Технология исследовательского обучения как средство формирования функциональной грамотности
методическая разработка

Вишнякова Татьяна Викторовна

Данный материал можно использовать на методических семинарах по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_issledovatelskoy_raboty.docx372.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технология исследовательского обучения

 как средство формирования  функциональной грамотности

I. Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала

идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать,переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные. В новых Стандартах общего образования сделан акцент на развитие метапредметных и личностных результатов.

Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характераспособном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент – помочь формированию и развитию метапредметных умений.

Формирование метапредметных умений на уроках возможно путём применения различных технологий и методов. Одним из эффективных методов, является исследовательское обучение, построенное на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Оно формирует умения организовывать свою деятельность: определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в процессе достижения общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Под исследовательской деятельностью в школьном образовании понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

II.  Планируемые результаты исследовательского обучения:

1.  Развитие творческих способностей учащихся

2.  Формирование аналитического и критического мышления

3.  Выявление творческого потенциала у учащихся

4.  Воспитание целеустремлённости  и системности в учебной деятельности

III. Такая деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для  научного исследования: (в учебнике 9 класса  «Биология» есть эти этапы ) :

    1.  Выбор темы исследования.  Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

    2.  Постановка целей и задач исследования

    3. Выбор методов исследования, планирования эксперимента.

    4 . Проведение исследований ( изучение теоретического материала, посвящённого   данной проблеме,  сбор материала.

    5. Формулирование выводов.

    6. Создание конечного продукта исследования.  

    7. Защита исследовательской раб

IV. Формирование у учащихся умений и навыков исследовательской  деятельности целесообразно рассматривать соответственно этапам выполнения исследовательской работы.

Этапы исследовательской работы.  Развиваемые умения и навыки:

Первый этап - Выбор темы исследования, постановка проблемы. 

Чему учится ребенок?  - Способности видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования.

Второй этап  -  Постановка целей и задач исследования.

Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам; знакомство с литературой (книги, архивы, библиотеки, СМИ, Интернет); умение собирать, анализировать и систематизировать новую информацию.

Третий этап - Выбор методов исследования, планирования эксперимента. Объективность, логичность и абстрактность мышления; трудолюбие и наблюдательность.

Четвёртый этап - Проведение исследований.

Умение использовать общенаучные и частно -  научные методы, оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия.

Пятый этап - Формулирование выводов 

Умение кратко и логично излагать мысли.

Шестой этап - Оформление отчёта и представления  исследования.

Умение оформлять  результаты достижений, проявляя творческий подход,

навыки правильного оформления работы

Седьмой этап - Защита исследовательской.

Ораторские способности, ответственность;

Умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность.

В процессе подготовки учащегося формируются следующие исследовательские навыки:

• навык работы с первоисточниками

• навык наблюдения явлений, процессов, фактов, а также их анализ

• навык формулирования гипотезы и проведения исследования или эксперимента

• навык обобщения информации и формулирования выводов исследовани

V. Формы защиты исследовательской работы

N:\Технология исследования\img15.jpg

VI Памятка юному исследователю  (можно ребятам раздать вот такие памятки)

VII. Обучение навыкам исследовательской  деятельности осуществляется мною с 5 класса. У нас в школе очень мало учащихся (30 человек  - в 5-9 классах) Поэтому мы решили дать учащимся право выбрать  по одному проект по любому предмету, чтобы не перегружать детей. У школе ведется предмет « Проектная деятельность « в 7-8 классах . Это хорошая нам помощь.

5кл.  В классе 2 девочки – исследование  - проект  «Осенние явления в жизни деревьев» (I четверть)

 В 8 классе  -2 ученика выбрали биологию,

 В 9 классе -3 ученика (они сдают ОГЭ по биологии)

С  учащимися 7-9 классов  подготовили и защитили  исследовательский проект « Памятники природы малой Родины» ( Региональный проект ). У нас в окрестностях села есть остров Петрово и там на лугу огромное  тюльпанное поле. Мы на пароме переправлялись туда несколько раз и проводили исследования : измеряли плотность тюльпанов на лугу, размеры, цвета тюльпанов. Записывали,  фотографировали. Изучили результаты антропогенного, отрицательного  воздействия человека на этот красивей уголок природы. Отыскали и сфотографировали много растений из « Красной книге Саратовской области». Затем уже в кабинете биологии описали их. Всё обобщили, проанализировали, оформили проект и отправили в Саратов. И даже вышли в Областной центр экологии и туризма  с  предложением: считать данную территорию охраняемым природным объектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы

Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...

мастер класс на тему "Активные методы обучения как средство формирования функциональной грамотности"

Использование метода фокальных как средство формирования функциональной грамоности. Главная цель МФО - научить находить идеи, необычные, нестандартные решения. Дает возможность посмотреть на ситуацию ...

презентация " Проблемное обучение как средство формирования функциональной грамотности"

От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, ин...

Статья " Проектно-исследовательская деятельность как ресурс формирования функциональной грамотности"

В статье представлен опыт работы над формированием функциональной грамотности в рамках  проектной деятельности...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Проектно-исследовательская деятельность школьника как одно из средств формирования функциональной грамотности

Организация учебного исследования – одно из приоритетных направлений научно-методической работы любой современной школы. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы создать благоприятные...