Доклад на ШМО учителей естественно-математического цикла Тема «Формирование УУД на уроках математики в основной школе»
статья по математике

Мосенкова Любовь Анатольевна

Доклад на ШМО учителей естественно-математического цикла

Тема «Формирование УУД на уроках математики в основной школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО учителей естественно-математического цикла

Тема «Формирование УУД на уроках математики в основной школе»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты.

  1. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ.

Планируемые результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данной ступени и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся — как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

• учебных программ по всем предметам.

  1. Результаты обучения математике в основной школе

 

 

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

 

9 класс

5 класс

6 класс

в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

 

1) умение записывать ход решения по образцу;

2) умение замечать в устной речи других учащихся неграмотно сформулированные мысли;

 3) умение приводить примеры  математических фактов;

4) дополнение и исправление ответа других учащихся, предлагать свои способы решения задач, решать простейшие творческие задания4

 5) умение выполнять пошаговый контроль, взаимоконтроль результата учебной математической деятельности;

6) способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи;

 

 

 

 

4) дополнение и исправление ответа других учащихся, предлагать свои способы решения задач, решать простейшие творческие задания;

 

 5) умение выполнять пошаговый контроль, взаимоконтроль результата учебной математической деятельности;

 

1) умение выбирать форму записи решения,  умение записывать ход решения в свободной форме, осознавать необходимость аргументации при решении задач

2)  умение распознавать логически некорректные высказывания

 3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности на примерах биографии контректных ученых

 4) дополнять и исправлять ответ других учащихся, предлагать свои способы решения задач, решать простейшие творческие задания

5) умение осуществлять самоконтроль за конечным результатом

6) способность к эмоциональному восприятию математических задач и их решений

в метапредметном направлении

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;


• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

 

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и пред-ставлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

1)  первоначальные представления о необходимости применения математических моделей при решении задач;

 

2) умение подбирать примеры из жизни  в соответствии с математической задачей;

 

3) умение находить в указанных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; умение воспринимать задачи с неполными и избыточными условиями;

4)  умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации математических фактов, понятий;

5) умение принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не сог-ся с ней;

 

1) ) первоначальные представления о различных методах математики, о необходимости выбора метода решения задач;

 

2)  умение подбирать примеры из жизни  в соответствии с математической задачей;

 

3) умение подбирать информацию,   необходимую для решения математических проблем, из 2-3 источников  и представлять ее в форме устного или письменного сообщения по плану, составленного под руководством учителя;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядноси (графики, таблицы, диаграммы, схемы) и работать с ними;

5)  умение принимать чужие гипотезы, сопоставлять их и выбирать возможные для их проверки

 • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

 1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

6) умение воспринимать  различные стратегии решения задач, применять индуктивные способы рассуждения;

7) понимание сущности алгоритма,  умение действовать по готовому алгоритму;

8) умение принимать готовую цель на уровне учебной задачи;

 

9) умение принимать готовый план деятельности, направленной на решение задач исследовательского характера;

 1)  представление об основных изучаемых понятиях: число (натуральное и дробное),  геометрическая фигура (плоская и объемная), уравнение;

6)  умение применять индуктивные способы рассуждений, воспринимать различные стратегии решения задач;

 

7)  умение действовать по готовому алгоритму, перестраивать его в соответствии с условием задачи, пробовать составлять свои алгоритмы;

8) умение принимать готовую цель,  в соответствии сней составлять план ее достижения;

9) умение обсуждать готовый план деятельности, направленной на решение задач исследовательского характера;

 

1) использовать в речи основные математические понятия,  представление об основных изучаемых понятиях: число (натуральное, целое, дробное, рациональное),  геометрическая фигура (плоская и объемная), уравнение;

в предметном направлении

 

 создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;



 

2)  умение работать с математическим текстом (анализировать и осмысливать текст),  точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи с применением математической терминологии и символики, различать основную и дополнительную информацию, выделять видовые отличия в группе предметов (понятий);

3)    развитие представлений о числе и числовых системах (десятичные и др), овладение навыками  устных и письменных вычислений;

4) первоначальное овладение символьным языком алгебры (запись законов арифметических действий),  приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)  умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи с применением математической терминологии и символики, различать основную и дополнительную информацию, выделять видовые отличия в группе предметов (понятий), проводить классификации по одному основанию, логические обоснования своего решения;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел, установление связи между числовыми системами (N,Z,R), овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) первоначальное овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, задание числа формулой (четных, нечетных, кратных данному числу),  умение использовать идею координатной плоскости для изображения плоских фигур по координатам точек;

 

 

 

5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения

геометрических и практических задач;

9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

 

5) умение работать с простейшими формулами;

 7)  умение использовать название и смысл геометрических фигур для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений (изображение плоских и простейших пространственных фигур от руки, с помощью линейки и циркуля), развитие глазомера;

8) применение простейших свойств плоских фигур при распознавании, для решения геометрических задач;

9)   умение измерять длины отрезков, величины углов, находить периметр любой плоской фигуры,  площадь квадрата и прямоугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда;

 

5) умение работать с простейшими формулами, использовать основные зависимости (прямая и обратная) при решении задач;

6) знакомство  с основными способами представления и анализа статистических данных (таблицы, диаграммы);

7)  умение использовать название и смысл геометрических фигур для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений (изображение плоских и простейших пространственных фигур от руки, с помощью линейки и циркуля, транспортира), развитие глазомера;
8) применение простейших свойств плоских фигур при распознавании, для решения геометрических задач;

9)   умение измерять длины отрезков, величины углов, находить периметр любой плоской фигуры,  площадь квадрата и прямоугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда;

 

 

 

10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных мат-лов, калькулятора, компьютера.

10) умение применять математические знания при простейших практических и лабораторных работ.

10) умение применять математические знания при простейших практических и лабораторных работ.

  1. Пример детализированных планируемых

(личностных, метапредметных и предметных) результатов

по теме «Наибольший общий делитель» (раздел «Делимость натуральных чисел», 5 класс)

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

- контролировать процесс математической деятельности;

- проявлять инициативу, находчивость и активность при решении  математических задач;

- выбирать форму записи решения,  умение записывать ход вычислений НОД, осознавать необходимость аргументации при решении заданий;

 -  распознавать логически некорректные высказывания (формулировку признаков делимости);

- дополнять и исправлять ответ других учащихся, предлагать свои способы решения задач;

- осуществлять самоконтроль за конечным результатом;

- способность к эмоциональному восприятию математических задач и их решений

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно определять цели своего обучения;

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

- устанавливать  причинно-следственные связи (применение признаков делимости);

- видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

 - подбирать примеры из жизни  в соответствии с математической задачей на нахождение общего делителя;

- находить в указанных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;

- применять индуктивные способы рассуждения;

- понимать сущность алгоритма,  умение действовать по готовому алгоритму вычисления НОД. 

Обобщить и систематизировать знания учащихся

о наибольшем общем делителе:

- использовать в речи основные математические понятия,  представление об изучаемом понятии наибольший общий делитель;

- умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи с применением математической терминологии и символики, различать основную и дополнительную информацию;

- логические обоснования своего решения

  1. Универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся в соответствии с ФГОС

Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

К функциям универсальных учебных действий относятся:

  • обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области (Википедия).

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

- Личностные УУД (Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные УУД (Общеучебные (формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации). Знаково-символические (моделирование). Логические (анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование). Действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).                                                      

 -Коммуникативные УУД (Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра).

-Регулятивные УУД (Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

  1. Действия учителя математики в целях формирования УУД

1.      Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения:

- ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач;

- в процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).

2.      Коммуникативные действия:  обеспечить возможности сотрудничества учеников - учить  умению слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.

3.      Формирование регулятивных действий - действий контроля:  использовать приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся можно предлагать тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат

4. Личностные действия:

Предлагать самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  1. Памятка для учителя «Чему учить? Как учить? Что ожидать?» литер 2

Чему учить!

Как учить!

Что ожидать?

Коммуникативные УУД

  • сотрудничеству с учителем и сверстниками;
  • разрешению конфликтов;
  • управлению поведением партнера;
  • умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  • Составить задание партнеру;
  • Сделать отзыв о работе партнѐра;
  • организовать групповую работу по выполнению заданий;
  • выполнить задания в группах;
  • сформулировать вопросы для обратной связи в диалоговое слушание;
  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
  • Умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
  • умения подтверждать аргументы фактами;
  • критичного отношения к своему мнению:
  •  понимать точку зрения другого (в том числе автора);
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  •  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Познавательные УУД

  • формированию целей; 
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем различного характера.  

Выполнить задания:

  • найди отличия  (можно задать их количество);
  • поиск лишнего;
  • лабиринты;
  • упорядочивание;
  • цепочки;
  • хитроумные решения;
  • составить схему-опору;
  • работать с разного вида таблицами;
  • составить и распознать диаграммы;

 

  • умение находить литературу;
  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • умение выявлять причины и следствия явлений;
  • умение делать выводы;
  • умение использовать полученную информацию в проектной деятельности;
  • умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ;
  • составлять план текста;
  •  уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • оценка;
  • коррекция;
  • саморегуляция.
  • найти информацию в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  •  взаимный диктант;
  •  диспут;
  •  заучивать материал наизусть в классе;
  • выполнить задание «Ищу ошибки»;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
  • составлять план выполнения проекта;
  • совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
  • в ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам.

Личностные УУД

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование;
  • нравственно-этическая ориентация

  • участвовать в проектах;
  •  подводить итоги урока;
  • Выполнять творческие задания;
  • развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие;
  • давать самооценку событию, происшествию;
  • оформлять дневник достижений

  • оценивать поступки;
  • прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;
  • учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
  • объяснять оценки поступков;
  • объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми;
  • объяснять самому себе:
  • свои некоторые черты характера; свои отдельные ближайшие цели саморазвития; свои наиболее заметные достижения;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • стремиться к взаимопониманию с представителями иных культу;
  • осуществлять добрые дела;
  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

Используемые источники:

1. ФГОС ООО (с изменениями на 31 декабря 2015 года)

2. Педагогический марафон  «НОВОЙ ШКОЛЕ – НОВОЕ КАЧЕСТВО», часть 2  ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики; пособие для учителя, П-К, 2012 г - 42 с.

3. Образовательный портал «Мой университет» www.moi-universitet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:Формирование социальной компетентности на уроках географии

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме"Формирование социальной компетентности на уроках географии"...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе"

Статья о формировании ууд на уроках математики в 5 классах в условиях ФГОС....

Формирование УУД на уроках математики в основной школе

В работе рассказывается об УУД и приемах их формирования в условиях ФГОС...

Современный урок математики в основной школе с позиции формирования УУД

Стандарт второго поколения меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. Стано...

Доклад "Реализация ФГОС на уроках математики в основной школе"

Доклад на тему "Реализация ФГОС на уроках математики в основной школе"  был представлен на педагогическом Совете. Проведен сравнительный анализ целей до введения ФГОС и в настоящее время. На прим...

доклад на МО учителей естественно-математического цикла МБОУ "Илькинская СОШ"

использование информационных технологий на уроках биологии...