Факультатив "Решение текстовых задач" 8 класс
рабочая программа по математике (8 класс)

Учанова Елена Юнионовна

Факультатив «Решение текстовых задач» реализует:

Цели

· Повышение интереса к предмету.

· Углубление и систематизация знаний по решению текстовых задач, повышение

уровня математической культуры учащихся, а также развитие логического

мышления.

· Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,

характерных для математической деятельности.

 

Задачи:

· расширить знания учащихся о методах и способах решения текстовых задач;

· познакомить учащихся со стандартными и нестандартными способами решения

Текстовых задач;

· научить детей решать задачи различными способами и методами, что способствует

развитию логического мышления у учеников, развивает сообразительность,

фантазию, интуицию учащихся

· систематизировать и развивать знания обучающихся о методах, приемах, способах

решения текстовых задач, их видах.

· научить составлять математическую модель текстовой задачи, переходить от этой

модели к ответам задачи, анализируя жизненную ситуацию текста задачи.

· повысить культуру решения задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_8_klass.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа

Утверждена директором

МКОУ Берёзовской СОШ

                                                                                                                                 № 98 от 29.08.2019

Рабочая программа

факультатива

по математике для 8 класса

«Решение текстовых задач»

2019-2020

Учитель  математики: Учанова Е.Ю.

                                                                                  квалификационная категория: первая

с.Берёзовка

Пояснительная записка

Программа факультатива «Решение текстовых задач» предназначена для учащихся

класса и реализуется на основе программы А.В. Шевкина «Текстовые задачи в школьном

курсе математики» ( Шевкин А. В. Текстовые задачи в школьном курсе математики. - М.:

Педагогический университет “Первое сентября”. 2006).

В  учебном плане МКОУ Берёзовской СОШ  на проведение факультативных

занятий в 8 классе «Решение текстовых задач» отведено 17 часов, из расчёта 1 час в

неделю со II полугодия.

Факультатив «Решение текстовых задач» реализует:

Цели

Повышение интереса к предмету.

Углубление и систематизация знаний по решению текстовых задач, повышение

уровня математической культуры учащихся, а также развитие логического

мышления.

Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,

характерных для математической деятельности.

Задачи:

расширить знания учащихся о методах и способах решения текстовых задач;

познакомить учащихся со стандартными и нестандартными способами решения

Текстовых задач;

научить детей решать задачи различными способами и методами, что способствует

развитию логического мышления у учеников, развивает сообразительность,

фантазию, интуицию учащихся

систематизировать и развивать знания обучающихся о методах, приемах, способах

решения текстовых задач, их видах.

научить составлять математическую модель текстовой задачи, переходить от этой

модели к ответам задачи, анализируя жизненную ситуацию текста задачи.

повысить культуру решения задач.

Методы и формы обучения.

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с

учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития

личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения учебного курса:

обучение через опыт и сотрудничество;

учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

системно-деятельностный подход.

В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы применяются следующие

формы занятий: уроки - практикумы; лекция; защита решения.

Использование исторического материала, энциклопедических сведений в математических заданиях, заданий с природоведческим и историческим сюжетом позволяет детям увидеть

неразрывную связь математики с окружающим миром, такие задания расширяют кругозор

учащихся, обогащают активный словарный запас.

Формы контроля знаний, умений, навыков

самостоятельная работа;

устный опрос;

беседа;

фронтальный опрос;

«защита решения».

В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда

занимали особое место. Они являются важным средством обучения математике. С их

помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между

ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Решение

задач является наиболее эффективной формой развития математической деятельности.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического

развития ученика, глубины усвоения учебного материала. Между тем, текстовые задачи -

трудный материал для значительной части школьников. Во многом это связано с

необходимостью чёткого осознания различных соотношений между описываемыми в

тексте задачи объектами. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже

изучать программный материал, а также задачи повышенной трудности, больше

рассматривать теоретический материал, работать над ликвидацией пробелов знаний

учащихся и внедрять принцип опережения.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что

позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к

математике. Вместе с тем содержание курса позволяет ученику любого уровня активно

включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

Решения текстовых задач – это деятельность, сложная для обучающихся. Сложность

ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести

переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный

результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких-то величин. Каждый из этих этапов – самостоятельная и часто труднодостижимая для учащихся задача. Данная программа уделяет особую роль привитию навыков самостоятельности в рассуждениях, впоисках способов решения задач, развитию способностей к самообразованию, к созданию и разрешению проблемных ситуаций, рефлексии, самоанализу собственной деятельности,что подтверждает возможность и необходимость использования данной программы для

учащихся, обучающихся по состоянию здоровья на дому.

Моделирование условия задачи позволяет ученику устанавливать различные связи

и отношения между данными и искомыми величинами задачи, осознать идею решения,

его логику, увидеть различные способы решения задачи, обосновывать выбор величин для

введения переменных.

Деятельность обучающихся приобретает более целенаправленный характер и, что

самое важное, появляется самостоятельность на этапе поиска путей решения задачи,

который, как известно, вызывает всегда большие затруднения.

Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает

роль и место математики в современном мире. Данный курс предполагает четкое

изложение теории вопроса, решение типовых задач и самостоятельную работу

контролирующего характера.

Программа может быть использована в классах с любой степенью подготовки

учащихся, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся. Курс

состоит из пяти тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом

разумном порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его

историческими сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном

отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении

теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем

приступать к решению трудных задач, рассматривается решение более простых, входящих

как составная часть в решение сложных.

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для

учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе.

Критерии оценивания и формы контроля

Предполагается выполнение комментированных упражнений, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки.

Проверочные самостоятельные работы рассчитаны на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от состава учащихся курса, их подготовленности.

Работа в парах выполняется в сотрудничестве с учителем, выполняют различные задания в соответствии с познавательными интересами в каждой группе, приоритетами и возможностями, с обязательным обсуждением результатов работы.

Способы оценивания работы учащихся на курсе – отзыв учителя о проделанной работе учащегося, самопроверка, взаимопроверка.

                     

Планируемые результаты изучения факультативного курса

Личностные

самостоятельность мышления, умение устанавливать, с какими учебными задачами

ученик может самостоятельно успешно справиться;

готовность и способность к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению;

заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических

знаний;

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения;

способность к самоорганизации;

готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей

успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе,

работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

мотивированность своих действий; готовность в любой ситуации поступить в

соответствии с правилами поведения.

Метапредметные

владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение,

сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения;

планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее

эффективного способа достижения результата;

выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с

моделями, развёртками и т.д.);

создание моделей изучаемых объектов;

адекватное оценивание результатов своей деятельности;

активное использование математической речи для решения разнообразных

коммуникативных задач;

умение работать в информационной среде.

умение корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом

возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой,

своей);

умение оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на

вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Предметные

Учащиеся должны иметь представление:

об основных изучаемых понятиях (число, уравнение, задача) как важнейших

математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и

явления;

об этапах решения задач различных типов;

о разнообразии типов текстовых задач

Учащиеся должны научиться

выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую

терминологию и символику;

выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и

десятичными дробями;

определять тип текстовой задачи, знать особенности её решения, используя при

этом разные способы;

«рисовать» словесную картину задачи;

составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие

преобразования буквенных выражений;

решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и

аналитические модели реальных ситуаций;

решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия

(простейшие случаи). уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности

методики её решения, используя при этом разные способы;

применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления

материала основного курса

понимать и использовать математические средства наглядности (графики,

диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,

аргументации;

ставить к условию задачи вопросы;

сравнивать решения задач;

составлять задачу по заданному вопросу, по иллюстрации, по данному решению,

по аналогии, составлять обратные задачи;

обосновывать правильность решения задачи.

Содержание факультативного курса

  1. Текстовые задачи и техника их решения

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы

решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по

действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения. Значение

правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Рисунки, схемы,

таблицы, чертежи к текстовой задаче и их значение для построения математической

модели.

  1. Задачи на движение

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения

тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по

окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости

расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах

движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков

движения и применение их для решения текстовых задач. Особенности выбора

переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи

на движение и её значение для составления математической модели.

  1. Задачи на совместную работу

Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её

выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу.

Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления

математической модели.

  1. Задачи на сплавы, смеси, растворы

 

Задачи на сплавы и смеси Задачи на понижение концентрации Задачи на повышение

концентрации. Задачи на «высушивание». Задачи на смешивание растворов разных

концентраций.

  1. Задачи на  проценты

Задачи на дроби и проценты. Увеличиваем число на процент. Уменьшаем число на

процент. Решение задач процентное отношение двух чисел. Процентные вычисления в

жизненных ситуациях. Задачи на сложные проценты.

Тематическое планирование

8 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Текстовая задача и процесс ее решения

2

2

Задачи на движение

5

3

Задачи на работу

4

4

Задачи на сплавы, смеси, растворы

3

5

Задачи на  проценты

3

Итого

17

                   

                                                       

                 

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

Текстовая задача и процесс ее решения -2ч.

1

Текстовые задачи и техника их решения

1

16.01

2

Схематизация и моделирование при решении текстовых задач

1

23.01

Задачи на движение – 5 ч.

1

Встречное движение

1

30.01

2

Движение в одном направлении

1

06.02

3

Движение в противоположных направлениях

1

13.02

4

 Движение по/против течения, в стоячей воде

1

20.02

5

 Движение по замкнутой траектории

1

27.02

Задачи на работу – 4 ч.

1

Формула зависимости объёма выполненной работы от

производительности и времени её выполнения

1

05.03

2

Решение задач на раздельную работу

1

12.03

3

Задачи на совместную работу

1

19.03

4

Решение задач на работу

1

02.04

Задачи на сплавы, смеси, растворы -3 ч.

1

Задачи на сплавы и смеси

1

09.04

2

Задачи на понижение концентрации

1

16.04

3

Задачи на повышение концентрации

1

23.04

Задачи на  проценты – 3 ч.

30.04

1

Увеличиваем число на процент Уменьшаем число на процент.

1

07.05

2

Решение задач процентное отношение двух чисел

1

14.05

3

Задачи на дроби и проценты

1

21.05

Итого

17

 

Список литературы

  1. Студенецкая В. Н., Сагателова Л. С. «Математика 7-9. Сборник элективных курсов» - Волгоград: Учитель , 2017.
  2. М. Н. Кочагина. Математика 9 класс: Подготовка к ГИА – М: Эксмо, 2014.
  3. Математика. 7-9 классы: элективные курсы / авт. Сост. Л.Н. Харламова. – Волгоград: Учитель, 2017.
  4. Алгебра и начала анализа 8-11 кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. –М.: Дрофа,2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и редактирование текстового документа.Форматирование текстового документа

ПР_1Создание и редактирование текстового документаПР_2 Форматирование текстового документаАфиша...

"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...

Обработка текстовой информации. Ввод текста в текстовом процессоре WordPad.

План-конспект открытого урока по изучению текстового процессора WordPad.Предлагается в помощь учителям информатики и ИКТ при изучении  в пятом классе темы "Обработка текстовой информации". П...

Текстовый процессор Microsoft Word 2003. Технология обработки текстовой информации

Данный файл содержит презентацию к уроку «Текстовый процессор Microsoft Word» (вводный урок). Можно использовать для 8 классов, материал подойдет для тех учителей, которые до сих пор используют Micro...

Текстовые редакторы. Текстовые процессоры.

Комбинированный урок с использованием ЦОР...

Урок информатики "Текстовые редакторы и текстовые процессоры" 8 класс

Урок Урок информатики "Текстовые редакторы и текстовые процессоры"  8 класс...