Физкультминутки на уроках математики
тренажёр по математике (5 класс)

В Интернете много материала для начальной школы. Я предлагаю поработать с ребятами из пятых - шестых классов. ФМ представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составляются так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тематические физкультминутки на уроках математики в 5, 6 классах как способ закрепления пройденного материала

В интернете много физкультминуток (далее ФМ) для младших школьников. Это, как правило, стишки и речёвки, презентации с героями мультиков, за которыми надо повторять, игры с какими-либо предметами, релаксации, после которых учителю приходится опять настраивать детей на урок, и т.п. А что делать с учениками, у которых начинается подростковый период? При применении общепринятых динамических пауз на уроках, подростки смеялись, стеснялись друг друга. Для решения проблемы пришла к мнению, что нужно изменить содержание ФМ для учащихся среднего звена – использовать их для привлечения интереса к обучаемому предмету, развития творческого подхода и закрепления полученных знаний.

ФМ представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составляются так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Они необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, вызванные продолжительным сидением за партой, снять статическое напряжение, повысить умственную работоспособность учащихся.

При апробации тематических ФМ в 5 и 6 классах наблюдались улучшения эмоционального подъёма учащихся, снижение уровня тревожности, восприятия изучаемого материала, формирование познавательного интереса к учёбе, путем выполнения творческих заданий. ФМ позволяют закрепить, повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал, после ФМ не нужно подключать детей обратно к теме. Потраченное время на уроке окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала). Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах. Некоторые задания дети, чтобы не мешать друг другу, делают по вариантам, например, при показе сферы.

Комплекс упражнений состоит из 4-6-х разных упражнений, в первой части которых внимание акцентируется на математические понятия и термины, а во второй части на специфику выполнения физических упражнений, такие как улучшение зрения, улучшение осанки и т.д.

Тематические ФМ разделены на три вида: геометрические понятия, алгебраические понятия, арифметика.

Рассмотрим по видам:

1. Детям предлагается показывать различные геометрические фигуры и понятия, используя руки и ноги.

Тема «Точка. Отрезок. Прямая. Луч. Плоскость»

Приложение 1

Тема «Взаимное расположение прямых на плоскости и в пространстве»

Приложение 2

Тема «Углы на плоскости»

Приложение 3

Тема «Градусные меры углов»

Приложение 4

Тема «Углы в пространстве»

Приложение 5

Тема «Окружность. Круг. Сфера. Шар»

Приложение 6

2. Во время знакомства с дробями дети могут поиграть в игру-упражнение «Дробь»

Правило: Учитель в первый раз сам становится ведущим, а потом выбирает детей для роли ведущего. Ведущий говорит «Числитель» - все должны стоять, а если скажет «Знаменатель» - все должны присесть на корточки.

В это правило можно добавить понятие «Смешанная дробь» по прохождению соответствующей темы. Здесь к числителю и знаменателю прибавляется слово «Целая часть». Это слово произносится после слова «Числитель», т.к. подразумевает выпады в бок. Это упражнение ассоциируется с местоположением «Целой части» (находится посередине числителя и знаменателя).

При представлении натуральных чисел на координатном луче предлагаю поиграть в игру-упражнение «Кузнечики».

Правило: Вы стоите в начале координатного луча (в точке с координатой 0). Я буду называть координаты точек, в которые вы должны прискакать. Ваша задача прыгнуть столько раз, сколько делений понадобится допрыгать до этой точки, т.к. ваш один прыжок стоит одно деление на нашей шкале.

Например, учитель диктует: А(1) (точка А с координатой 1), В(3), С(2), Д(6), Е(4), О(0), дети соответственно делают 1, 2, 1, 4, 2, 4 прыжка на месте.

Эту же игру можно проводить при изучении отрицательных чисел.

3. Дети выполняют различные физические упражнения в виде игры-упражнение «Правда - ложь» при устном счете, при прохождении тем единицы длины, массы, времени, площади, простые и составные числа и др.

К примеру: если ложь – делают повороты головой налево-направо, как будто молча отрицают сказанное, если правда – делают наклоны вперед-назад, как будто соглашаются со сказанным, если не знают – делают круговые вращения головой или плечами. Для улучшения зрения можно все эти упражнения делать глазами.

Литература

Приложение 1

Тема «Точка. Отрезок. Прямая.

Тема «Окружность. Круг. Сфера. Шар»

Сначала объясняем, что руки – это радиусы, т.е. при выполнении упражнения руки не сгибаются. Данные фигуры – это множество точек равноудаленных от центра. Точки – это кулаки.

Покажите:

Окружность (одной рукой)

Две окружности с радиусом в локоть (двумя руками)

Две окружности с радиусом в руку (круговые движения двумя руками вперед одновременно)

Две окружности (круговые движения двумя руками вперед поочередно)

Две окружности (круговые движения двумя руками назад одновременно)

Две окружности (круговые движения двумя руками назад поочередно)

Две окружности (круговые движения одной рукой вперед, другой назад одновременно)

Покажите (коллективное задание):

Круг

Сферу

Шар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутка на уроках математики

Последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей,  детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни сов...

Физкультминутки на уроках математики

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья младших школьников в школе является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме.С нача...

Физкультминутки на уроках математики

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья младших школьников в школе является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме.С нача...

Материал для физкультминутки на уроке математики

Реализация технологий здоровьесбережения на уроках математики...

Физкультминутки на уроках математики

Чтобы предупредить общее утомление от  напряжения при занятиях за столом, следует предусмотреть проведение физических упражнений, физкультминуток с целью переключения ребенка с умственной деятель...

Физкультминутки на уроках математики.

Физкультминутки, которые можно применять на уроках математики в 5 классах....

Физкультминутка на уроках математики

Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологическо...