презентация " Проблемное обучение как средство формирования функциональной грамотности"
презентация к уроку по биологии
От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность. Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В процессах обучения и образования во все времена было важно связать эффективно полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности человека, что давало возможность подрастающему поколению гармонично войти в общество, стать полноправным ее членом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое «функциональная грамотность»? Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней Это метапредметное понятие Виды: Читательская Математическая Естественнонаучная Финансовая Креативная
«Думать – самая трудная работа. Вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие.» Г. Форд Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Креативное мышление Способность человека понимать и использовать тексты чтобы достигать своих целей, расширять свои знания, участвовать в социальной жизни Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснить явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства Умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач.
Этапы формирования функциональной грамотности на уроках биологии: Репродуктивный Прикладной Творческий «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению». В.Г. Белинский
Условие функциональной грамотности - формирование умений смыслового чтения Стратегии смыслового чтения: Понимание прочитанного Поиск информации по заданию Преобразование информации и ее интерпретация Выделять главную мысль отдельных частей текста Преобразовывать информацию из текста в графическую «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные задания и самостоятельно применять знания в новых ситуациях Ситуационная задача носит практико – ориентированный характер и для ее решения необходимо конкретное предметное знание нескольких предметов Обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос , который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать" Рене Декарт
Создать проблемную ситуацию можно с использованием: биологических задач При воздействии на изолированную мышцу лягушки электрическим током в отсутствии кислорода он быстро теряет способность сокращаться. Однако, если обеспечить доступ кислорода, то мышца вновь начинает сокращаться. Объясните результаты опыта. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени – 18,4%, в поджелудочной железе – 7,9%, в сердце – 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках. Многие птицы в зимнюю бескормицу обитают возле жилья человека. В снегопад, гололедицу и в мороз, например, синицы питаются только теми кормами, которые находят в специально оборудованных кормушках… Как вы думаете, что страшнее для домового воробья голод или холод? «Познание начинается с удивления» Аристотель
«…Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника, и перо поэта». К. А. Тимирязев «Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу.» Бенджамин Франклин Высказывания ученых, пословицы, поговорки. «Это процесс, от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете» К.А. Тимирязев « Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы ни встречались, в растении ли, в животном или в человеке, прошли через лист, произошли из веществ, выработанных листом…» К.А.Тимирязев « Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала, он её переделывает» А.Франс « Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе» (Ф.Тютчев) «И меж растений царствует война Деревья, травы вверх растут задорно. За свет и воздух борются упорно, А корни их, в земле неся свой труд, За почву и за влажность спор ведут» Эразм Дарвин На свете нет ничего дороже мысли . С. Каронин, русский писатель 19 века .
Фрагменты художественной литературы, легенды, случаи из истории науки. Проанализировать материал об известном в истории разговоре между Стефенсоном (изобретатель паровоза) и Бугландом (геолог), когда они смотрели на быстро пробегающий поезд. - Ну, Бугланд, – обратился Стефенсон к своему приятелю, – ответьте мне на вопрос, может быть не особенно легкий. Можете ли вы сказать, какая сила двигает поезд? - Я полагаю, – ответил Бугланд, – сила одной из ваших больших машин. - Да, но что приводит в действие машину? - О весьма возможно, что один из ваших машинистов? Приведите возможные варианты ваших суждений, что приводит в действие машину? 1 . «Беглец» ( М.Ю. Лермонтов) … Гарун бежал быстрее лани, Быстрей, чем заяц от орла; Бежал он в страхе с поля брани, Где кровь черкесская текла… 2 . «Первый ландыш» (А. А. Фет)… О первый ландыш! Из- под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! 3. Очень страшная история (Д. Хармс) Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку. Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко. “ И вот Комар Орлом на Льва спустился И Льву в крестец всем жалом впился. Лев дрогнул и взмахнул хвостом на трубача ”. Крылов “Лев и Комар” Объясните явление используя рефлекторную дугу? Найдите в стихах биологические неточности: а) А эта веселая птица – синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. С.Я. Маршак б) Выткался над озером алый цвет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло, Только мне не плачется – на душе светло. С.Есенин в) Где ж ты, птаха! Где ты, певичка! В дальнем краю Гнездышко вьешь ты. Там и поешь ты песню свою. В.А. Жуковский г) Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. … Дам тебе я зерен, а ты песню спой, Что из стран далеких принесла с собой А.Н. Плещеев
Постановка модельных опытов Фрагменты фильмов Вырезки из газет, журналов, этикеток и т.д. Использование синквейнов «Чтобы переварить знания, нужно поглощать его с аппетитом.» Франц … «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения». К.Д.Ушинский Картины художников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Технология проблемного обучения как средство формирования личностного развития обучающихся по русскому языку"
Презентация к выступлению на методическом объединении учителей русского языкаи литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-506779-1418319053.jpg)
«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»
ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1082035-1542199458.jpg)
Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/15/picture-815656-1473895401.jpg)
мастер класс на тему "Активные методы обучения как средство формирования функциональной грамотности"
Использование метода фокальных как средство формирования функциональной грамоности. Главная цель МФО - научить находить идеи, необычные, нестандартные решения. Дает возможность посмотреть на ситуацию ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-216138-1480682590.jpg)
Технология исследовательского обучения как средство формирования функциональной грамотности
Данный материал можно использовать на методических семинарах по биологии....
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...