РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Математика для всех. Чудо шашки» для обучающихся 8-9 классов
рабочая программа по математике (8, 9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Математика для всех. Чудо шашки»
для обучающихся 8-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное образование. Чамзинский муниципальный район
Республики Мордовия
МБОУ "Апраксинская СОШ"
РАССМОТРЕНО На методическом объединении учителей естественнонаучного цикла Протокол №1 от «31» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом №92 от «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Математика для всех. Чудо шашки»
для обучающихся 8-9 классов
Мичурино 2023
Планируемые результаты реализации программы Личностные результаты:
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
- умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенной учителем литературы.
- умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- Знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. • Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Сравнивать, находить общее и различие.
- Уметь ориентироваться на шахматной доске.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.
Механизм оценивания образовательных результатов
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
-наблюдения педагога за практической работой обучающихся; -опросов по изучаемым темам;
-участие в соревнованиях различного уровня.
Содержание программы
- История развития шашек
Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом. Теоретический компонент:
Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым.
- Первоначальные понятия Теоретический компонент:
Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы.
Практический компонент:
Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров.
Игры с записью партий.
- Тактика.
Теоретический компонент:
Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии.
Практический компонент:
Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары.
- Стратегия Теоретический компонент:
Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра.
Практический компонент:
Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии.
- Эндшпиль Теоретический компонент:
Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек.
Практический компонент:
Три дамки против одной, «треугольник. Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений.
- Дебют Теоретический компонент:
Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше». Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.
Тематические игры с разбором сыгранных партий.
- Композиция Теоретический компонент:
Концовки, задачи и этюды – произведения композиции (особой области шашечного творчества).
Связь композиции с практикой.
- Международные шашки Теоретический компонент:
Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры.
Красота игры. Простор для творчества.
Практический компонент:
Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.
- Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры Практический компонент:
Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий. 10. Классификационные турниры Практический компонент:
Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их последующий разбор.
Тематическое планирование.
N п/п | Наименование темы | Теория | Практика | Общее кол-во часов |
1.История развития шашек. | ||||
1 | Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым | 1 |
| 1 |
2. Первоначальные понятия | ||||
2 | Правила игры, шашечная нотация | 1 |
| 1 |
3 | Основы шашечной игры и её общие вопросы | 1 |
| 1 |
4-5 | Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях | 1 | 1 | 2 |
6-7 | Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров | 1 | 1 | 2 |
8 | Игры с записью партий | 1 |
| 1 |
| 3. Тактика | |||
9 | Различные способы выигрыша шашек |
| 1 | 1 |
10-11 | Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры | 1 | 1 | 2 |
12-13 | Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии | 1 | 1 | 2 |
14 | Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры |
| 1 | 1 |
15 | Комбинационные ловушки |
| 1 | 1 |
16-17 | Контрудары | 1 | 1 | 2 |
4. Стратегия | ||||
18-19 | Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра | 1 | 1 | 2 |
20 | Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии |
| 1 | 1 |
5. Эндшпиль | ||||
21-22 | Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой | 1 | 1 | 2 |
23 | Правило оппозиции – противостояние шашек |
| 1 | 1 |
6. Дебют | ||||
24 | Три дамки против одной, «треугольник» |
| 1 | 1 |
25 | Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений |
| 1 | 1 |
26 | Определение дебюта, его основные цели Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше» |
| 1 | 1 |
27 | Нахождение дебютных ловушек и комбинаций Тематические игры с разбором сыгранных партий. |
| 1 | 1 |
7. Композиция | ||||
28 | Концовки, задачи и этюды – произведения композиции |
| 1 | 1 |
29 | Связь композиции с практикой |
| 1 | 1 |
8. Международные шашки | ||||
30 | Нотация доски, запись ходов и положений |
| 1 | 1 |
31 | Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры |
| 1 | 1 |
9. Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры | ||||
32 | Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров |
| 1 | 1 |
10. Классификационные турниры | ||||
33 | Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам |
| 1 | 1 |
34 | Запись партий, их последующий разбор | 1 | 1 | 2 |
| ИТОГО: 34 часа | 11 | 23 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/16/picture-94863-1655402480.jpg)
Рабочая программа кружка "Математика для любознательных"
Прграмма рассчитана для учащихся 5-х классов. Прививает интерес к предмету, развивает матекматические способности....
Учебная рабочая программа кружка «Математика для всех»
курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена....
Учебная рабочая программа кружка «Математика для всех»
курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена....
Рабочая программа кружка "Математика и медицина"
В программе приводится тематическое планирование, формы организации работы, сроки реализации,форма подведения итогов.Программа предназначена ддя студентов I,II курсов специальностей: 31.02.01Лечебное ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-566054-1421431070.jpg)
рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)
рабочая программа кружка "Математика для всех" (9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-566054-1421431070.jpg)
рабочая программа кружка "Математика для всех" (7 класс)
рабочая программа кружка "Математика для всех" (7 класс)...
Рабочая программа кружка "Математика для увлечённых" 8 класс
Рабочая программа кружка "Математика для увлечённых" 8 класс...