Статья "Метод учебных проектов на уроках математики"
статья по математике

Мамойко Анна Дмитриевна

Использование метода учебных проетов на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metod_uchebnyh_proektov_na_urokah_matematiki_.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Мамойко А.Д.

МКОУ «Геологическая ООШ», п. Вознесенский, Нижнеудинский район, Иркутская область

Проблема урока – его содержание, построение, организация и методика работы на уроке – не случайно волнуют учителей. Интерес к нему определяется, прежде всего тем, что именно в повышении эффективности каждого урока справедливо видеть залог успеха повышения качества обучения и воспитания в целом. Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Одним из способов организации самостоятельной работы учащихся является метод проектов. Для чего нужен метод проектов? Во-первых,
 научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению,
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, во-вторых, принимать самостоятельные аргументированные решения, научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.  

Чтобы учесть при планировании работы все особенности проекта, необходимо знать типологию учебных проектов. В педагогической литературе встречается множество типов проектов. Наиболее подробной и полной, по моему мнению, является типология, предложенная Пахомовой. Она классифицирует все проекты по доминирующему методу (исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный и пр.); по содержательному аспекту (литературное творчество, естественно-научные, экологические, спортивные исследования и т.п.); по характеру координации проекта (непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)), по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира), по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые)  и по продолжительности  проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические). Опыт моей работы показал, что в использовании проектного метода эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Этапы работы над проектом

Учитель

Учащиеся

1 этап – погружение в проект

Формулирует:

- проблему проекта;

- сюжетную ситуацию;

- цель и задачи.

Осуществляют:

- личностное присвоение проблемы;

- вживание в ситуацию;

- принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2 этап - организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

- организовывать группы;

- распределить амплуа в группах;

- спланировать деятельность по решению задач проекта;

- возможные формы презентации результатов.

Осуществляют:

- разбивку на группы;

- распределение ролей в группе;

- планирование работы;

- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3 этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

- консультирует учащихся по необходимости;

- ненавязчиво контролирует;

- дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

- репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Работают самостоятельно:

- консультируются по необходимости;

- «добывают» недостающие знания;

- подготавливают презентацию результатов.

4 этап - презентация

Принимает отчет:

- обобщает и резюмирует полученные результаты;

- подводит итоги обучения;

- оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и т.д.;

- акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др.

Демонстрируют:

- понимание проблемы, цели и задач;

- умение планировать и осуществлять работу;

- найденный способ решения проблемы;

- рефлексию деятельности и результата;

- дают взаимооценку  деятельности и ее результативности.

Использование  метода учебных проектов в своей  практике подтвердила, что на разных этапах работы в процессе выполнения проекта у учащихся преимущественно происходит формирование определенных умений и навыков. Так на этапе погружения в проект создаётся положительная мотивация, личная заинтересованность, познавательный интерес, на организационном этапе вырабатывается готовность к разрешению проблем, в ходе осуществления проекта -  технологическая компетентность, готовность к самообразованию, к использованию информационных ресурсов, в процессе презентации результатов вырабатывается умение презентовать результат, проводить самооценку своей деятельности, оценивать работу других. Проектная деятельность предполагает постоянное межличностное общение, групповые взаимодействия – все это способствует формированию коммуникативной компетентности.

Кроме того,  практическое применение проектного метода показало, что при разработке и осуществлении проекта необходимо учитывать возрастные психические особенности участников проекта, их лидерские задатки и социальные роли в коллективе.

Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Проектная деятельность в процессе обучения математике создает благоприятные условия для формирования у учащихся ключевых компетентностей, способствует возникновению положительной мотивации и личной заинтересованности в результате деятельности, и, значит, повышает успешность обучения.

Список литературы

  1. Ломакина О.Н. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. –2003. –№ 3. – 168с
  2. Проектная деятельность http://old.unesco.kz/asp/best/ru_project1.html
  3. Ромашко И. В. Проектная деятельность на уроках математики.// Образование в современной школе. - №3. – 2004. -  С. 46-49.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метод учебного проекта в преподавании математики и информатики

Обучение на основе проектов -это модель  обучения, отличающаяся от традиционных уроков, ориентированных на учителя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориенти...

Обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности на уроках математики

Статья о применении метода проективного моделирования в преподавании математики....

Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...

Статья "Метод учебных проектов на уроках математики"

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата....

Статья по теме: Использование метода учебного проекта на уроках математики.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытст...

Учебные проекты на уроках математики

Используя проектную технологию на уроках математики, современное математическое образование наполняется знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика...