Технологическая карта открытого урока Объем прямой призмы.
план-конспект урока по математике

Планируемые результаты:

  • Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
  • Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения.
  • Предметные: формировать умение решать задачи на вычисление объема прямой призмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obem_pryamoy_prizmy_tehkarta.docx102.14 КБ
Файл obem_pryamoy_prizmy.pptx339.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

Школа: ЧПОУ «Добрая школа на Сольбе»

Дата: 09.02.2022

Предмет: математика (геометрия)

Тема урока: Объем прямой призмы.

Группа: 1курс «Поварское и кондитерское дело»

Учитель: Лапушкина Л.Н.

Тип урока:  урок рефлексии

Цели урока:

  • образовательная: обучить решению задач на вычисление объема прямой призм, обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся сведения о призме и ее элементах, формировать умения решать задачи повышенной сложности;
  • развивающая: развивать логическое мышление, умение самостоятельно работать, навыки взаимоконтроля и самоконтроля, умение говорить и слушать;
  • воспитательная: выработать привычку к постоянной занятости каким- либо полезным делом, воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
  • Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения.
  • Предметные: формировать умение решать задачи на вычисление объема прямой призмы.

Методы обучения: репродуктивный, индуктивно–эвристический.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Учебно–методический комплекс: Атанасян, Л. С. Геометрия : учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев. – Москва : Просвещение, 2020. – 255 с., мультимедийная презентация к уроку.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Содержание урока

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Организационный момент включает в себя приветствие учеников, проверку

отсутствующих.

- Здравствуйте, присаживайтесь.

Оценивание        готовности        к уроку.

2.        Актуализация опорных знаний.

Обеспечивает актуализация опорных знаний и умений.

Организует задачи по        готовым чертежам

Фронтальный опрос:

  • Давайте вспомним чему равен объём прямой призмы?

  • Как выглядит данная формула?
  • Какие многоугольники могут лежать в основании прямой призмы?
  • Итак, в основании призмы могут лежать разные многоугольники, но чаще всего это треугольники, четырехугольники, шестиугольники, поэтому в каждой конкретной задаче площадь основания призмы будет вычисляться по-разному. Назовите формулы, по которым можно найти площадь этих многоугольников.

Задачи по готовым чертежам.

Найдите объём прямой призмы.

Устно отвечают на вопросы.

  • Объём прямой призмы равен произведению        площади основания на высоту.

- 𝑉 = 𝑆осн. · ℎ.

  • В основании прямой призмы может        лежать        треугольник, четырехугольник (прямоугольник, квадрат, ромб, параллелограмм,                трапеция), пятиугольник и т.д.

Приводят формулы

Обсуждается решение задач, затем три человека выполняют вычисления на доске.

Организует проверку домашней работы.

- Молодцы! Давайте проверим как Вы справились с домашним заданием. Кто желает пойти к доске?

Решение домашней работы на доске.

Один ученик выполняет чертёж на доске и рассказывает план решения задачи.

№728

План решения:

  1. площадь основания S= 21
  2. диагональ        ВД=5        (по        т. косинусов)
  3. высота ВВ1= ВД
  4. объём V =105

B1        C1

A1        D

B        1

7        45°        C

45°

A        3 2        D

3.        Закрепление изученного материала

Обеспечивает закрепление изученного материала.

Совместно разбирают задачи 3-4

Список задач для классной работы представлен на доске. По желанию учащиеся имеют возможность решать с опережением на оценку.

Задачи.

Задача 1. Найти объем прямой призмы с высотой 5см, в основании которой лежит ромб с диагоналями, равными 4 и 6см.

Задача 2. Основанием прямой треугольной призмы служит прямоугольный треугольник с катетами 6 и 8, боковое ребро равно 5. Найдите объем призмы.

Задача 3. Найдите объем правильной шестиугольной призмы, стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны

√3.

Совместный разбор задач 4-5

Задача 4. Основание прямой призмы АВСА1В1С1 есть прямоугольный треугольник АВС (угол АВС=90°), АВ=4см. Вычислите объем призмы, если радиус окружности, описанной около треугольника АВС, равен 2,5см, а высота призмы равна 10см.

