МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Н. РОМАДИНА «СЕЛО ХМЕЛЁВКА» В 9 классе
методическая разработка (9 класс)

Шаповалова Лидия Михайловна

Цели урока:

1.Образовательная.

Учить понимать произведения живописи, находить точные слова для передачи изображённого на картине, а также её колорита.

2.Развивающая.

Развивать письменную речь учащихся, умение создавать текст определённого типа и стиля.

Воспитательная.

Воспитывать чувство любви к Родине, к её скромной природе.

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.); выставка репродукций картин Н. Ромадина; «Словарь русского языка» С. Ожегова.

Эпиграф к уроку:

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Н. РЫЛЕНКОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  УРОКА  ПОДГОТОВКИ  К  СОЧИНЕНИЮ  ПО  КАРТИНЕ  Н. РОМАДИНА  «СЕЛО  ХМЕЛЁВКА»

В  9  классе

Выполнила

Шаповалова  Лидия  Михайловна

Цели урока:

1.Образовательная.

Учить понимать произведения живописи, находить точные слова для передачи изображённого на картине, а также её колорита.

2.Развивающая.

Развивать письменную речь учащихся, умение создавать текст определённого типа и стиля.

Воспитательная.

Воспитывать чувство любви к Родине, к её скромной природе.

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.); выставка репродукций картин Н. Ромадина; «Словарь русского языка» С. Ожегова.

Эпиграф к уроку:

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Н. РЫЛЕНКОВ.

Ход урока.

1.Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Н.Ромадина «Село Хмелёвка».

Цели: подготовиться к сочинению по картине, расширять словарный запас, развивать умение использовать средства выразительности  речи, умение составлять текст – описание.

1.Картину «Село Хмелёвка» написал художник Н. М. Ромадин. Что вы узнали об этом художнике ?

(Сообщения учащихся .)

2.Рассмотрите репродукции картин Н. М. Ромадина («Дорога», «Село моей матери», «Последний луч», «Воробушки», «Весна» и другие ).

Какой теме посвящено большинство его картин ?

3.Словарная работа.

В «Словаре русского языка» Ожегова найдите все значения слова «панорама».

4.Беседа по картине.

1).Картина Ромадина «Село Хмелёвка» (из серии «Волга – русская река») написана в 1944 году, в конце Великой Отечественной войны. Художник изображает село, каких много, и хочет показать его неброскую , спокойную красоту. На картине мы видим село в целом, его панораму: оно вольно раскинулось по пологим склонам большого оврага, заросшего травой, кустарником, деревьями.

Как вы думаете,с какой точки обзора художник писал свою картину ?

(Художник писал картину, находясь в верхней части пологого склона большого оврага. Оттуда ему открывался вид на  величественную панораму.)

2). Что изображено на переднем плане картины ?

( На переднем плане картины мы видим сиротливо стоящие тонкие берёзки. Их редкие золотисто – жёлтые листья трепещут на холодном ветру. Эти берёзки олицетворяют сиротство, которое сеяли по нашей земле враги. Ведь шла война, гибли солдаты. Сиротели их дети, сиротела земля. Берёзки отбрасывают тёмные, будто траурные тени.

Трава по склонам оврага пожухла, потемнела, приобрела мрачный, зеленовато – бурый цвет.)

3). Что вы видите в центре картины ?

( В центре картины мы видим небольшие глинобитные  сельские домики. Они рассеяны по склонам оврага. Возле домиков нет ни людей, ни живности. Это четвёртый год войны. Люди всё отдавали фронту, и все, от мала до велика, трудились для Победы. По – видимому, и жители Хмелёвки в поле, а детишки – в школе. Поэтому и выглядят такими пустынными улицы села.

Возле домиков видны обнесённые редкой изгородью огороды. Они все уже убраны, а некоторые и вспаханы.)

4). Что изображено на заднем плане картины ?

( На самом горизонте, окутанная густой серовато – лиловой дымкой, виднеется Волга, а за ней  - бесконечные просторы.

5). Каков общий колорит картины ? Какие краски на ней преобладают ?

( Пейзаж написан с большой любовью, но общий колорит картины неяркий. Преобладают серо – голубые, голубовато – лиловые, золотисто – жёлтые, светло – коричневые тона. Они передают печальное настроение художника, оттого что где – то гремит война и не все солдаты, ушедшие на фронт, вернутся в родные места, что в эти глинобтные домики приходят похоронки, что плачут матери, жёны, дети.)

6). Какова главная мысль  картины ?

(Картина проникнута трогательной любовью художника к  русской природе. И в то же время, глядя на неё, чувствуешь, что в этой скромной земле под неярким осенним небом скрыта такая сила, такая мощь, которую не одолеть никакому врагу. )

7 ). Представьте себе, что вы были на экскурсии в Государственной Третьяковской галерее и вам захотелось поделиться с кем – нибудь своими впечатлениями об этой картине. Что вы расскажете ?

8). А что бы вы написали в книгу отзывов ?

5.Составление плана описания картины.

1.Н. Ромадин – автор картины «Село Хмелёвка».

2. Описание картины.

1).Передний план картины:

а) сиротливо стоящие берёзки;

б) пожелтевшая трава на склонах.

2). Центральная часть полотна:

а)рассеянные по склонам глинобитные домики;

б)пустынные улицы;

в)огороды.

3).Задний план картины:

а)окутанная густой серовато – лиловой дымкой Волга,

б) бескрайние просторы вдали.

6. Подведение итога урока . Рефлексия.

Чему научились на уроке ?

( Описывать художественное полотно, понимать замысел художника, находить точные слова, изобразительно – выразительные средства для описания предметов, выражения своих чувств и эмоций. )

7. Мне хочется закончить урок стихотворением К. Симонова «Родина». Я думаю, в нём поэт выразил то, что почувствовал каждый из нас, всмотревшись и вдумавшись в картину Н. Ромадина «Село Хмелёвка».

( Читает наизусть один из учащихся. )

8. Домашнее задание: написать сочинение – описание по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» (упр. 202 )