Деление десятичных дробей
план-конспект урока по математике (5 класс)

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Действия с десятичными дробями (4 ЧЕТВЕРТЬ, №131)

Тема урока

Деление десятичных дробей

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок систематизации знаний и умений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx89.55 КБ

Предварительный просмотр:

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Савина Галина Алексеевна

Место работы

МБОУ «Матвеевская СОШ»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Действия с десятичными дробями (4 ЧЕТВЕРТЬ, №131)

Тема урока

Деление десятичных дробей

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок систематизации знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений

Метапредметные: Базовые логические действия:
- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
- выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

Базовые исследовательские действия:
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

Работа с информацией:
- выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Общение:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;

Самоорганизация:
-самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации;

Самоконтроль:
- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи.

Предметные: понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями, с десятичными дробями в простейших случаях

.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):десятичная дробь, правила деления на десятичную дробь, правило деления на , 0,01…

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок по предмету «Математика» для 5 класса по теме «Деление десятичных дробей», урок систематизации знаний и умений.

На уроке используется учебник «МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС» автор Виленкин Н.Я., ЖоховВ.И. и др., презентация Power Point на тему урока, элементы материалов из сети Иртернет.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Поэт Р.Сеф написал такие строчки

Кто ничего не изучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот вечно хнычет и скучает.

А чтобы вам,ребята,скучно не было на уроке,каждый должен принимать активное участие.

В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.

Этап Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Давайте повторять.

- Начинать работу надо с ……… (Правильно, правил! )

- Повторяем правила

- По работе с десятичными дробями мы знаем….(дополняют)

А) Сложение и вычитание десятичных дробей

Б) умножение и деление дробей

-Как же разделить десятичные дроби? (отвечают правило)

- Итак, «момент истины»

Заполните пропуски (устно) :…..

(Слайд 3 )

Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
1) в … и в делителе перенести запятую … на столько цифр, сколько их в ... ;
2) после этого выполнить …на …число.

- Задания на деление десятичных дробей занимают важное место в курсе математики.

Такого рода задания развивают вычислительные навыки, а также включены в контрольные работы и экзамены.

Этап Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Обеспечить применение ранее полученных знаний при решении задач, создание условий для закрепления знаний обучающихся о десятичных дробях и действий с ними, развитие способности к самообразованию.

Организует деятельность по решению задач из учебника

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Этап Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

1. Расскажите, как же выполнить деление десятичной дроби на десятичную дробь.

1)заменить деление десятичной дроби делением на натуральное число

2)после этого выполнить деление на натуральное число.

№1 (с комментарием у доски )

1,5:0,5=15:5=3

4,2:0,06=420:6=70

0,35:0,5=3,5:5=0,7

9:4,5=90:45=2

0,072:0,01=7,2:1=7,2

1,634:0,001=1634:1=1634

Давайте сформулируем правило деление десятичной дроби на десятичную дробь.

ПРАВИЛО: Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:

1)в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

2)после этого выполнить деление на натуральное число.

Этап Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

На доске задача: (слайд4-5 ) Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 м2.Найти ширину участка, если его длина равна 49 м.

Что нам дано? Все ли нам известно для нахождения стороны участка?

S=1225 м2

а=49 м

в - ?

1225:49=25(м) (делят сами в тетради)

Ответ: 25 м

Теперь решите следующую задачу: (на слайде запись этой задачи, создание проблемной ситуации).

На доске задача: (слайд 6 ) Площадь школьного коридора прямоугольной формы 122,5 м2.Найти длину коридора, если его ширина равна 4,9 м.

S=122,5 м2

а=4,9 м

в - ?

Все ли нам известно для нахождения ширины? Можем ли мы ее найти?

122,5:4,9= ? (слайд7 )

Этап Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задача №1 «План»

Прочитайте внимательно текст и выполните задание. На плане изображено домохозяйство по адресу: Курский район, пос. Сахаровка, д.17 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева — гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории.

Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2).

Вопрос: Перед жилым домом имеются яблоневые посадки. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м × 1 м. Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой.

Хозяйка захотела поменять тротуарную плитку. Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом?

В таблице представлены магазины, где можно приобрести понравившуюся тротуарную плитку. Выбрать выгодную покупку.

п/п

Магазин

Стоимость одной упаковки

% доставки от общей суммы покупки

Общая сумма

1

LeroyMerlin

45 руб

4

2

СтройГигант

34 руб

5

3

База Строитель

49 руб

6

Этап Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Используя текс исторической справки, обсудите в паре, приблизительное количество лет между двумя открытиями.

Историческая справка.

Впервые понятие десятичной дроби возникло в 1435 г. Его ввел выдающийся математик и астроном Аль – Коши .

Ничего, не зная об открытии Аль – Коши, десятичные дроби второй раз открыл фламандский ученый математик и инженер Симон Стевин в труде «Десятая». приблизительно в 1585 г,

Отделять целую часть от дробной предлагали по – разному. Ал – Коши целую и дробную части писал в один ряд, хотя записывал разными чернилами, или ставил между ними вертикальную черту. С. Стевин для отделения целой части от дробной ставил нуль в кружочке. Принятую в наше время запятую предложил немецкий астроном Й. Кеплер.

Этап Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

  1. Найдите частное и выполните проверку умножением: а) 0,8 : 0,5; б) 3,51 : 2,7; в) 14,335 : 0,61
  2. Запишите выражения: а) частное от деления суммы а и 2,6 на разность b и 8,5; б) сумму частного x и 3,7 и частного 3,1 и у.
  3. Шаг человека равен 0,8 м. Сколько шагов надо ему сделать, чтобы пройти расстояние 100 м?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Дополните предложения:

Я понял (а)… Я узнал (а)… Я разобрался (ась)… Я похвалил (а ) бы себя … Было интересно … Было трудно…

Этап Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Подготовьте мини-проект «Об истории возникновения десятичной дроби». Работа в группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

Урок математики в 5 классе по УМК А.Г. Мордковича, Урок формирования новых знаний....

Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"

Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...

Деление десятичной дроби на десятичную дробь.

Технологическая карта урока по математике 5 класс с реализацией ФГОС...

Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.»

Задания для самостоятельной работы по математике для 5 класса по  теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д. Умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,...