РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 5А, 6А КЛАССЫ. 2023-2024
рабочая программа по математике (5 класс)

БУРМИСТРОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 5А, 6А КЛАССЫ. 2023-2024

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Предмет

Предметный курс «Математическая грамотность»

Класс

5а, 6а

Нормативная  база

Рабочая программа составлена на основе:

1.        Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации   от 31.05.2021 №287;

2. Федеральной образовательной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370. Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);

3. Приказа Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников»;

4.Основной образовательной программы основного общего образования   МАОУ Абатская СОШ № 1, протокол педагогического совета от  30.08.2023 г. № 18;

5.Учебного плана МАОУ Абатская СОШ № 1 на 2023 – 2024  учебный год.

Срок реализации

2023-2024 учебный год

Место  курса в учебном плане

 1 час в неделю, всего 34 часа в год



Предварительный просмотр:

2023-09-01_003.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность введения предметного курса по математике в школьную программу:

  • предметный курс  позволяет планомерно вести дополнительную деятельность по предмету;
  • позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
  • различные формы проведения предметного курса, способствуют повышению интереса к предмету;
  • рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся;
  • создаются условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.

Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы  только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой  в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи  «потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая работа, особенно на предметном курсе, помогают решить задачи:

  • Привитие интереса к математическим знаниям;
  • Развитие математического кругозора;
  • Привитие навыков самостоятельной работы;
  • Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
  • Показать связь математики с жизнью.

В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях.

Основные цели и  задачи реализации содержания курса:

Цели:

- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений;

- развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи, задачи на формирование функциональной грамотности;

- углубление и расширение знаний учащихся.

Задачи:

- формировать у учащихся навык решения базовых и нестандартных задач, в т.ч. функциональной математической грамотности;

- расширить сферу математических знаний учащихся;

- подготовить учащихся к прохождению аттестации, ВПР;

- приобщить учащихся к работе с математической литературой и  интернет ресурсами;

- создать положительную мотивацию обучения математике.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 КЛАСС

  • Арифметические операции с целыми числами.
  •  Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц.
  • Решение уравнений.
  • Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение).
  • Дроби. Арифметические операции с дробными числами.
  • Нахождение части числа и числа по его части.
  • Решение задач на проценты.
  • Решение заданий на вычисление и построение на местности.
  • Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
  • Решение задач разных типов.
  • Решение задач функциональной математической грамотности;
  • Решение заданий, вариантов ВПР.

6 КЛАСС

  • Арифметические действия с отрицательными числами, обыкновенными и  десятичными дробями;
  • Нахождение части числа и числа по его части;
  • Оценивание размеров реальных объектов окружающего мира;
  • Извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах;
  • Модуль числа;
  • Сравнение обыкновенных дробей, десятичных дробей и смешанных чисел;
  • Нахождение значения арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами;
  • Несложные логические задачи;
  • Задачи на проценты, задачи практического содержания;
  • Геометрические представления при решении практических задач;
  • Геометрические построения;
  • Задачи на логическое мышление, умение проводить математические рассуждения;
  • Решение задач функциональной математической грамотности;
  • Решение заданий, вариантов ВПР.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5 класс

1) Оперировать понятием «обыкновенная дробь».
2) Оперировать понятием «десятичная дробь».
3) Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.
4) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении вычислений.
5) Решать задачи разных типов (на работу, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними.
6) Использовать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий.
7) Решать задачи на покупки, решать несложные логические задачи методом рассуждений.
8) Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
9) Оперировать понятиями: прямоугольный параллелепипед, куб, шар.
10) Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях.

11) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной грамотности школьников).

6 класс

1) Владеть понятиями отрицательные числа, обыкновенная дробь.
2) Находить часть числа и число по его части.
3) Владеть понятием десятичная дробь.
4) Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
5) Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
6) Оперировать понятием модуль числа.
7) Сравнивать обыкновенные дроби, десятичные дроби и смешанные числа.
8) Находить значение арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами.
9) Решать несложные логические задачи, а также на проверку умения находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
10) Решать текстовые задачи на проценты, задачи практического содержания.
11) Применять геометрические представления при решении практических задач, а также на проверку навыков геометрических построений.
12) Логически мыслить, проводить математические рассуждения.

13) Решать контекстные задачи (на формирование функциональной математической грамотности школьников).

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ, И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР ИЛИ ЦОР, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ

5 КЛАСС

№п/п

Тема урока

Количест-во часов, отводимых на освоение темы

Электронные

учебно-методические материалы

Дата проведения

План

Факт

Арифметические операции с целыми числами. Решение задач функциональной математической грамотности

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

Банк заданий Института стратегии развития образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Чтение и преобразование информации, представленной в виде таблиц, графиков

3

Решение уравнений. Решение задач функциональной математической грамотности

3

Решение задач разных типов (на покупки, работу, движение)

3

Обыкновенные дроби. Арифметические операции с дробными числами

2

Десятичные дроби. Арифметические операции с дробными числами

2

Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач функциональной математической грамотности

2

Решение задач на проценты

2

Решение заданий на вычисление и построение на местности

2

Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб, шар

2

Решение задач функциональной математической грамотности

2

Решение задач разных типов

4

Решение вариантов ВПР

4

ИТОГО

34

6 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Электронные

учебно-методические материалы

Дата

План

Факт

Арифметические действия с обыкновенными и  десятичными дробями. Решение задач функциональной математической грамотности

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

Банк заданий Института стратегии развития образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач функциональной математической грамотности

2

Оценивание размеров реальных объектов окружающего мира

2

Извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах

2

Модуль числа. Решение задач функциональной математической грамотности

2

Сравнение обыкновенных дробей, десятичных дробей и смешанных чисел

2

Нахождение значения арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами

2

Арифметические действия с положительными и отрицательными числами

2

Несложные логические задачи. Решение задач функциональной математической грамотности

2

Задачи на проценты, задачи практического содержания

2

Геометрические представления при решении практических задач

2

Геометрические построения

2

Задачи на логическое мышление, умение проводить математические рассуждения

2

Решение задач функциональной математической грамотности

4

Решение вариантов ВПР

4

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 10 -11 классов 2023-2024 уч.год

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)...

Рабочая программа кружковой работы "Волшебная кисточка" 1 - 3 класс 2023- 2024 учеб.год

     В основу изучения курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами....

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах (2023-2024)

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах (2023-2024)...

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах (2023-2024)

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах (2023-2024)...

Рабочая программа по вероятности и статистике 7-9 классов 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом...

Рабочая программа учебного курса Математическая грамотность

Рабочая программа учебного курса Математическая грамотность...