Методическая разработка по математической грамотности на тему "Отдых в спортивной деревне Новинки"
методическая разработка по математике

Пташкина Наталья Вячеславовна

Материал содержит разработку контекстных сквозных задач по теме "Отдых в спортивной деревне Новинки". В презентации предложены сами задачи, а также их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnaya_derevnya_novinki_ptashkina_n.v.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отдых в спортивной деревне «Новинки» Сфера «Я сам» Региональный объект Спортивная деревня «Новинки» Проектная группа (ФИО) Пташкина Наталья Вячеславована , учитель математики МБОУ СОШ №126 с углубленным изучением английского языка

Слайд 2

Входная информация Спортивная деревня «Новинки» - это горнолыжный комплекс, расположенный в 7 км от Нижнего Новгорода на высоком берегу Оки. Он был открыт в 2003 году и с тех пор является одним из самых популярных мест отдыха в области. На территории деревни расположены 11 горнолыжных трасс общей протяженностью 3,5 км. Трассы разной сложности, от самых простых для начинающих до сложных для опытных спортсменов. В темное время суток работают 4 освещенные трассы. Для комфортного катания на курорте работают 5 подъемников: 2 бугельных, 2 швабры и 1 кресельный. Также на территории комплекса есть прокат горнолыжного оборудования, кафе, рестораны, гостиница и гостевой дом. Спортивный комплекс предлагает гостям также такие развлечения, как игры для детей и взрослых, обучение верховой езде, катание на тюбинге, проведение корпоративных мероприятий и многое другое, поэтому нижегородцы предпочитают проводить своё свободное время на территории «Новинок».

Слайд 3

Спортивная деревня «Новинки» Класс, тема 5 класс, «Действия с натуральными числами» Контекст и входная информа-ция «Спортивная деревня «Новинки» находится в 7 км от Нижнего Новгорода на высоком берегу Оки. Спортивный комплекс предлагает игры для детей и взрослых, катание на горных лыжах, обучение верховой езде и многое другое, поэтому нижегородцы предпочитают проводить своё свободное время на территории «Новинок». На официальном сайте «Новинок» в разделе «Зимний отдых прайс » приведена следующая информация о ценах на зимние развлечения:

Слайд 4

Спортивная деревня «Новинки» Развитие, конкрети-зация контекста и задания Семья Васи Синицина любит заниматься спортом. Каждую зиму он с папой, мамой и младшей сестрой ездят в спортивную деревню Новинки. В пятом классе на день рождения папа подарил Васе подарочный сертификат на 5000 рублей. Вася хотел бы потратить час на катание на ватрушке, поиграть в мини футбол и пострелять в тире полчаса из лука и 10 минут из арбалета. 1) Хватит ли денег Васе на все развлечения? 2) Сколько своих собственных сбережений придётся добавить мальчику, чтобы выполнить задуманное? Решение: 850 + 2500 + 1300 + 500 = 5150 ( руб ) - стоят все развлечения, Васе не хватит денег на сертификате. 5150 > 5000 – денег не хватит. 2) 5150 - 5000 = 150 ( руб ) – придётся добавить. Ответ: денег не хватит; надо добавить 150 рублей.

Слайд 5

Спортивная деревня «Новинки» Класс, тема 6 класс, «Вероятность. Элементы комбинаторики. Правило умножения» Контекст и входная информа-ция «Спортивная деревня «Новинки» находится в 7 км от Нижнего Новгорода на высоком берегу Оки. Комплекс привлекает нижегородцев близостью к городу и наличием разных по уровню сложности и протяжённости трасс. Согласно информации с официального сайта «Новинок» спорткомплекс предлагает следующие трассы:

Слайд 6

Спортивная деревня «Новинки» Развитие, конкрети-зация контекста и задания Шестиклассник Коля Антипин уже несколько лет приезжает с семьёй кататься на лыжах в спортивную деревню «Новинки». Коля считает, что он уже достаточно хорошо катается и хочет прокатиться на следующих трассах: Восточной, Тюбинге, Новой и Центральной. 1) Сколькими способами он может выбрать последовательность катания на трассах? 2) Какова вероятность, что трасса Центральная будет первой в Колином списке? 3) Сколько вариантов есть у Коли, если последняя трасса для катания будет Новой?

