Методическая мастерская. Использование методов проблемного обучения как средство формирования математической грамотности учащихся
статья по математике

Воробьeва Анна Владимировна

Методическая мастерская. Представление опыта работы по теме: "Использование методов проблемного обучения как средство формирования математической грамотности учащихся".
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов проблемного обучения как средство формирования математической грамотности учащихся

В методической мастерской представляю опыт работы по теме: «Использование методов проблемного обучения как средство формирования математической грамотности учащихся»

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

На уроках математики и во внеурочной деятельности я использую проблемное обучение, которое позволяет добиваться у учеников более осмысленного и прочного овладения знаниями.

Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функции обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов.

Наиболее эффективны следующие три способа организации проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая (эвристическая) беседа,  самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Если учащиеся не обладают достаточным объёмом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением, то способом организации проблемного обучения будет проблемное изложение.

 Поисковая (эвристическая) беседа (система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью, которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части) проводится, когда учащимся известен материал и они самостоятельно под руководством учителя находят ответ на поставленный  проблемный  вопрос;

Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся    является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда они обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы.

Один из приемов проблемного метода – это создание проблемной ситуации, и ее разрешение.

Проблемные ситуации создаю на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Оптимально – это сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения и применение полученных знаний в решении практических задач.

Решая учебную проблему на уроках математики посредством эвристической беседы, где нужно я выдерживаю паузу в диалоге с учащимися, вовремя и ненавязчиво направляю мыслительную деятельность школьников в нужное русло.

Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний.

В рамках подготовки к ОГЭ по математике для решения задач из модуля «Реальная математика» на уроках предлагаю задания с практическим содержанием

Иногда даю проблемную задачу с несформулированным вопросом. Вопрос не формулируется ни прямо ни косвенно, но он логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Такие задачи позволяют выяснить, видит ли учащийся в них лишь совокупность разрозненных данных, или задача для него изначально существует как комплекс взаимосвязанных величин.

Так же использую проблемные задачи с недостающими данными:

Учащимся задаю вопросы:

Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?

Чего не хватает?

Что нужно добавить?

А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?

Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала вижу, появление у школьников удивления, озадаченности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию - состояний, свойственных познавательному интересу.

В жизни проблемы есть всегда, а в учебной деятельности их иногда приходится моделировать. Проблемная ситуация возникает в том случае, если учителем сообщаются новые факты, которые не вписываются в рамки изученных школьниками теорий, усвоенных законов и понятий. Например, Слайд 9 при изучении темы «Трапеция» в 8 классе. Урок начинаю с демонстрации четырёхугольников, среди которых трапеция выделена цветом. Предлагаю рассмотреть фигуры на слайде. Что вы заметили?

Что общего у всех фигур?

Чем они отличаются? Учащиеся приходят к выводу, что выделенная фигура не является параллелограммом. У него две стороны параллельны, а две другие нет. Такой четырёхугольник называется трапецией.

Формирование МГ происходит на интегрированных уроках химии, физики с использованием оборудования  центра «Точка роста» естественно-научной направленности.

Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты: учащиеся более грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения; развивается логическое мышление; развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; развивается способность к самоконтролю; формируется устойчивый интерес к предмету; активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.

Таким образом, технология проблемного обучения при реализации ФГОС ООО и СОО позволяет развивать на уроках и занятиях внеурочной деятельности познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия, а также формировать МГ.

Регулярно повышаю свою квалификацию, изучаю опыт коллег, участвую в форумах, методических семинарах, делюсь своим опытом на педагогических советах, возглавляю школьное методическое объединение учителей естественно-математического цикла и с этого года участвую в реализации муниципальной инновационной площадки «Развитие ФГ обучающихся посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проблемного обучения англ.языку как способ формирования межкультурной, коммуникативной компетентности

•Проблемное обучение    эффективное средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка•Основной принцип      принцип коммуникативной направленност...

Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушением интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушением интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное де...

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ...

презентация " Проблемное обучение как средство формирования функциональной грамотности"

От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, ин...