Длина окружности
план-конспект занятия по математике (6 класс)

Класс:  6

Учебный предмет: математика

Тема раздела программы: «Отношения и пропорции»

Тема учебного занятия: «Длина окружности. Формула длины окружности"

Тип занятия: урок формирования новых знаний

Технологии: элементы технологии китического мышления

Материально-техническое обеспечение занятия: циркуль, линейка, карандаш, ножницы, нитка, банка, диски, блюдце. Учебник, ноутбук, пректор

Методические приемы урока:

  • Словесные (рассказ, беседа, работа с книгой);
  • Наглядные (иллюстрации, демонстрация опытов);
  • Практические (упражнения, практическая работа)

 

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka_3.doc90.5 КБ
Файл dlina_okruzhnosti_5.pptx106.82 КБ

Предварительный просмотр:

 План конспект учебног занятия  

Учитель: Корнилова Рита Ивановна

Класс:  6

Учебный предмет: математика

Тема раздела программы: «Отношения и пропорции»

Тема учебного занятия: «Длина окружности. Формула длины окружности

Цель: Сформировать представление о длине окружности, познакомить с формулой длины окружности.

Планируемые результаты: Обучающиеся вспоминают, как выполнять построение окружности и круга, умеют находить длину окружности практическим способом и с помощью формулы, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; формулировать новые определения; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

ЗАДАЧИ:  

Образовательные:

обеспечить усвоение учащимися формул по нахождению длины окружности;

познакомить с числом π;

отработать навыки применения данных формул при решении задач;

добиться усвоения учащимися понятий: длина окружности, число π.

Развивающие:

развивать навыки устного счёта;

развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом;

развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы;

развивать пространственное воображение учащихся;

формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;

умение пользоваться чертёжными инструментами;

умение оценивать результаты выполненных действий;

развитие умений действовать самостоятельно.

Воспитательные:

воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;

воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

воспитывать уважение и интерес к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;

воспитывать интерес к математике путём создания ситуации успеха.

Тип занятия: урок формирования новых знаний

Технологии: элементы технологии китического мышления

Материально-техническое обеспечение занятия: циркуль, линейка, карандаш, ножницы, нитка, банка, диски, блюдце. Учебник, ноутбук, пректор

Методические приемы урока:

  • Словесные (рассказ, беседа, работа с книгой);
  • Наглядные (иллюстрации, демонстрация опытов);
  • Практические (упражнения, практическая работа)

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Место проведения: учебный кабинет

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

(1-2 мин.)

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Чтобы начать работу, проверим, всё ли готово к уроку.

Приветствуют учителя. Класс готовится для работы, включаются в деловой ритм.

2.  Целеполагание, мотивация

(3-5 мин.)

Текстовый фрагмент 1 (вводный)

СЛАЙД №2 Математика - наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие. А как сказал великий ученый, математик Лейбниц: “Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймёт…”, то и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые геометрические фигуры и понятия, вспомнить правила для округления десятичных дробей до различных разрядов, выполнения умножения и деления десятичных дробей и нахождения неизвестных компонентов в делении и умножении.

 Устно: округлить до десятых 3,256; 2,103; 0,956

До сотых; 3.256; 2,103; 0,956

Найти значение выражения: 0,4*0,3; 3,14*2

Название нашей темы урока состоит из двух слов. Отгадайте загадку, и вы узнаете одно слово темы.

СЛАЙД №3

 Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо на колесо .

Кто же я такой друзья?

У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность!

Она идет по краю круга и называется-

Так какая тема сегодняшнего урока? Правильно, - «Длина окружности».

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Длина окружности»

СЛАЙД №4 Игра «верю и не верю»

Вопрос

“+” - верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

 

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

 

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

 

5. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?

 

6. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?

 

Давайте, сформулируем цель нашего урока.

 

 

 

 Определяют тему урока и цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Устная фронтальная работа

 

 

Дети отгадывают

-Круг

-окужность

Открывают тетради и записывают тему в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заполняют таблицу индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают или придумывают цель, записывают в тетрадь.

 

3. Актуа-

лизация

(10 мин.)

Актуализация опорных знаний и способов действий

Предлагаю вам текст.

СЛАЙД №5

Текстовый фрагмент 2

Задание №1.

Познакомьтесь с информацией

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает «луч». В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. В русском языке слово «круглый» тоже стало означать высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и даже «круглый дурак».

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин «хорда» (от греческого «струна») был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

По материалам книг:

Г. Глейзер «История математики в школе»,

С. Акимова «Занимательная математика».

 СЛАЙД №6

Задание №2 (заполнение таблицы).

«V» –

знаю

«+» – новое

«-» - думал иначе

«?» – вопросы

 

 

 

 

Задание 3. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

 СЛАЙД №7

Рисунок

Понятие

Используемые

ключевые понятия

 

 

Окружность

Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр

 

 

Радиус

Точки окружности, центр окружности, отрезок

 

 

Хорда

Отрезок, точки окружности

 

 

Диаметр

Хорда окружности, центр окружности

 

.

 

Работают  с текстом. Отвечают на вопросы учителя, в ходе ответа на  которые делают необходимый вывод о построении окружности , формулируют определения понятий  окружности, радиуса, диаметра, хорды, длины окружности. Выполняют рисунки к каждому определению новых понятий.

Парами работают с информацией.

Заполнение таблицы. Работа индивидуально.

Заполняют таблицу индивидуально, затем работа в парах и озвучивают информацию

4. Физ. минутка

(2 мин.)

СЛАЙД №8

Ребята, давайте перед практической работой сделаем разминку. Сядьте ровно.

Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее.

Молодцы! Приступаем к работе!

 

 

 

Выполняют разминку.

5.  Первичное усвоение новых знаний

(10 мин.)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми новой темы

СЛАЙД №9         

Создание проблемной ситуации.

Можно ли измерить длину окружности? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Как это можно сделать?

В далёкой древности было установлено, что также есть зависимость между длиной окружности и её диаметром.

Давайте же и мы попробуем её установить, для этого вы выполните практическую работу, в которой будете использовать способ измерения длины окружности, предложенный вами, но для удобства будете пользоваться ниткой.

У вас на столах находятся различные предметы:

-стакан;

-трёхлитровая банка;

-компакт-диск.

-блюдце.

Работать вы будете по парам. Приготовили циркули, линейки и карандаши, нитки.

СЛАЙД №10

 

Предмет

Длина окружности (С)

Длина

диаметра (d)

С/d

Стакан

 

 

 

Компакт-диск

 

 

 

Блюдце

 

 

 

Трёхлитровая банка

 

 

 

Если бы мы, ребята, еще более точно измерили длину окружности, ее диаметр и более точно выполнили вычисления длины окружности к ее диаметру, то получили бы число 3,14… Это число математики обозначают буквой π (пи).

Учащиеся выполняют практические задания по команде учителя и записывают свои наблюдения.

 

 

  Выполняют практическую работу. Определение длины окружности с помощь нитки.

Работают в паре. Отвечают на вопросы: как найти длину окружности . Ставят проблему: как найти длину окружности, если её размеры велики.

 

 

 

 

Заполняют сравнительную таблицу.

Учащиеся делают вывод:

 

 

Далее ученики называют свои результаты и замечают, что, хотя окружности были у всех разные, отношения длины к диаметру получились примерно одинаковые - отношения больше 3, но меньше 4. Значит, можно записать:

3<р <4

Происходит первичное осознание полученных результатов, а именно: отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное.

 

Первое знакомство с числом Пи.

6. Историч. справка

(3 мин.)

СЛАЙД №11

Число π- бесконечная десятичная дробь. Обозначение числа происходит от первой буквы греческого слова периферия, что означает "окружность". Общепринятым это обозначение стало, после издания одной из работ Эйлера.

Текстовый фрагмент 3 (история)

 На ранних ступенях человеческого развития пользовались неточным числом π. Оно было равно 3. Египетские и римские математики установили отношение длины окружности к диаметру не строгим геометрическим расчётом, как позднейшие математики, а нашли его просто из опыта. В III в. до н.э. Архимед без измерений, одними рассуждениями, вычислил точное значение числа π = 22/7.

Двадцать две совы скучали

На больших сухих суках.

