Доклад «Методические приёмы формирования математической грамотности учащихся в школе», 2020 год
презентация к уроку

Давыдова Ольга Валерьевна

МРИО, 29.05.20

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mrio_doklad_29.05.20.pptx106.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические приёмы формирования математической грамотности в школе Через математические знания, полученые в школе лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий. Маркушевич А.И.

Слайд 2

1. Понятие «математическая грамотность» 2. Планируемые результаты математической грамотности 3. Приёмы формирования математической грамотности 3.1 Технология критического мышления 3.2 Технология проблемного обучения 3.3 Проектная технология 3.4 Игровая технология 3.5 Информационно-коммуникационная технология 3.6 Здоровьесберегающая технология 3.7 Личностно-ориентированная технология Содержание выступления

Слайд 3

Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотность подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является первоочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования. А это является основой добротности математического образования в профессиональной школе.

Слайд 4

Что понимается под математической функциональной грамотностью? Слово математическа я указывает на предметную область формирования данного образовательного результата; слово грамотность служит для обозначения изменения характера деятельности ученика в заданной предметной области ( от неосознаваемого выполнения внешних требований, неспособности фиксировать результаты деятельности – к сотрудничеству с учителем, а затем и к самостоятельной деятельности качественно нового типа, возможно выполняемой на нижней границе оптимальности); слово функциональная свидетельствует о способности и готовности учащегося овладевать спецификой математического знания, о целенаправленном, результативном, рефлексивном характере математической деятельности ( как информационной, так и методологической ее составляющих). Понятие математической функциональной грамотности

Слайд 5

В международных исследованиях образовательных достижений учащихся PISA « математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». Три составляющие математической грамотности в программе PISA: Умение находить и отбирать информацию. Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач. Интерпретировать, оценивать и анализировать данные. Понятие математической функциональной грамотности

Слайд 6

Таким образом понятие о математической грамотности включает следующее: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики ; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы ; формулировать и записывать результаты решения. Понятие математической функциональной грамотности

Слайд 7

1) Уровень воспроизведения. Выпускник научится: применять в знакомой ситуации известные факты; применять в знакомой ситуации стандартные приемы ; распознавать математические объекты и свойства; выполнять стандартные процедуры ; применять известные алгоритмы и технические навыки; работать со стандартными, знакомыми выражениями и формулами ; выполнять различные вычисления; точно , грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры . Выпускник получит возможность научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления , приобрести привычку контролировать вычисления , применять подходящий для ситуации способ. Планируемые результаты (основная щкола )

Слайд 8

2) Уровень установления связей Выпускник научится решать задачи которые, хотя и не являются типичными , но все же знакомы обучающимся или выходят за рамки известного лишь в малой степени; устанавливать связи между разными представлениями ситуации, описанной в задаче ; устанавливать связь между данными в условии задачи; отбирать материал нужного раздела математики для решения данной задачи ; использовать таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера. Выпускник получит возможность научиться Овладевать методами решения задач на вычисления и доказательства, приобретать опыт применения алгебраического аппарата, приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур. Планируемые результаты (основная школа)

Слайд 9

3 ) Уровень рассуждений Выпускник научится а нализировать; извлекать необходимую информацию; точно , грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики; проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; моделировать реальные ситуации на языке математики , исследовать построенные модели, интерпретировать результат; применять интуицию, размышления и творчество в выб оре м атема т и ч еского инс т р у м е нт а р и я ; интегрировать знания из разных разделов курса математики; самостоятельно разрабатывать алгоритмы действий; находить закономерность, проводить обобщение и обоснование полученных результатов; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации , обнаруживать недостоверность получаемой информации , пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Выпускник получит возможность научиться критически относиться к различной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации. Планируемые результаты (основная школа)

Слайд 10

1. Технология критического мышления Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). 2. Технология проблемного обучения Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. 3. Проектная т ехнология Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений, развить познавательные навыки, критическое мышление, овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное со знание . Приемы формирования математической грамотности

Слайд 11

4 . Игровая технология Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении . Игра – это частица детской жизни. Цель игры – сделать напряжённый , серьезный труд занимательным и интересным для учащихся. 5. Информационно-коммуникационная технология В рамках работы по формированию математической грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. Важным преимуществом технологии является наглядность. 6. Здоровьесберегающая технология Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, цель которой является создание на уроке зоны психологического комфорта. Приемы формирования математической грамотности

Слайд 12

7. Личностно-ориентированная технология Особенностями этой технологии являются: Продумывание учителем возможностей для самостоятельного прояв - ления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при под- готовке к уроку. Приемы формирования математической грамотности

Слайд 13

Результат данной системы обучения – математическая функциональная грамотность – как интегральная характеристика математической подготовки учащихся, которая включает: математические знания, умение использовать математический язык, символику, опыт математической деятельности и его применение для решения практических задач; личностный смысл и эмоционально-ценностное отношение к математике и математической деятельности . Процесс формирования функциональной математической грамотности, деятельностного математического знания в широкой трактовке носит непрерывный характер и присутствует при изучении любого курса математики, каждой темы, на каждом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования орфографической грамотности учащихся

Приёмы формирования орфографической грамотности учащихся...

Формирование математической грамотности учащихся в процессе преподавания математики

Формирование математической грамотности учащихся в процессе преподавания математикиУчитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний,и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои зна...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся.

Одним из важнейших элементов развития математической грамотности являются практико-ориентированные задачи. Решая такие задания, ребята учатся применять полученные знания в повседневной жизни.https://d...

МАСТЕР – КЛАСС «Формирование математической грамотности учащихся»

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики....

Доклад на тему: "Формирование математической грамотности у обучающихся с ОВЗ"

У обучающихся с ОВЗ, при изучении предмета  возникают серьезные проблемы. Они  связанные с тем, что объем  знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформирован...

методическая разработка Формирование математической грамотности

методическая разработка по формированию функциональной математической грамотности у обучающихся на уроках математики...