Технологическая карта интегрированного урока по математике и изобразительной деятельности
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Технологическая карта интегрированного урока по математике и изобразительной деятельности в 5в классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_izo_i_matem.docx862.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока  по математике и изобразительной деятельности в 5в классе

Ф.И.О. учителей: Лебедева Татьяна Анатольевна, Воронина Анна Валерьевна

ОУ: ГБОУ ЛО “Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, “Красные Зори”

Класс: 5 “В”

УМК: М.Н. Перова, Г.М. Алышева. Учебник «Математика 5 класс» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

Предмет: Математика и рисование

Тип урока: бинарный урок (математика и изобразительное искусство), урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Тема урока: «Орнамент из геометрических фигур»

Цель урока: создать условия для составления геометрического орнамента в квадрате.

Задачи:

Образовательные (ИЗО): продолжить формирование умения составлять орнамент из геометрических фигур в квадрате, повторить принципы составления орнамента, закрепить умения и навыки практического характера.

 (Математика): создать условия для повторения темы «Геометрические фигуры», обеспечить в ходе урока закрепление понятия «Периметр» и правило нахождения периметра прямоугольника.

Развивающие: способствовать развитию мотивационных качества обучающихся, познавательного интереса и способностей, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни; содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях, способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач 

 Коррекционно-развивающие: способствовать коррекции аналитико-синтетической  деятельности учащихся на основе упражнений в составлении орнамента, коррегировать сенсорную деятельность и мелкую моторику, пространственное воображение.

 Воспитательные: создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением клея, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, способствовать воспитанию коллективизма и взаимопомощи.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Предметные

-овладеют навыком вычисления периметра прямоугольника,

-навыком составления геометрического орнамента

Метапредметные

-научатся самостоятельно ставить цели,

-составлять план решения проблемы,

 -работать по плану,

 -сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;    -овладеют способностью к участию в совместной деятельности (определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности)

Личностные

-расширят владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, 

-продолжат овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Ресурсы урока: учебник: учебник: М.Н. Перова, Г.М. Капустина. Учебник «Математика 5 класс», ноутбук, экран, проектор.

Наглядный материал: презентация к уроку, геометрические фигуры на магнитах, образцы орнаментов, предметы для украшения, корзины с шариками, карточки с терминами, карточки с планом действия, ватман с изображением сцены.

Раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурами, образцы орнаментов, калькуляторы для проверки вычислений.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивационно-организационный этап (1 мин.)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, двойной урок – урок математики и изобразительного искусства.

Математика, друзья

Всюду с нами и всегда!

И в искусстве мы ее

Обязательно найдем!   

Здороваются с учителями.

Этап актуализации знаний по предложенной теме ( 5  мин.)

-Учитель математики:

Ребята, что вы изучаете по предмету «Математика?» (Показывает опорные слова)

Организует повторение изученных геометрических фигур.

-Что вы видите на доске? (Учитель поочередно прикрепляет к доске геометрические фигуры, дети называют каждую фигуру).

-Как одним словом назвать эти предметы? (Геометрические фигуры)

-Учитель ИЗО:

А что вы делаете на уроках Изобразительного искусства? (Учитель показывает картинки)

-Молодцы!

Учитель ИЗО:

Организует работу по подведению обучающихся к определению темы урока.

-Чтобы определить тему нашего урока, давайте посмотрим на картинки.

(Учитель ИЗО показывает картинки с орнаментами, спрашивает):

  • Как называется этот рисунок?
  • Подумайте, для чего нужен орнамент?

(Для УКРАШЕНИЯ  различных предметов. Учитель вывешивает опорное слово на доске.).

Что же такое «Орнамент?

По ходу озвучивания понятия «Орнамент» вывешиваются на доску опорные слова:

Орнамент - это Узор (крепим опорное слово), основанный на Повторении (крепим опорное слово) и Чередовании (крепим опорное слово), составляющих его элементов

 Слайд №1 (Орнаменты в жизни и природе)

Учитель математики:

С Древних времён человек украшал свой дом, посуду, одежду с помощью орнамента. (Учитель показывает слайды из презентации.)

УчительИЗО:

-Посмотрите на этот орнамент. (Слайд №2) Назовите его элементы.

(Листики, цветы, растения. Обращает внимание на элемент « завиток»). Как же будет называться такой орнамент?

 (Растительный).

Посмотрите на другой орнамент. Назовите его элементы?

Как же будет называться такой орнамент? (Геометрический)

Учитель математики:

-У нас урок математики. Как вы думаете, какой орнамент мы будем использовать?

Тема урока

-Кто догадался, что мы сегодня будем делать? Какая тема нашего урока?

Учитель озвучивает тему урока и прикрепляет её к доске. (Орнамент из геометрических фигур.)

Учитель математики:

Организует игру.

-Давайте поиграем в игру «АЛФАВИТ» и подберем слова, которые соответствуют нашей теме:

Слайд №3 

Слово «УЗОР» по вертикали.

У- украшение, З – завиток, О – орнамент, , Р –разноцветный

Слушают учителя,

отвечают на его вопросы.

Смотрят картинки, отвечают на вопросы

Смотрят слайды с орнаментами, отвечают на вопросы

Пробуют сформулировать тему урока

Предлагают слова на соответствующие буквы

Организация познавательной деятельности (7 мин.)

Учитель математики создает интригу для дальнейшей работы

-Ребята, к нам в гости пришел необычный гость, а кто это, вы попробуете отгадать при помощи песни.

(Звучит припев песни: «Ап, и тигры у ног моих сели…) (Дрессировщик).

-Правильно! К нам в гости пришел дрессировщик со своими зверями.

(Слайд №4. Картинка дрессировщика в цирке со зверями.

Учитель математики подводит обучающихся к самостоятельной формулировке цели:

Как называется площадка, на которой выступают артисты цирка? (Арена). (Слайд №5)

-Какой формы арена? (Круглой).

-Но у нас в школе нет АРЕНЫ, а есть СЦЕНА(тоже на слайде) в актовом зале. (Слайд №6)

-Какой она формы? (Прямоугольной).

Дрессировщик нас просит помочь украсить СЦЕНУ, где он будет выступать.

-Так какова же будет наша цель? (Украшение сцены геометрическим орнаментом)

Учитель ИЗО организует игру «Корзина идей»:

 -Подумайте, чем можно украсить сцену?

(Учитель ИЗО показывает предметы для украшения)

Перед вами «КОРЗИНА ИДЕЙ» (показ игрушечной корзины с шариками)

- Давайте бросать в КОРЗИНУ идеи, при помощи чего можно украсить сцену (при помощи шаров, цветов, лент, орнаментом).

Слушают припев песни, пробуют отгадать

Смотрят слайд и отвечают на вопросы

Формулируют цель урока

Бросают шарик в корзину и каждый озвучивает свою «идею»

Физ. пауза для глаз (1 мин.)

Выполняют упражнения для глаз

Учитель математики создает проблемную ситуацию: (2мин.)

-Проблемная ситуация

-Как узнать, хватит ли нам тесьмы? (На доску прикрепляется вопрос, рядом кусочек тесьмы)

-А как называется в математике сумма всех сторон прямоугольника? (Учитель прикрепляет слово «Периметр и его обозначение латинской буквой «Р»)

-Значит что мы должны сделать сначала?

А потом что мы должны сделать с тесьмой?

Решают проблемную ситуацию

Письменно вычисляют периметр на карточках,

измеряют тесьму и делают вывод, хватит ли тесьмы.

Физминутка : под песню «Куда уехал цирк». (2мин.)

 Учителя организуют игру «Отбей шар».

Ребята, какой же цирк без клоуна? К нам приехал клоун и хочет с вами поиграть.

Выбегает клоун из-за перегородки (можно привлечь старшеклассника) и начинает бросать детям воздушные шары.

Дети отбивают шары:

(маломобильные – сидя)

Практическая работа ( 15 мин.)

Учитель ИЗО организует практическую работу по украшению сцены по составленному плану:

Давайте составим план украшения сцены (Все этапы вывешиваются на доске):

  1. Обклеим сцену тесьмой
  2. Составим геометрический орнамент и украсим сцену
  3. Расставим тумбы для зверей

1.Давайте вместе обклеим сцену тесьмой

2.Теперь составим геометрический орнамент. Для этого откройте конверты, которые у вас на партах и достаньте из них все предметы. (Достают геометрические фигуры,  образцы орнаментов и квадраты для составления орнаментов).

Напоминаю вам технику составления геометрического орнамента: (смотрим на опорные слова: он состоит из повторов и чередований фигур. (Показывает на доске образец техники составления орнамента из геометрических фигур)

 Работу вы будете выполнять в технике аппликации.

 Работать вы будете в парах.

Распределите обязанности: кто будет намазывать клеем, кто приклеивать геометрические фигуры.

-Кто скажет правила работы в группе? 

Общаться шепотом, слушать друг друга.

Напоминаю о технике безопасности при работе с клеем и ножницами.

-Обратите внимание: на каждом квадрате проведена кривая линия, (завиток).  На ней вы и будете клеить ваш орнамент.

-Смотрите, у нас по углам сцены остались пустые места.

3.Туда мы поставим  тумбы для зверей.

Учитель математики:

-Давайте посадим зверей на тумбы. Назовите, кого же привез нам дрессировщик? Кого куда посадим?

(Учитель показывает картинки зверей. На каждом звере приклеена геометрическая форма спереди. На тумбах также геометрические формы. )

 

Совместно с учителем составляют план работы

Выполняют практическую работу по плану

Отвечают на вопросы

Называют зверей и рассаживают зверей согласно геометрической форме

Обобщение и систематизация знаний (5  мин.)

Учитель математики

Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

Какая была тема нашего урока? (Орнамент из геометрических фигур)

Слайд №5. Игра «Ответь на вопросы»

(Опрос по опорным словам):

Что? (Что мы сегодня делали на уроке?) 

(Составляли орнамент)

Зачем?(Зачем мы составляли орнамент?

(Чтобы было красиво)

При помощи чего? (При помощи чего мы составляли орнамент?)( При помощи геометрических фигур)

Как? (Как называется метод, которым мы пользовались?) (Метод аппликации).

Где?(Где мы можем встретить орнамент в нашей жизни? Приведите примеры)

 Какой же вывод мы можем сделать? Для чего нужен орнамент?

Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

Отвечают на вопросы

Делают вывод

Рефлексия деятельности (1 мин.)

Учитель ИЗО

Ребята, справились мы с заданием дрессировщика?

-Красивая сцена у нас получилась?

-Достигли мы своей цели?

-На какую оценку вы бы оценили свою работу?

Отвечают на вопросы

Эмоциональная рефлексия (1 мин.)

Покажите на смайлике, какое настроение у вас после урока?

В конце выбегает клоун и раздает ребятам призы

Показывают соответствующий смайлик

Приложение 1

Оформление классной доски

Приложение 2

Презентация «Число 16»

Приложение 3

Эмоциональная рефлексия

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта интегрированного урока физики и математики "Метрическая система мер"

Тема урока: Метрическая система мер.Тип урока: интегрированный урок повторения по теме «Метрическая система мер».Оборудование: проектор мультимедиа, Smart-доска, 3 ноутбука, напольные весы, грелка, ди...

Технологическая карта интегрированного урока (математика и технология) на тему"Потребности семьи"

В карте хорошо просматривается связь изучаемой темы с жизнью, практические умения по расчету потребностей....

Технологическая карта интегрированного урока математики и информатики

Цели урока:Обучающие: закрепить знания о числах, полученных при измерении величин и десятичных дробях; умение записывать числа, полученные при измерении величин, десятичными дробями, научить строить и...

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...

Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»

Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительная деятельность» в 4 классе на тему: «Весна пришла»

Тенологическая карта урока по изобразительно деятельности для учащихся с ТМНР. Рисование  цветов в нетрадиционной технике с использованием пузырьковой пленки....