АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
статья по математике

Степанян Жанна Александровна

Применение технологии мастерских на уроках математики позволяет организовать новый способ познавательной деятельности обучающихся. Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologiya_masterskih.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что умение активно познавать новое играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников. Современному учителю необходимо отказаться от тех привычных рамок в обучении, которые сковывают процесс обучения и найти новые методы, которые подходят к требованиям современного дня и повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний

Применение технологии мастерских на уроках математики позволяет организовать новый способ познавательной деятельности обучающихся. Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. При использовании данной технологии на уроках создается атмосфера доверия, сотрудничества, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, что способствуют развитию индивидуальности ученика.

Работа на уроке математики должна нравиться детям. А понравиться работа может только тогда, когда она понятна и выполнима. В каждом задании ученики сами выбирают средства и методы работы. Ученик должен знать, каким должен быть его собственный результат обучения на уроке и осознать, как этих результатов достичь. Поэтому учитель должен продумать все этапы урока в мельчайших деталях, чтобы они логично, плавно переходили одна в другую. При этом и задания постепенно переходят от простых к более сложным. Ученик на уроке должен проявить активную позицию и  любознательность. В конечном результате каждый ученик должен получить посильный ему объем знаний. На уроке каждый может выдвигать гипотезы, не боится ошибиться и может высказать идеи для решения поставленной проблемы. При этом важно поддерживать атмосферу доброжелательности и комфортности, уважительное отношение между участниками образовательного процесса. На таких уроках дети учатся отвечать на вопросы: «Почему?», «Как ты думаешь?», «Как ты это можешь объяснить?». Диалоговость – вот главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

На мастерских очень важно придерживаться этих этапов:

Индукция – создание эмоционального настроя и мотивации к творческой деятельности.

Деконструкция – возникновение проблемной ситуации, отделение известного от неизвестного, создание информационного запроса.

Реконструкция – выдвижение гипотезы, способов ее решения, создание своего мира: рисунков, текстов и т.д.

Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью других учеников и представление окончательного результата. Дают самооценку и проводят самокоррекцию.

Афиширование – наглядное представление результатов деятельности обучающихся и учителя.

Разрыв – высшая точка творческого процесса. Осознание неполноты своих знаний и побуждение к поиску ответов. Результатом должен быть инсайт (озарение).

Рефлексия – анализ своей деятельности, обобщение чувств, возникших в ходе мастерской.

Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности.

В мастерских у учащихся развивается креативное мышление, воображение, мотивация, интерес к предмету. Дети сами, открыв какие-то истины, лучше их запоминают и лучше могут их использовать в разных ситуациях. У учащихся идет становление позитивной Я-концепции, формируется ответственность.

Закончим теоретические выкладки словами поэта:

Я скажу это начерно, шёпотом,

Потому что еще не пора:

Постигается потом и опытом

Безотчетного неба игра.

О. Э. Мандельштам

 

Литература

Кушова С. В. Мастерская как форма интеграции воспитательного и образовательного потенциала занятий по математике // Концепт. - 2012. -№ 12

Михайлова Е.Ю. Педагогические мастерские как инновационные формы организации обучения математике/ Е.Ю.Михайлова, Р.А.Утеева// Математическое образование: концепции, методики, технологии: сборник трудов IV Межд. научной  конференции «Математика. Образование. Культура», 2009, - Ч.2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье рассматриваются основы технологии гуманитаризации, а также показывается ее применение на уроке геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"...

«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выучен...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики средствами ИКТ – технологий

Активизация познавательной  деятельности учащихся на уроках математики средствами ИКТ – технологий...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения» (из опыта работы учителя математики  МОУ СОШ №2 г. Николаевска ...

Устный счет как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе.

УСТНЫЙ СЧЁТкак  средство активизации познавательнойдеятельности учащихся на уроках математики  в коррекционной  школе.(из  опыта  работы)...