Рабочая программа "Занимательная математика"5 класс
рабочая программа (5 класс)

Корнеева Юлия Геннадьевна

Данная программа поможет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной наукиПрограмма математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики. Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут положить начало в развитии их интереса к предмету и вызвать желание увлечься математикой. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass_zanimatelnaya_matematika.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа

им. Шелковникова К.М.»

СОГЛАСОВАНО                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                           Директор школы

______________/___________ _                                       ______________/________________                       

«____»_______________2023г                                             Приказ №___ от ____.____.20____

                                                                                                 

                                                                                                 М.П.

Рабочая программа

по __внеурочной деятельности

кружок «Занимательная математика»_

                                                                                     

                                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                                  педагогического совета

                                                                                                  Протокол №____ от ___.___.20__

класс _5 класс  Б, В_

количество часов _68  часов_

УМК _ Е.Л. Мардахаева 2012г. «Занятие математического кружка»_

ФИО учителя _Ю.Г. Корнеева

Рабочая программа обсуждена на МО учителей ____математики, физики,___                __

_____информатики________________               _______ «_____»_______________ _ 2023г.

Руководитель МО                                                           ______________/_________________

                                                                                 

2023 - 2024 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа поможет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики. Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут положить начало в развитии их интереса к предмету и вызвать желание увлечься математикой. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

В содержание занятий включены олимпиадные, старинные, логические и нестандартные задачи, исторический материал, геометрический материал. Предлагаемая программа рассчитана на 68 часов, где кроме решения задач и самостоятельной работы планируются конкурсы, викторины, игры и часы занимательной математики.

 Содержание программы может изменяться, расширяться или углубляться в рамках тем, выбранных для самостоятельного изучения. Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся, ее можно расширять, изменять с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей.

Организация работы кружка

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 80 минут.  При построении учебного процесса, основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие.

Примерная структура данного занятия

  1. Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
  2. Коллективное или самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
  3. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку.
  4. Подведение итогов занятия (ответы на вопросы учащихся, следующей встречи, домашнее задание).

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. На занятиях кружка можно использовать различные современные образовательные технологии и сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Для эффективной организации курса используются различные формы проведения занятий: эвристическая беседа, практикум, интеллектуальная игра, дискуссия, творческая работа, викторина.

Требования к уровню подготовки

В результате реализации программы учащиеся должны:

  1. Знать нестандартные методы решения различных математических задач.
  2. Научиться ярко демонстрировать свои находки,  искать красивые, изящные решения задач.
  3. Добывать нужную информацию из различных источников.
  4. Проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы.

Обладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы  группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Цели: Развивать сообразительность, фантазию, математическую интуицию, интерес к предмету, логическое мышление, память, вычислительные навыки.
Задачи:

1. Создать условия для выполнения упражнений со спичками (интерактивное пособие), с куском бумаги;

2. Научить решать нестандартные задачи по математике.
                                   
Требования к уровню усвоения изучаемого материала 
Ученики должны:

1. Уметь решать задачи на взвешивание, на расположение элементов по окружности, задачи-шутки;

2. Составлять кроссворды, ребусы, задачи-шутки, математические сказки;

3. Увидеть связь математики с природой.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

Вводное занятие

1

2

История возникновения математики

1

3

Старинные математические истории

1

4

Упражнения со спичками

1

5

Математическая олимпиада

1

6

Математическая олимпиада

1

7

Задачи на переливание

1

8

Задачи «Как сосчитать»

1

9

Упражнения с куском бумаги

1

10

Математическая олимпиада

1

11

Упражнения со спичками

1

12

Понятие факториала

1

13

Задачи и еще раз задачи (зачем мы решаем задачи)

1

14

Элементы комбинаторики

1

15

Элементы комбинаторики

1

16

Выполнение заданий из бумаги

1

17

Обобщающее занятие

1

18

Карандаш и бумага

1

19

Числовые головоломки

1

20

Задачи на взвешивание

1

21

Задачи-шутки

1

22

Задачи логического характера

1

23

Арифметическая викторина

1

24

Комбинаторные задачи

1

25

Кроссворды математические

1

26

Геометрическая викторина

1

27

Кроссворды математические

1

28

«Занимательная математика»

1

29

Задачи на расположение элементов по окружности

1

30

Экскурсия «Математика в природе»

1

31

Комбинаторные задачи из ОГЭ 2014-2015г

1

32

Числовые головоломки

1

33

Ребусы математические

1

34

Математическая олимпиада

1

35

Комбинаторные задачи из ОГЭ 2014-2015г

1

36

Задачи логического характера

1

37

Комбинаторные задачи из ОГЭ 2014-2015г

1

38

Упражнения со спичками

1

39

Упражнения со спичками

1

40

Комбинаторные задачи из ОГЭ 2014-2015г

1

41

Метод перестановки

1

42

Метод размещения

1

43

Метод сочетания

1

44

Задачи на расположение элементов по окружности

1

45

Задачи «Как сосчитать»

1

46

Математическое соревнование (математическая драка)

1

47

Задачи логического характера

1

48

Задачи-шутки

1

49

Задачи-загадки

1

50

Упражнения со спичками

1

51

Числовые головоломки

1

52

Комбинаторные задачи из ОГЭ 2014-2015г

1

53

Решение олимпиадных задач по теории вероятности

1

54

Математическая олимпиада

1

55

Знакомство с пространственными фигурами

1

56

Конструирование фигур

1

57

Числовые головоломки

1

58

Задачи «Как сосчитать»

1

59

Комбинаторные задачи из ОГЭ 2014-2015г

1

60

Лист Мебиуса

1

61

Математические сказки, ребусы

1

62

Сотни фигур из 7 частей

1

63

Задачи логического характера

1

64

Упражнения со спичками

1

65

Комбинаторные задачи из ОГЭ 2014-2015г

1

66

Числовые головоломки

1

67

Обобщающее занятие

1

68

Итоговое занятие

1

Литература для учителя

  1. Е.Л. Мардахаева «Занятие математического кружка», Москва 2012г.
  2. Бабенко Е.Б. и др. «Школьный интеллектуальный марафон», Москва, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
  3. Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», Москва, Просвещение, 1971
  4. Братусь Т.А. и др. «Все задачи «Кенгуру», Санкт-Петербург, 2014
  5. Васильев Н.Б. и др. «Заочные математические олимпиады», Москва, Наука, 1981
  6. Матвеев Н. «Принцесса науки», Москва, Молодая гвардия, 1979
  7. Нагибин Ф.Ф. «Математическая шкатулка», Москва, Учпедгиз, 1961
  8. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984

Интернет ресурсы

  1. Сайт электронных форм учебников  www.shop.mnemozina.ru
  2. Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок» http://festival.1september.ru/
  3. Сайт «Интерактивная планета»  http://www.prometheanplanet.ru/
  4. Сайт Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru/
  5. Сайт открытый класс. Сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа МАТЕМАТИКА 6 класс, Виленкин

Планирование составлено на основе учебника И.Я. Виленкин,  В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ Шварцбурд "Математика 6", издательство Просвешение, 2006 и более поздних изданий6 недельных часов....

Рабочая программа.Математика 7-9 классы

Рабочая программа по математике составлена на основе 1.    Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (Приказ МО № 1089 от 05....

рабочая программа 9 класс, математика,УМК Мордкович А.Г.Атенасян.

Подробная поурочная программа по математике, УМК мордкович А.Г., Атенасян Л.С....

Рабочая программа "Математика 5, 6 " класс. Учебник "Математика". Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков

Рабочая программа к учебнику "Математика 5,6", автор учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год...

Рабочая программа «Математика» 6 класс УМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В. (6 класс, 6 часов в неделю, углубленный уровень).

Рабочая программа  «Математика» 6 классУМК:  Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В....