова для передачи изображённого на картине, а также её колорита.2.Развивающая.Развивать письменную речь учащихся, ум...