Слайд 7

Спортивная деревня «Новинки» Решение: 1) Первую трассу Коля может выбрать 4-мя способами, вторую трассу – 3-мя, третью – 2-мя и четвёртую – 1-им. События независимые, поэтому можем применить правило умножения. Всего вариантов: 4 * 3 * 2 * 1 = 24 способа. 2) P ( A ) = = 0,25. 3) Последняя трасса зафиксирована, поэтому первую трассу Коля может выбрать 3-мя способами, вторую трассу – 2-мя, третью и четвёртую – 1-им. Опять же, так как события независимые, то можем использовать правило умножения. Всего вариантов: 3 * 2 * 1 * 1 = 6 способов. Ответ: 1) 24 способа; 2) 0,25; 3) 6 способов.

Слайд 8

Спортивная деревня «Новинки» Класс, тема 7 класс, «Решение систем линейных уравнений методом подстановки » Контекст и входная информа-ция «Спортивная деревня «Новинки» находится в 7 км от Нижнего Новгорода на высоком берегу Оки. Комплекс привлекает нижегородцев близостью к городу и наличием разных по уровню сложности и протяжённости трасс. Согласно информации с официального сайта «Новинок» спорткомплекс предлагает следующие трассы и план территории:

Слайд 9

Спортивная деревня «Новинки» Развитие, конкрети-зация контекста и задания Семиклассники Женя и Маша Веселовы каждый год ездят с родителями зимой кататься на лыжах в Новинки. В один из приездов ребята поспорили, кто же из них быстрее катается, и решили узнать это практическим путём. Внимательно изучив карту склонов спортивной деревни, ребята решили встретиться у начала подъёмника «DOPPELMAYR» (точка 10 на карте). Но Маша поехала по «Восточной» трассе, а Женя поехал по «Учебной трассе № 2», и тоже в итоге добрался до точки 10, правда, на 1 минуту 12 секунд позже Маши. Маша обрадовалась, что выиграла спор, ведь она приехала раньше. Помогите определить права ли Маша, если Женя помнит, что в один из прошлых приездов он просил Машу засечь время, за которое он проходит «Учебную трассу №1», и результат оказался равен 32 секунды.

Слайд 10

Спортивная деревня «Новинки» Решение: 1) Из воспоминаний Жени найдём его скорость: = 12,5 м/с. 2) Из приведённого плана и информации о трассах, найдём путь ребят: S Маши = L Восточной трассы = 950 м S Жени = L Учебной трассы № 2 + L Новой трассы = 800 м + 1100 м = 1900 м 3) Пусть t – время, за которое спустилась Маша. Составим систему уравнений: 4) Подставим в неё скорость Жени: 5) Из второго уравнения найдём t : t = 152 – 72 = 80. 6) Найдём скорость Маши подставив t в 1-ое уравнение: = 11,875 м/с. Ответ: Нет, Маша не права, её скорость меньше, чем скорость Жени.

Слайд 11

Спортивная деревня «Новинки» Класс, тема 8 класс, «Площади» Контекст и входная информа-ция «Спортивная деревня «Новинки» находится в 7 км от Нижнего Новгорода на высоком берегу Оки. Одним из основных видов деятельности спортивной деревни в зимнее время года является горнолыжный спорт, который привлекает немалое внимание нижегородцев. Развитие, конкрети-зация контекста и задания Восьмиклассник Саша Вязов приехал в новогодние праздники в Новинки покататься на лыжах. Перед закрытием он увидел необычную для себя технику и заинтересовался, для чего она необходима. Саша узнал у местных сотрудников, что это ратрак Prinoth Everest и он служит для подготовки склонов к катанию. Саша решил рассчитать, сколько времени потребуется одному ратраку для обработки его любимого склона для начинающих. Дома в яндекс картах он нашёл фото этого склона и наложил его на координатную сетку:

Слайд 12

Спортивная деревня «Новинки» Развитие, конкрети-зация контекста и задания В нормативном документе о подготовке трасс Саша узнал формулу для количества ратраков , необходимых Для подготовки склона: , где Q – количество ратраков , S – площадь склона, C – средняя скорость, P – ширина полезной обрабатываемой площади, T – время работы. На сайте продаж техники Pinoth он узнал следующую информацию про данную модель ратрака : Помогите Саше рассчитать минимальное время работы ратрака для очистки склона по полученным данным.

Слайд 13

Спортивная деревня «Новинки» Решение: 1) Из приведённых данных по ратраку найдём максимальную скорость C , она равна 24 км/ч и переведём её в м/мин: 24 км/ч = 24 * 1000 / 60 = 400 м/мин. 2) Из приведённых данных по ратраку найдём его максимальную ширину полезной обрабатываемой площади P , она равна 5580 мм и переведём её в м: 5580 мм = 5580 / 1000 = 5,58 м 3) Из приведённой фотографии склона найдём масштаб: 2,5 клетки соответствуют 20 м, значит, сторона 1 клетки 20 / 2,5 = 8 м. 4) Разобьём фигуру на фото на следующие части:

Слайд 14

Спортивная деревня «Новинки» Решение: И найдём площадь каждой из фигур: = 616 м 2 = 528 м 2 = 576 м 2 = 1440 м 2 = 2112 м 2 5) Тогда общая площадь склона : S = S 1 + S 2 + S 3 + S 4 + S 5 = 616 + 528 + 576 + 1440 + 2112 = 5272 м 2 6) Подставим все данные в найденную в документе формулу: и решим полученное уравнение 400 * 5,58 * T = 5272 2232 * T = 5272 Ответ: T = мин

Слайд 15

Спортивная деревня «Новинки» Класс, тема 9 класс, «Арифметическая прогрессия» Контекст и входная информа-ция «Спортивная деревня «Новинки» находится в 7 км от Нижнего Новгорода на высоком берегу Оки. Комплекс привлекает нижегородцев близостью к городу и наличием разных по уровню сложности и протяжённости трасс. Согласно информации с официального сайта «Новинок» спорткомплекс предлагает следующие трассы виды подъёмников и условия их использования: На учебных трассах используются только бугельные подъёмники. Оплата происходит до начала спуска.

Слайд 16

Спортивная деревня «Новинки» Развитие, конкрети-зация контекста и задания Девятиклассник Семён Грушин впервые в одну из суббот зимой приехал в Новинки и решил попробовать начать кататься на горных лыжах. Семён оплатил новый ski - pass и несколько разовых поездок на подъёмнике, а также узнал, что можно оформить безлимитный абонемент на несколько часов. При помощи электронных часов Семён замерил время, которое он потратил на первый спуск по учебному склону и выяснил, что у него ушло 15 минут 40 секунд на спуск, а на подъём потребовалось ещё 3 минуты (из них 30 секунд ушло на стояние в очереди, и 2,5 минуты на сам подъём). Прокатившись несколько раз, Семён заметил, что каждый новый спуск у него получается в среднем на 15 секунд быстрее. Помогите Семёну понять, начиная с какого спуска, ему выгоднее будет купить безлимит на 2 часа, чем каждый раз оплачивать разовый подъём, если Семён катается только по учебному склону и пользуется только бугельным подъёмником, время на подъём у Семёна при этом не меняется.

