Самоанализ профессиональной деятельности (проектная деятельность)
материал по математике

Мамойко Анна Дмитриевна

Самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_professionalnoy_deyatelnosti.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

         

        Свою профессиональную деятельность начала  в 2005 году.           На протяжении ряда  лет выработала определённые требования, которые предъявляю к себе как педагогу:

- человеколюбие – для меня очень важно уважать право каждого ребёнка, быть самим собой, быть непохожим на других, иметь свой характер, свои мысли;

- открытость общения – постоянно учусь общению с детьми, у них же учусь доверять и завоёвывать доверие. Я не имею права забывать, что несу ответственность за каждого ребёнка;

- профессиональная компетентность подразумевает знание того дела, за которое  отвечаю. Я постоянно занимаюсь самообразованием: повышаю квалификацию, участвую в конкурсах методических разработок, публикации материалов;

       - стиль и индивидуальность. Моя задача, как учителя – создать  педагогические условия, способствующие проявлению детьми творческой активности, способности вести самостоятельный поиск, делать открытия, принимать решения, нести за них ответственность.

     Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способностей, интересов учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями.

    Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:        

     - воспитывать патриотические чувства, приобщать детей к национальной культуре и традициям, воспитывать нравственные и духовные качества личности;

   - создавать наиболее благоприятные условия для сохранения психического и физического здоровья детей;

      - овладевать навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения;

     -ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать, создавать презентации;

     - использовать технологии проектной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий,  умений, навыков и развития творческих способностей школьников.

             В условиях социально-экономических и политических перемен одной из главных задач школы является не только сообщение определённой суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному “добыванию” знаний и умений. Что касается математики, ее   внутренние логические связи, и необходимость последовательного   изучения ее разделов всегда порождали своеобразные трудности преподавания   предмета.   Неумение показать значение математики в жизни   общества  порождает  у учащихся взгляд на математику, как на сухую, малоинтересную   науку.

                В настоящее время работаю в классах с 5 по 9. На уроках осуществляю дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению,  используя  частично-поисковый, исследовательский  метод, расширяю кругозор учеников, формирую умения работать с информацией,  с помощью информационно-коммуникационных технологий обучения повышаю  качество усвоения материала обучающимися, применяя на своих уроках здоровьесберегающие технологии, одновременно решаю задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса и  сохранения, а в некоторых случаях и укрепления уровня имеющегося здоровья.  

        Одним из важных условий успешного обучения является  активная включенность ученика в работу на уроке, самостоятельность каждого при усвоении учебного материала. При  изучении несложной новой темы  предлагаю  ученикам самостоятельно изучить часть нового материала,  при этом  заранее предлагаю вопросы, на которые необходимо ответить после прочтения, использую математические диктанты, индивидуальные карточки, соответствующие их учебным возможностям.

        Применяя в своей педагогической практике метод  проектов,  вовлекаю каждого ученика в самостоятельную деятельность, так как в наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки,  гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.         Я применяю данную технологию,  как  для изучения нового материала, так и для закрепления  полученных знаний и умений,   отработки навыков решения учебных задач, как на уроке, так и во внеурочное время, как собственно разработанные, так и заимствованные у других авторов.

        Группе своих учеников,  всему классу,  либо отдельным ученикам,  даю задание  самостоятельно познакомиться с  материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, сборника, либо в качестве устного сообщения. Часто возникают проблемы с распределением заданий, так как численность классов очень маленькая и, практически, каждому ученику приходится брать на себя ответственность за выполнение нескольких заданий одновременно.  После завершения работы,  учащиеся  выступают со своим проектом перед одноклассниками, учителями, учениками других классов, вовлекаю    родителей, т.к. многие родители нашей школы очень мало интересуются  успехами и проблемами своих учеников.

        Используя метод учебного проекта, учащиеся начали самостоятельно мыслить, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, учатся  работать в команде, самостоятельно, появляется интерес к предмету.

        Мной было отмечено, что отдав предпочтение данной технологии  возрастает уровень школьной мотивации. Ученики, с которыми я работаю, имеют высокий уровень, обучающиеся  5 класса успешную адаптацию при переходе в среднее звено, уверенность в знаниях, развиваются способности к обучению; дети берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий; воспитываются целеустремленность и организованность, кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям, что способствует активизации социализации школьника.

        В 7-м классе я осуществляю проектную деятельность учащихся по теме «Треугольники», рассчитанную на год. На начальном этапе учащимся  сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.   В конце года, по итогам защиты всех выполненных заданий происходит комплексное обобщение изученного материала и анализируется эффективность его дальнейшего применения на практике. Данная проектная деятельность позволяет развивать у школьников творческие способности.         

        Проект «Пифагор. Его жизнь и учение», результатом этого проекта был реферат и презентация.  Для ребят стало настоящим открытием – как много интересного связано с именем Пифагора. «Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни» в 9 классе, продуктом которого явился сборник задач на прогрессии с практическим содержанием и презентация «Прогрессия в природе, в промышленности и в банковских расчетах».

