Проектно-исследовательская деятельность школьника как одно из средств формирования функциональной грамотности
статья (5, 6, 7 класс)

Заиграева Наталья Михайловна

Организация учебного исследования – одно из приоритетных направлений научно-методической работы любой современной школы. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для талантливых и способных ребят к самостоятельной деятельности, привить им интерес к работе с различными источниками информации. Именно исследовательский подход в обучении делает школьников участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность школьника как одно из средств формирования функциональной грамотности

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача-помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г.Песталоци

Одним из показателей способности ученика адаптироваться к условиям социума является его уровень функциональной грамотности. Как следствие перед школой стоит задача: формировать умение применять знания в жизни (умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией).  Существует много вариантов определения понятия функциональная грамотность. Я остановлюсь на следующем: Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: политике, государстве, работе, семье, здоровье, культуре и т.д.

Необходимо понимать, что один отдельно взятый педагог не сможет осуществить процесс формирования функциональной грамотности в полном объёме. Необходима работа всего коллектива в двух направлениях: учебный процесс и внеурочная деятельность. Основная педагогическая задача создание и организация условий, инициирующих действие ребенка.

Существует несколько подходов к развитию и оценке функциональной грамотности. Одним из них является проектно-исследовательская деятельность учащихся. И здесь большие возможности предоставляет внеурочная деятельность поскольку ученик выбирает её исходя из своих личных запросов, мотивов. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается, как личность.

Ведущими являются системно-деятельностный подход и педагогика сотрудничества.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Реализация исследовательского метода обучения обеспечивает выработку новых знаний. Отличительная особенность исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта всегда известен заблаговременно, а результат исследования не известен.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. В образовании цель исследовательской деятельности в приобретении обучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося. Проектно-исследовательская деятельность в современной общеобразовательной школе применяется для формирования актуальных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, а также компетенции личностного самосовершенствования. Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации, эффективному достижению личностных и метапредметных результатов. Важно, что исследование тесно связано с прогнозированием, это может способствовать эффективному развитию интеллекта и креативности школьника в обучении.

Цели исследовательской работы учащихся 5-7 классов: совершенствовать умения и навыки элементарного анализа, учить проникать в сущность явлений при анализе различий в учебной информации, целенаправленно формировать умения и навыки работы с различными источниками информации

Этапы освоения норм исследовательской деятельности. В отношении учебно-исследовательской деятельности базовой образовательной задачей в границах 5-6 классов, исходя из наших наблюдений и анализа учебных ситуаций, является рефлексивное открытие норм исследовательской деятельности через формат «исследовательских заданий». Для учащихся 7-8 классов базовой образовательной задачей, лежащей в их «зоне ближайшего развития» является разработка ими самими «программы исследований», а также создание экспериментальных установок, придумывание экспериментальных процедур

Этапы освоения норм проектной деятельности. Особенности организации проектной деятельности в 5-6 классах связаны со становящимся у подростков «чувством взрослости» и стремлением создать собственными руками продукт, по образу и подобию существующего в культуре. Примерами таких проектов, в частности, являются: собственная книга, словарь, открытка, модель самолета, крепости, и т.д.

Особенности организации проектной деятельности подростков 7-8 классов связаны с возрастающей их личной критичностью к окружающему миру, возникающим желанием действовать не только самостоятельно и оригинально, но и авторски.

Преобразование связано с оценкой созданных продуктов с точки зрения их сильных и слабых сторон и стремления усовершенствовать имеющийся продукт, исходя из собственных представлениях о возможном и должном.

Несмотря на эффективность проектно-исследовательской деятельности для обучения, на практике в профессиональной деятельности на первом этапе педагоги нашей школы столкнулись с проблемами при ее внедрении в образовательный процесс. Перегруженность школы и как следствие отсутствие свободных помещений, работа в две смены и на два блока, не высокая мотивация учеников. Постепенно пришли к следующей модели.

  1. «рекламная компания» - сентябрь. Задействованы старшеклассники, школьное ТВ, наглядные средства.
  2. «круглый стол» -октябрь. Знакомство и объединение в группы по интересам. Мастер класс «Проектная и исследовательская деятельность школьника».
  3. индивидуальная работа учителей со своей группой учащихся (в течение года).

Через неделю после круглого стола сбор группы детей, выбравших направления математика и экономика.

Дальнейшую работу я выстраиваю следующим образом.

1 этап. Выдача и работа с рабочими тетрадями «Спутник исследователя», лекция «Проект и исследование: есть ли различие? Обсуждение отличий проектной деятельности от исследовательской. На этом этапе объяснение ученикам отличия проекта от исследования. Основным элементом, на котором был сделан акцент – итоговый результат, если у проекта должен быть продукт, то у исследования есть определенная задача: выявить, объяснить, определить и т. д.

Деление детей на рабочие группы. Групповая работа с заданиями на постановку цели и определение проблемы. На этом этапе ученики приступают к работе в своих группах. Сначала каждая команда работает с рабочей тетрадью, затем с кейсами, в которых описана ситуация, и ученикам нужно определить проблему, проблемную ситуацию и предложить возможные продукты или пути решения. Далее ученикам предлагается также в командах сопоставить готовые цели-проблемы-продукты и предположить, что является проектом, а что исследованием. В процессе решения заданий команды участвуют в обсуждении и корректируют свои ответы. Рефлексия.

2 этап. Знакомство со структурой исследовательской, проектной работы. Работа в рабочих тетрадях. Практикум. Выбор области исследований. Актуализация и постановка проблемных ситуаций.

3 этап. Знакомство с методами исследования. Методика социологического исследования, как данные могут помочь при выполнении проектов.

Ученики получают учебные темы для создания своих тренировочных проектов. Затем ученики составляют анкеты, с помощью которых должны были провести опрос целевой аудитории по своей тематике.

4 этап «Мозговой штурм» -  выдвижение идей по реализации своей работы. Обмен мнениями.

5 этап Оформление презентации. Расписывают итоговый план проекта: цели, задачи, проблему, ресурсы, распределение ролей, план работы. Работы оформляются с учетом обратной связи, полученной на предыдущем этапе.

6 этап Защита. Ребятам выдаются критерии оценивания и система выставления баллов. Среди критериев наличие цели и задачи, описание продукта, распределение ролей в команде, оформление работы, владение материалом (выступление). На этом этапе все ученики могут попробовать себя в роли эксперта и посмотреть, как происходит оценка работ. Рефлексия.

7 этап. Работа над своим проектом.

Благодаря такой подготовительной работе дети учатся определять проблемы, координировать работу друг с другом и целевой аудиторией, получают понимание общей структуры и элементов исследования, проекта. Знакомятся с процессом оценки качества. И в дальнейшем готовят хорошие работы, достойно представляющие школу на районных, городских, республиканских, всероссийских научно-практических конференциях. Тем самым приобретая так необходимые ребенку при входе в сложный и противоречивый мир качества личности и определенные навыки мышления. Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, решать проблему, давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...

Предпринимательский проект как средство формирования функциональной грамотности по английскому языку во внеурочной деятельности.

В данной статье приводятся примеры проектов, как средство формирования функциональной граиотности по английскому языку во внеурочной деятельности...

Креативное мышление как одно из направлений формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении английскому языку. Также рассматриваются приемы, способствующие ...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...