Какую помощь приносят электронно-образовательные ресурсы на уроках математики
статья по математике (5 класс)

На сегодняшний день сложно представить себе образовательный процесс без

использования электронных образовательных ресурсов. Современные педагоги, методисты, программисты рассмотрели и представили общие требования и виды электронных образовательных ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Какую помощь приносят электронно-образовательные ресурсы на уроках математики?».

Коновалюк Елена Олеговна

учитель математики,

МБОУ «Гуровская СОШ»

Все, что без этого было темно,

сомнительно и неверно,

математика сделала ясным,

верным и очевидным.

М.В. Ломоносов

На сегодняшний день сложно представить себе образовательный процесс без

использования электронных образовательных ресурсов. Современные педагоги, методисты, программисты рассмотрели и представили общие требования и виды электронных образовательных ресурсов.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) обозначено применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

На необходимость использования ИКТ в процессе обучения как средство повышения эффективности образовательного процесса указывают программы по математике. На основе этого можно сделать вывод о том, что электронно-образовательные ресурсы, как часть информационно-коммуникативной технологии, занимают важное место в процессе современного обучения.

Рассмотрим эффективность применения ЭОР в процессе обучения математике. Основным преимуществом ЭОР является доступность дистанционного обучения. ЭОР дает возможность сделать дистанционное обучение полноценным: последовательно самостоятельно изучать новый материал, выполнять практические и самостоятельны задания, следить за собственными достижениями, анализировать текущий контроль знаний (с оценками и выводами), проводить виртуальные эксперименты и т.д.

Изучив характеристики и особенности ЭОР можно сделать вывод, что использование их в педагогической практике не только приводит к повышению качества образования, получение высоких результатов, а так же расширяются возможности самостоятельного и дистанционного обучения.

Максимальная результативность применения ЭОР достигается в следующих случаях:

применение мультимедийных направлений математики для более подробного освящения тем, которые связаны сформированием абстрактного, математического мышления. Например, использование презентаций в программе PowerPoint, дают возможность увидеть построение объемной геометрической фигуры поэтапно;

для изучения тем по геометрии, связанных с построением схем, графиков и чертежей необходима более полная визуализация объектов и явлений. Например, в программе «Живая геометрия» обучающийся самостоятельно может строить чертежи, применяя полученные знания об объекте;

для изучения математических действий, решения задач, построения графиков необходимо изменение временных масштабов событий, прерывание действий компьютерной модели и использование возможности их повторения. Например, при решении задач на движение есть возможность визуализировать

перемещение объекта, что позволяет проверить правильность решения;

для формирования умений и навыков выполнения математических действий, необходимо строгое структурирование процесса контроля уровня знаний и умений обучающихся. Например, при решении уравнений обучающийся должен соблюдать определенный алгоритм.

Электронно-образовательные ресурсы не заменяют полностью учителя и учебники, они лишь создают возможности для усвоения материала любой возрастной группе учащихся. Поэтому очень важно подходить к выбору ЭОР с точки зрения возрастной психологии, педагогики и методики преподавания математики.

ЭОР позволяют более эффективно организовать все виды деятельности: познавательную, информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности обучающихся. Важным является формирование положительной мотивации к изучении предмета.

Так же есть возможность у учителя самостоятельно разработать пособие для обучения математике, если учитывать основные требования:

учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся;

гармоничное использование разнообразных методов и способов обучения (традиционных и инновационных) для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия мира в образовательных целях; использование ЭОР на уроках математики необходимо сочетать с другими методами работы (беседа, опрос, проблемный диалог, практическое применение умений);

учёт дидактических целей и принципов дидактики (принципов наглядности, доступности, научности, связи обучения с жизнью и т.д.); необходимо в урок включать в первую очередь те материалы, которые максимально способствуют достижению цели и не могут продемонстрированы другим способом;

ориентация на индивидуальную образовательную траекторию; при самостоятельной работе по математике есть возможность учитывать индивидуальные способности учащегося, его темп работы;

расчёт на совместное творчество педагога и обучающегося; есть возможность привлекать учащихся к совместной работе по созданию продуктов (документов, таблиц, презентаций) на интернет-сервисах;

приоритет безопасности в использовании средств обучения.

Таким образом, если педагог при использовании ЭОР будет учитывать все дидактические, педагогические, методические требования, а так же здоровьесберегающие, то сможет организовать продуктивную образовательную работу по формированию и развитию знаний и универсальных учебных действий у обучающихся.

На сегодняшний день выделены определённые требования к разработке и использованию электронных образовательных ресурсов. Перед современным педагогом не стоит задачи разрабатывать собственные электронные образовательные ресурсы, так как на специализированных сайтах таких ресурсов достаточное количество. Но, если педагог самостоятельно разрабатывает ЭОР, он должен учитывать определённые требования: в первую

очередь - это возрастные и психологические особенности учащихся, учёт дидактических целей, безопасность в использовании. Существуют определенные требования направленные на сохранение зрения, предупреждения переутомления школьников. Кроме этого санитарно-эпидемиологические правила и нормативы выдвигают определённые требования к использованию ЭОР, которые заключаются во временных ограничениях использования ЭОР в зависимости от возраста, чередование различных форм работы и другое. Соблюдение данных требований к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов приведет к тому, что педагог получить максимальный эффект в своей педагогической деятельности.

Одной из основных задач в обучении является развитие у учащихся познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному нахождению и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности.

Одним из средств повышения эффективности урока математики являются самостоятельные работы – работы, предполагающие выполнение определенных практических заданий, которые помогают учащимся воспринимать и осмысливать новый учебный материал или закрепить полученные ранее знания. Если педагог стремится повысить активность и самостоятельность учащихся, получить высокое качество знаний по предмету,

научить обучающихся понимать абстрактные теоретические положения, то самостоятельная работа для него станет одним из часто используемых методов.

В заключение, электронные информационно-образовательные ресурсы стали неотъемлемой частью современного образования, и они играют важную роль в изучении математики. Они обеспечивают доступность, интерактивность, разнообразие материалов и поддерживают развитие навыков самостоятельного обучения. Однако важно помнить, что эффективность обучения с использованием ЭИОР зависит от активности и мотивации ученика, а также от качества выбранных ресурсов и методики их использования.

Список литературы и интернет источников.

  1. Андрианова Л.М. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. Москва: Дрофа, 2003 – 252.
  2. Дорофеева Л.Г. Проведение лабораторных и практических работ на уроках математики [Электронный ресурс] // Материалы конференции «Актуальные проблемы обучения математике, физике и информатике в школе и ВУЗе» – 2014 – С. 128-130. – Режим доступа: - Последнее обновление
  3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст]: Книга для учителя / С.Г. Манвелов.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 175 с.: ил.
  4. Кузнецова М.В. Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе / М.В. Кузнецова. – Академия АйТи, 2011 – 10 с.
  5. Осин А.В. Создание учебных материалов нового поколения. Москва: Агентство «Социальный проект», 2007 - 32 c.
  6. Осин, А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. Москва: Агентство ”Издательский сервис”, 2010 - 328 с.
  7. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие/ Е.С. Полат,
  8. М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007 - 42с. - 150 экз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

Безопасное использование Интернет-ресурсов на уроках математики

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования – безопасному использованию ресурсов сети Интернет для разработки и проведения уроков математики в основной школе. Материал, изложенный в ...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образователь...

Электронно-образовательный ресурс к уроку математики в 5 классе

Электронно-образовательный ресурс к уроку математики в 5 классе...

Электронные образовательные ресурсы на уроках математики.

Учить и учиться помогают электронные образовательные образовательные ресурсы....

Какую помощь приносят электронно-образовательные ресурсы на уроках математики

На сегодняшний день сложно представить себе образовательный процесс безиспользования электронных образовательных ресурсов. Современные педагоги, методисты, программисты рассмотрели и представили...