        В 5-м классе по теме: «Геометрические фигуры в жизни» и, как следствие, организуется исследовательская работа по теме: «Планирование и строительство детского городка будущего». С учениками  посещали городские детские площадки, был проведен  конкурс рисунков   по теме: «Геометрические фигуры в жизни». В данный момент я являюсь классным руководителем учащихся 5 класса, которые проходят адаптационный период, а поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка.

        Реализация проектов сыграла роль на качество образования детей, явилось одним из методов саморазвития и самообразования меня как  педагога. А самое главное - я увидела изменения в своих воспитанниках. Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр ресурсов Интернета, видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми, посещение библиотек, музеев и т.д.) У учащихся сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения. Участвуя в реализации проектов, они ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.

        Мы с учениками 6 класса разработали и реализовали  внеучебный проект «Родной город в цифрах и фактах» к 365 – летию  г. Нижнеудинска Тема проекта выбрана не случайно. Одна из главных целей была  – научить детей решению текстовых задач. Как правило, сюжеты задач, чаще всего,   вымышленные, и учащиеся не задумываются при решении над информацией, заключенной в тексте задачи, невнимательно читают условия задач. Поэтому в данном проекте  задачи учащимися  составлены на основе реальных данных, что вызывает особый интерес,  интерес  к изучению  истории своей малой родины способствует воспитанию патриотизма, любви к Родине и имеет большое значение в процессе формирования личности. Шестиклассники выступили со своими наработками          на общешкольном мероприятии, посвященном Родному городу, заранее подготовленные учащиеся рассказали историю основания Нижнеудинска, детям была продемонстрирована литература, содержащая сведения из истории города. Работа в ходе реализации данного проекта была преимущественно индивидуальная. Ученики искали эпиграфы к уроку о родном городе, фотографии,   каждый  самостоятельно составлял свою задачу. На основе всех задач составлялся сборник (приложение 4). Явных групповых или парных взаимодействий не было, но детям было разрешено советоваться и оказывать друг другу помощь.

        Проект  «В мире дробного числа»  - был реализован в 5 классе на закрепляющем уроке по теме «Обыкновенные дроби»

Целью проекта являлось формирование навыков работы делового общения в группе; развитие коммуникативной и информационной компетентности, навыков передачи знаний и презентации результата работы. Проект являлся групповым и предполагал создание в группах эмблемы к определенному разделу темы. На этапе погружения в проект создаётся положительная мотивация, личная заинтересованность, познавательный интерес, на организационном этапе вырабатывается готовность к разрешению проблем, в ходе осуществления проекта -  технологическая компетентность, готовность к самообразованию, к использованию информационных ресурсов, в процессе презентации результатов вырабатывается умение презентовать результат, проводить самооценку своей деятельности, оценивать работу других. Проектная деятельность предполагает постоянное межличностное общение, групповые взаимодействия – все это способствует формированию коммуникативной компетентности.

        Кроме того,  практическое применение проектного метода на моих уроках показало, что при разработке и осуществлении проекта необходимо учитывать возрастные психические особенности участников проекта, их лидерские задатки и социальные роли в коллективе. Особенность проекта «В мире дробного числа», по сравнению с предыдущими,  заключалась в том, что работа на первом этапе кроме создания мотивации предполагала  формирование групп. С целью экономии времени на уроке  состав каждой группы был заранее продуман мной, кроме того, были даже указаны командиры. Но не были учтены  психологические особенности учащихся, их взаимоотношения между собой, что повлекло неправильное формирование творческих групп. В одной оказалось два лидера, а в другой двое учащихся находились в конфликте.  

        Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению моей позиции, как учителя. Из носителя готовых знаний я превращаюсь в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации становлюсь соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это есть подлинное сотрудничество.

        На наступивший учебный год запланирован проект в 5 классе по теме «Меры длины, веса, площади», средней продолжительность 1-2 месяца. Целью которого является         углубление и систематизация знаний по истории происхождения старинных и современных мер длины, веса, площади в Англии, Франции, Германии, России.

          В заключение хочется добавить, что, апробация проектного метода на моей практике позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность в процессе обучения математике создает благоприятные условия для формирования у учащихся коммуникативных  компетентностей, способствует возникновению положительной мотивации и личной заинтересованности в результате деятельности, и, значит, повышает успешность обучения, но не смотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. На уроках стараюсь комбинировать элементы всевозможных форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных для достижения главной цели – научить ребенка учиться жить.

      Что касается моих взаимоотношений с коллегами, родителями  - считаю деловыми и доверительными. Отношусь к людям с нормальной коммуникабельностью, являюсь человеком  терпеливым в общении с другими, умею выслушивать собеседника, дать совет.

       Мой путь – это путь самосовершенствования, который я прохожу вместе с моими учениками, коллегами, родителями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Программа внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Реальная математика", 6 класс

Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности по ФГОС 5 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность"

Проектная деятельность для меня - это саморазвитие!...