Разработка урока по наглядной геометрии в 6 классе “КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ”
методическая разработка по математике (5, 6, 7 класс)

Черниговская Татьяна Анатольевна

Основные цели:

образовательная: -продолжить знакомство  с координатной плоскостью, терминами «абсцисса» и «ордината» точки;

-научиться  строить фигуры по заданным  точкам на координатной плоскости;

развивающая: -устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, развивать способность мыслить творчески; 

воспитательная: -воспитывать  ответственность и добросовестное отношение к учебному труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc45.5 КБ
Файл list_samokontrolya.docx309.82 КБ
Файл doc2.docx61.43 КБ
Binary Data zadaniya_na_doske.notebook524.31 КБ
Файл koordinatnaya_ploskost.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по наглядной геометрии

с использованием интерактивных технологий  в 6 классе

“КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ”

Разработку          урока

составила  учитель математики

МОУ   “СОШ №3 г.Свирск”

Черниговская Татьяна Анатольевна

Основные цели:

образовательная: -продолжить знакомство  с координатной плоскостью, терминами «абсцисса» и «ордината» точки;

-научиться  строить фигуры по заданным  точкам на координатной плоскости;

развивающая: - устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, развивать способность мыслить творчески; 

воспитательная: -воспитывать  ответственность и добросовестное отношение к учебному труду.

Оборудование: интерактивная доска SMART-Board, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Слайд 1. – Здравствуйте, ребята!

–  Вы сегодня получили билеты на урок, зачем и почему?  Что смогли узнать из этого билета? Какой информации не хватает? А как называются место на языке математики?

-А какую тему проходили? («Координатная прямая»)

- отложите билеты в сторону

 («Билеты»  соответствуют ряду и месту учащихся.)                                  

                  Лицевая сторона                                            

Билет для театра

Ряд  1 место            Место   2

Слайд 2. - На прошлом уроке мы говорили где в жизни  используется координата. Можете дополнить этот список?

– В жизни  кроме театра, где еще сталкиваемся  с выбором места какого-нибудь объекта? (Адрес   или  координаты местонахождения какого-то человека или объекта.)

-Да, верно. В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, по которым его можно найти.

А  как сформулировать новую тему? Эта тема нам необходима? (ответ)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Слайд 3. Вы получили лист самоконтроля, на котором в течение всего урока будете фиксировать качество выполненной работы.

Слайд 4-6. Устная работа.

  1. Надо закончить предложения.
  2. Выбрать из предложенных рисунков тот, на котором изображена координатная плоскость
  3. Вспомнить, кто явился родоначальником системы координат.

Оцените себя в 1 балл, если смогли ответить правильно на все вопросы.

Дополнить историческую справку. Термин «координаты» произошел от латинского слова ordinatus – «упорядоченный», а приставка co указывает на «совместность», так как координат обычно бывает две или более.

Идея координат возникла в древности. Прямоугольную сетку (палетку) использовали уже в Древнем Египте.

Координатный метод как метод математики был разработан независимо друг от друга выдающимися французскими математиками Пьером Ферма и Рене Декартом (XVII в.).

Термины «абсцисса», «ордината», «координаты» были введены в 80-х годах XVII в. Лейбницем.

3. Первичное закрепление во внешней речи

Слайд 7. – Вспомните,  как определить координату заданной точки? (алгоритм)

– В чем может возникнуть самое главное затруднение?  (отметить координаты сначала по ОХ, потом по ОУ)

Слайд 8. Какая задача встала перед  нами при определении точек пересечения сторон прямоугольника с осями координат?  Как находить  координаты точки расположенной на координатной оси). Правило.

Слайд 9. -Задание 4 самостоятельно. Определить координаты точек.

Оцените себя в 2 балла, если смогли ответить правильно на все вопросы или допустили 1 ошибку и поставьте 1 балл, если ошибок было 2 или 3.

Слайд 10. - Давайте немного отвлечемся и поиграем в игру с переходом хода «Убери лишние точки». На плоскости олжны остаться только точки, лежащие в 1 четверти). Правило.

Слайд 11. - Как отметить точки на плоскости? Вспомним алгоритм. –Надо помнить, первая координата всегда берётся на оси абсцисс (х), а вторая на оси ординат (у).

Слайд 12. - А теперь работа в парах. Выполните задание № 7 из листов самопроверки. Не забудьте найти площадь получившегося четырехугольника. Какую формулу вы применили для нахождения площади? (Формулу Пика)

Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один-два  ученика у доски (каждый строит по одной фигуре).

Оцените себя в 2 балла, если правильно построили фигуру нашли площадь.

Слайд 13. Один ученик на доске, одновременно другие выполняют задание из учебника.

Слайд 14. Задание № 9. Построить ломаную по точкам на координатной плоскости. Работаем самостоятельно по учебнику.

1 ряд - № 28

2 ряд - № 29

3 ряд - № 31.

Оцените себя в 2 балла, если правильно построили фигуру.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой Оцените себя в 2 балла, если правильно построили фигуру по эталону

Слайд 15. Задание № 10.

– Что надо уметь, чтобы выполнить задание? (Определять координаты построенной точки.)

– Составьте алгоритм определение координат точки в координатной плоскости.

Слайд 17. 8. Рефлексия деятельности

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что использовали для «открытия» нового знания?

– Мы достигли поставленной цели?

– Как вы оцените свою работу на уроке? Пройдите к доске и выберите рисунок «солнышко», если вам понравился урок или «тучку», если что-то не понравилось.

Слайд 18. Спасибо за урок.

Слайд 16. Домашнее задание

предлагается 2 варианта заданий:

  1. выполнить практическую работу по  предложенной карточке (построить фигуру, последовательно соединяя точки на координатной плоскости);

2) самому придумать творческую работу по предложенной схеме.



Предварительный просмотр:

Лист самоконтроля 

Учени___6 а класса__________________________

«5»  - 10-11 баллов 

«4»  -7-9  баллов 

«3» - 4-6 балов

Максимальный балл 

Самооценка 

Задание №1 выполнено без ошибок.

1

Задание №4

  

без ошибок или 1 ошибка

2

2 или 3 ошибки

1 

  

Задание № 7

  

построили четырехугольник по точкам

1

  

нашли площадь

1

  

 Задание №9:

 по учебнику № 28 или 29 или 31

2

  

 Задание № 10: постройте фигуру

2-4

  

Максимальный балл

11

  

Итоговая оценка

Учитель: 

Ученик: 

Задание №4.

 

Задание №7

Задание № 9.

Задание № 10



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Координатная плоскость

Слайд 4

Лист самоконтроля Оценка « 5 » – 11-12 баллов Оценка « 4 » - 8-10 баллов Оценка « 3 » - 5-7 балов З адание Максимальный балл С амооценка Задание №1 Устная работа 1 Задание №4, работа в парах Запишите координаты точек: без ошибок или 1 ошибка 2 2 или 3 ошибки 1 Задание № 7, работа в парах Постройте прямые, определите координату точки пересечения: 2 построили прямые CD и MN ; 1 определили координату точки пересечения и четверть. 1 Задание №9, по учебнику Постройте ломаную (№ 28, 29, 31) 3 Задание дополнительное, по карточке Постройте фигуру (выполните рисунок) 4 Максимальный балл 12 Итоговая оценка Учитель: Ученик:

Слайд 5

1.Плоскость , на которой выбрана система координат, называют… 2. Оси на координатной плоскости располагаются… 3. Точка пересечения координатных осей называется… 4. Вертикальная ось называется осью … 5. Горизонтальная ось называется осью … 6. Числа , характеризующие местоположение точки в координатной плоскости называются… 7. Система координат делит плоскость на… Начало координат абсцисс, ОХ ординат, ОУ координатной плоскостью п ерпендикулярно к оординаты 4 четверти

Слайд 6

A X Y О Б X Y О В X Y О Г X Y О Д X Y О

Слайд 7

В 1637 году Рене Декарт в книге «Геометрия « дал описание применения координат, поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой . Слова «абсцисса» , «ордината», «координаты» первым начал использовать в конце 17 века Готфрид Вильгельм Лейбниц . Немного истории 1 балл Задание №1.

Слайд 8

-8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5 4 3 2 1 -2 -3 -4 х у -1 Задание №2. Определите координаты вершин треугольника ? ? ?

Слайд 9

-8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5 4 3 2 1 -2 -3 -4 х у -1 Задание №3. Определите координаты точек пересечения сторон прямоугольника с осями координат ? ? ? ? Если точка лежит на оси ординат, ее абсцисса равна нулю (0;у ) 2. Если точка лежит на оси абсцисс, ее ордината равна нулю (х;0).

Слайд 10

-3 -1 -4 y x Задание №4. Определите координаты: A B C D H G F E 0 1 -2 2 4 -2 2 4 A (2; 4); B (4; 2); C (3; 0); D (3; -3); E (-5; 4); F (-3; 0); G (-4; -2); H (-2; -4). -5 1 3 -1 -3 -4 10 3 2 балла

Слайд 11

y x Задание №5 . -10 -8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8 10 8 6 4 2 -2 -4 -6 -8 (2;8) (8;8) (5;2) (1;1) (-1;0) (11;1) (-1;8) (-3;-1) (2;-3) (-2;-4) (8;-4) (0;1) (3;4) 11

Слайд 12

12 У 0 1 -1 1 -1 Х Отметьте точку М ( a ; b ) Первая координата Х = а Вторая координата У = b а b М ( а; b ) Отметьте точку N ( 0; c ) Первая координата Х = 0 точка лежит на оси У Вторая координата У = c c N (0;с) Отметьте точку К ( d ; 0 ) Первая координата Х = d d Вторая координата У = 0 точка лежит на оси Х К ( d ;0) Вывод Проведи вертикальную линию. Проведи горизонтальную линию. Задание №6 . Вспомним а лгоритм : к ак отметить точку?

Слайд 13

Задание №7 . Выполните в листах самопроверки

Слайд 14

1 ряд -№ 28. 2 ряд -№ 29, 3ряд - № 31. 2 балла Задание №9.

Слайд 15

А. (- 8; 1), (- 6; 2), (- 2; 0), (1; 2), (5; 1), (7; - 4), (9; - 3). В. (- 2; 6), (0; 8), (3; 7), (5; 5), (7; 7). С. (1; 2), (3; 9), (4; 8), (5; 8), (6; 9), (6; 10), (5; 11), (4; 11), (3; 10), (3; 9). YY 2 0 2 XX 0 Y X 2 4 6 8 10 12 14 -2 -4 -6 -8 -10 -12 2 8 12 4 6 10 -2 -4 -6 -8 -10 -12 -14 Задание №8. Построить фигуру, последовательно соединяя точки

Слайд 16

Построить фигуру по точкам. От 2 до 4 баллов Задание №10.

Слайд 17

Домашнее задание: предлагается 2 варианта заданий : выполнить практическую работу по предложенной карточке (построить фигуру, последовательно соединяя точки на координатной плоскости); 2) самому придумать творческую работу по предложенной схеме.

Слайд 18

y x . -10 -8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8 10 8 6 4 2 -2 -4 -6 -8 18

Слайд 19

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по наглядной геометрии для учащихся 5 класса

Разработка урока математики в 5 классе, которая поможет молодым учителям использовать технологию работы учащихся в минигруппах....

Разработка урока по наглядной геометрии для учащихся шестых классов по теме «Параллелограмм»

Ввести понятие «параллелограмм». С помощью наглядных и практических упражнений конструктивного изобразительного характера ознакомить учащихся со свойствами противолежащих сторон и углов параллелограмм...

Разработка урока по теме Прямоугольные треугольники и Координатная плоскость

Вашему вниманию предлагаются два урока. 1. Урок Прямоугольные треугольники. Геометрия 7 класс.Урок является завершающим в теме и заключает в себе различные методы. 2. Урок Координатная плоск...

Конспект урока по математике в 6 классе «Координатная плоскость»

Цели: Образовательные – обобщение знаний и умений учащихся по теме «Координатная   плоскость», промежуточный контроль за знаниями и умениями учащихся....

Разработка урока по наглядной геометрии в 5 классе по теме «ТРЕУГОЛЬНИКИ»

При изучении темы "Треугольники" учащиеся знакомятся с видами треугольников. При выполнении практических заданий знакомятся с такими свойствами, как сумма углов треугольника и неравенство треугольника...

Методическая разработка урока по теме «Числовая окружность на координатной плоскости»

Методическая разработка представляет собой конспект урок по математике 10 класс. В конспекте показан урок ознакомления с новым материалом по теме «Числовая окружность на координатной плоскости&r...

Технологическая карта урока по математике для 6 класса "Координатная плоскость"

Технологическая карта урока по математике для 6 класса по теме "Координатная плоскость", учебник Виленкин  Н. Я....