Слайд 17

Спортивная деревня «Новинки» Решение: 1) Безлимит на 2 часа стоит 1000 рублей, а 1 поездка на бугельном подъёмнике - 90 рублей. 1000 / 90 = 11 , т.е. Семёну для получения выгоды надо сделать минимум 12 поездок на подъёмнике за 2 часа. 2) Так как безлимит начинает действовать с момента первого приложения ski - pass , то между этими 12-ью приложениями карты будет 11 спусков, 11 подъёмов по 2,5 минуты и 11 стояний в очереди по 30 секунд. Тогда можем составить следующее неравенство (до 1-го приложения спуск и стояние в очереди не считаются, подъём после последнего приложения ski-pass нам тоже не интересен): , где S 1-11 – сумма времени 11-ти подъёмов. 3) Так как время каждого подъёма уменьшается на одно и то же значение, то можем использовать формулы для арифметической прогрессии, в которой

Слайд 18

Спортивная деревня «Новинки» 4) Тогда по формуле n -го члена арифметической прогрессии получаем: - 1-ый выгодный по безлимиту спуск, = 805 – 15 n - 11-ый спуск . 5) По формуле суммы n членов арифметической прогрессии получаем: 6) Подставим всё это в наше неравенство: Значит, перед 27 спуском Семёну выгоднее будет купить безлимит на 2 часа, чем покупать разовые подъёмы (так как абонемент покупается сверху склона, дальше Семён спустится и приложит первый раз ski - pass к терминалу, тогда с 28 по 38 спуски включительно он успеет скатиться 11 раз и 12 раз при этом оплатит подъём).

Слайд 19

Выводы В проектной работе были представлены следующие типы задач: Сопоставление стоимости развлечений и накопленных сбережений в 5-ом классе (МГ для использования спортивной деревни «Новинки» для отдыха, использование, бытовой характер); Выбор маршрута для катания в 6-ом классе (МГ для выбора оптимального маршрута катания в спортивной деревне «Новинки», использование, бытовой характер); Сравнение средних скоростей учащихся при катании на трассах в 7-ом классе (МГ для использования спортивной деревни «Новинки» для занятий спортом, использование, бытовой характер); Расчёт времени работы ратрака для очистки склона в 8-ом классе (МГ для обслуживания спортивной деревни «Новинки», воздействия, профессиональный характер); Выбор оптимального по стоимости тарифа для катания в 9-ом классе (МГ для использования тарифов ski-pass в спортивной деревне «Новинки», использование, бытовой характер).

Слайд 20

Выводы Помимо ситуаций, приведённых в данной работе, можно также рассмотреть следующие варианты: МГ для использования спортивной деревни «Новинки» для отдыха (например, задача на составление оптимального маршрута для прогулки); МГ для обслуживания спортивной деревни «Новинки» (например, задача на подсчёт стоимости, необходимой на ремонт подъёмников с учётом износа используемого оборудования, или на обновление инвентаря прокатного пункта); МГ для ориентации в информации о развитии спортивного комплекса «Новинки» (это могут быть задачи о первых используемых подъёмниках или о первых ратраках , которые закупались раньше для очистки склонов, тем более, что как раз недавно была организована композиция для фотосессий со старой моделью); МГ для использования спортивной деревни «Новинки» для занятий спортом (можно помимо лыж, осветить более подробно тюбинговую трассу или летние виды спорта: летние лыжи, водные развлечения, полоса препятствий, пейнтбол ); МГ для исследования спортивной деревни «Новинки» (изучение и анализ состояния трасс, степени износа оборудования и спортивного снаряжения, анализ посещаемости горнолыжного курорта).

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка» Номинация - «Финансовая грамотность»

АннотацияВ данной методической разработке рассматривается вопрос использования информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности учителя общественных наук, а именно по формирова...

Методическая разработка "Где лучше жить: в городе или в деревне"

Занятие "Где лучше жить: в городе или в деревне" направлено на развитие коммуникативных навыков учащихся. Педагоги и учителя английского языка могут взять на вооружение предлагаемые задания ...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...

методическая разработка Формирование математической грамотности

методическая разработка по формированию функциональной математической грамотности у обучающихся на уроках математики...