Решают        задачи.        Выполняют проверку.

Один учащийся возле доски, остальные в тетрадях.

Предлагает выполнить

Задача 5. (дополнительно) Длины всех ребер правильной треугольной призмы равны между собой. Вычислите объем призмы, если площадь ее поверхности равна(2√3+12)cм2

Самостоятельная работа (по вариантам).

Возможна организация парной работы.

Выполняют                самостоятельную работу.        После        решения,

самостоятельную работу.

Организует        на выполнение теста. Предлагает выполнить

взаимопроверку.

В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили 1500 см3 воды и погрузили в воду деталь. При этом уровень воды поднялся с отметки 25 см до отметки 28 см. Найдите объем детали (в см3)

Вариант 1

Найти объем прямой треугольной призмы высотой 5, в основании которой - прямоугольный треугольник с катетами 6 и 8.

Вариант 2

Найдите объем правильной шестиугольной призмы, сторона основания которой равны 1, а боковые ребра равны √3.

Проверочная работа (приложение 1).

учащиеся сдают педагогу на проверку.

Выполняют        проверочную работу, а затем – взаимопроверку.

4.        Постановка домашнего задания.

Предлагает записать домашнюю работу.

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

(Запись на доске и в дневниках.)

Повторить параграф 2, п. 76, № 665, №666

Записывают домашнее задание в дневниках.

Запись в дневнике:

Повторить параграф 2, п. 76,

№665, №666

5.        Подведение итогов урока.

Подведение итогов        урока педагог проводит в                виде

фронтальной проверки тестовой работы        и

обсуждением

ошибок.

Тестовая работа учащихся.

Фронтально        проверяют тестовую работу.

Обсуждают вопросы.

Приложение 1

Тест по геометрии на тему «Объем прямой призмы»

  1. Выберите верную формулу для вычисления объёма прямой призмы:https://fhd.videouroki.net/tests/519877/image_5e7e998dc5e87.jpg

  1. Выберите неверное утверждение.

а) Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту;https://fsd.multiurok.ru/html/2021/06/10/s_60c1d7e54db6e/1702461_7.png

6) объем правильной треугольной призмы вычисляется по формуле V=0,25        , где а - сторона основания, h - высота призмы; в) объем прямой призмы равен половине произведения площади основания на высоту;

г) объем правильной четырехугольной призмы вычисляется по формуле V=        , где а- сторона основания, h - высота призмы: д) объем правильной шестиугольной призмы вычисляется по формуле V=1,5                , где а-сторона основания, h - высота призмы.https://fsd.multiurok.ru/html/2021/06/10/s_60c1d7e54db6e/1702461_8.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/06/10/s_60c1d7e54db6e/1702461_7.png

  1. Сторона основания правильной треугольной призмы равна 2√3 см, а высота – 5 см. Найдите объём призмы.

а) 15√3 см3; б) 45 см3; в) 10√3 см3; г) 12√3 см3; д) 18√3 см3.

  1. Выберите верное утверждение.

а) Объём прямой призмы, основанием которой является правильный восьмиугольник, вычисляется по формуле V=a2h(2√2+2), где а – сторона основания, h – высота призмы;

б) Объём правильной треугольной призмы вычисляется по формуле V = a2h√3, где а – сторона основания , h – высота призмы; в) объём прямой призмы равен половине произведения площади основания на высоту ;

г) объём правильной четырёхугольной призмы вычисляется по формуле V = 2a2∙h, где а – сторона основания, h – высота призмы;

д)объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен половине произведения площади основания на высоту;

  1. Боковое ребро правильной треугольной призмы равно 4√3, сторона основания – 5 см. Найдите объем призмы.

а) 75√3 см3; б) 75 см3; в) 50√3 см3; г) 50 см3; д) 51,6 см3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объёмы прямой призмы и цилиндра 09.02.2022 Подготовила учитель математики Лапушкина Л.Н . ЧПОУ «Добрая школа на Сольбе»

Слайд 2

задачи на урок: повторить формулы для вычисления объема прямой призмы и цилиндра; учиться применять формулы для вычисления объема прямой призмы и цилиндра при решении задач.

Слайд 3

Объем ПРЯМОЙ призмы И ЦИЛИНДРА

Слайд 4

ТРЕУГОЛЬНИК ПРАВИЛЬНЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПРОИЗВОЛЬНЫЙ

Слайд 5

ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК КВАДРАТ ПРЯМОУГОЛЬНИК РОМБ ПАРАЛЛЕЛОГРАММ

Слайд 6

ПРАВИЛЬНЫЙ ШЕСТИУГОЛЬНИК

Слайд 7

ЗАДАЧА 1 (27082) Основанием прямой треугольной призмы служит прямоугольный треугольник с катетами 6 и 8, боковое ребро равно 5. Найдите объем призмы .

Слайд 8

ЗАДАЧА 2 ( 27084 ) Найдите объем правильной шестиугольной призмы, стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны √3.

Слайд 9

2 1 S = ah a a h a S = ah a b h a 2 a + b S = h d 2 d 1 α 2 1 S = d 1 d 2 sin α a h a

Слайд 10

S = a 2 sina A a D B b C a a A B C D параллелограмм ромб S = a b sina C a A B b S = a b sina 2 1

Слайд 11

1см 7 8 3 4 5 3

Слайд 12

Теорема Пика Пусть L − число целочисленных точек внутри многоугольника, B − количество целочисленных точек на его границе, S − его площадь. Тогда справедлива формула Пика: S = L + B/2 – 1 L = 1 3 - красные точки B = 6 - синие точки S = 1 3 + 6 /2 – 1 = 1 5 1см

Слайд 13

L = 18 - красные точки B = 10 - синие точки S = 18 + 10 /2 – 1 = 22 1см

Слайд 14

1см L = 15 - красные точки B = 4 - синие точки S = 15 + 4 /2 – 1 = 16

Слайд 15

1см L = 16 - красные точки B = 9 - синие точки S = 16 + 9 /2 – 1 = 19,5

Слайд 16

№ 728

Слайд 17

Объём Открытый банк заданий по математике http://mathege.ru:8080/or/ege/Main.action Цилиндр, призма

Слайд 18

10 см V 2 В цилиндрический сосуд налили 1200 см 3 воды, уровень воды при этом достигает высоты 12 см. В жидкость полностью погрузили деталь, при этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 10 см. Чему равен объем детали? (в см 3 ) 1200 12 10 12 см 1200 см 3 V 1

Слайд 19

В цилиндрическом сосуде уровень жидкости достигает 27 см. На какой высоте будет находиться уровень жидкости, если ее перелить во второй сосуд, диаметр которого в 3 раза больше первого? (в см) 27 27 см V h 2 V d 3d 1 1 27 1 1 9 h =

Слайд 20

В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили 1500 см 3 воды и погрузили в воду деталь. При этом уровень воды поднялся с отметки 25 см до отметки 28 см. Найдите объем детали. (в см 3 ) 1 5 00 2 5 3 25 см 1 5 00см 3 V 1 3 см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока "Объем прямой призмы" 11 класс

Урок изучения нового материала по теме "Объем прямой призмы". Разработка включает план-конпект урока и рабочий лист ученика....

конспект урока "Объем прямой призмы"

конспект урока "Объем прямой призмы". Предмет: геометрия 11 класс. Цель урока: организация деятельности учащихся для изучения теоремы об объеме прямой призмыЗадачи урока:образовательные: проверит...

Презентация к уроку "Объем прямой призмы"

Презентация к уроку "Объем прямой призмы"...

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Технологическая карта открытого урока по геометрии в 11 классе на тему «Объем цилиндра и конуса»

Технологическая карта открытого урока по геометрии в 11 классе на тему «Объем цилиндра и конуса»...

Открытый урок "Объём прямой призмы"

Учебник: Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.- Просвещение, 2013 г.Тип урока: урок изучения нового материалаФормы работы: фронтальная, парная, индивидуа...

Технологическая карта открытого урока Объем шара и его частей

Планируемые результаты:Предметные результаты:Учащиеся научатся:   - распознавать понятия «сфера» и «шар», прослеживать взаимосвязь между ними, использовать их св...