Двадцать две совы мечтали

О семи больших мышах,

О мышах довольно юрких

В аккуратных серых шкурках.

Слюнки капали с усов

У огромных серых сов.

Просматривают, прослушивают и запоминают

7.  Закрепление

(6 мин.)

Установление правильности и осознанности изучения темы.

СЛАЙД №12

Вывод формулы длины окружности.

Итак, мы имеем следующее соотношение: π=С/d=C/2r

Выведем из этой формулы Сd или С=2πR. Эта формула называется формулой длины окружности. Чтобы найти длину окружности, надо знать её радиус или диаметр.

СЛАЙД №13

Задание. Вычислить по формуле длину своей окружности. Сравнить результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул.

Задача:

Диаметр пруда на садовом участке 4 м. Какова длина каменной дорожки, которую необходимо положить вокруг него?

-какую фигуру обазует дорожка вдоль пруда? Как можно найти ее длину без измерений?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/952/training/#138152

Работа по учебнику №3.163, №3.164

Индивидуальная работа

 

 Обучающиеся выполняют

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку

 

 

 

 

 

  Сравнивают результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул, делают выводы

 

.

8. Информ. о д/з

(1 мин.)

СЛАЙД №14

На дом учащимся предлагаются задания по выбору уровня сложности (3 уровня).

Стр 153 № 3.185, №3.187, №3.188

Учащиеся самостоятельно выбирают себе уровень и по желанию можно сделать не только тот уровень, который выбрали, но и уровень выше.

9. Подведен. итогов. Рефлексия

(5 мин.)

СЛАЙД №15

Подведение итогов.

Рефлексия. Ответьте на вопросы

Достигли ли вы своей цели на уроке?

Что делали?

Зачем делали?

Как делали?

Для чего делали?

 

Отвечают на вопросы, поставленные на уроке.

Учащиеся заполняют свои оценочные карты. Некоторым можно дать возможность высказать свое мнение, ассоциации, мысли.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую….

Меня удивило…

Мне захотелось…

 

 Литература:

1.Н.Я. Виленкин,  В.И.Жохов, А.С.Чеснаков и др Математика: 6 класс: базовый уровень: учебник; в 2-х частях. Москва: «Прсвещение»,2023

2.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.

3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.

4.Технология развития критического мышления [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://litcey.ru/literatura/19420/index.html?page=12. – 2013.

5.Г. Глейзер «История математики в школе IV-VI классы», Пособие для учителей, М: «Просвещение», 1981

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Длина окружности. Формула длины окружности Учитель математика МБОУ « Чернорудская СОШ» Корнилова Р.И.

Слайд 2

Текстовый фрагмент 1 (вводный) Математика - наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие. А как сказал великий ученый, математик Лейбниц: “Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймёт…”, то и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые геометрические фигуры и понятия, вспомнить правила для округления десятичных дробей до различных разрядов, выполнения умножения и деления десятичных дробей и нахождения неизвестных компонентов в делении и умножении.

Слайд 3

Загадка Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо на колесо . Кто же я такой друзья ? (…………..) У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность! Она идет по краю круга и называется-(…………..)

Слайд 4

Игра «верю и не верю» Вопрос “+” - верю, “-” не верю 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? 4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? 5. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”? 6. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?

Слайд 5

Задание №1 . Познакомьтесь с информацией Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает «луч». В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. В русском языке слово «круглый» тоже стало означать высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и т.д. Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать. Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности. Термин «хорда» (от греческого «струна») был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках. По материалам книг: Г. Глейзер «История математики в школе», С. Акимова «Занимательная математика».

Слайд 6

Задание №2 (заполнение таблицы). «V» – знаю «+» – новое «-» - думал иначе «?» – вопросы

Слайд 7

Задание 3. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова . Рисунок Понятие Используемые ключевые понятия Окружность Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр Радиус Точки окружности, центр окружности, отрезок Хорда Отрезок, точки окружности Диаметр Хорда окружности, центр окружности

Слайд 8

Физ. минутка Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее. Молодцы! Приступаем к работе!

Слайд 9

Проблема Можно ли измерить длину окружности? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Как это можно сделать? В далёкой древности было установлено, что также есть зависимость между длиной окружности и её диаметром. Давайте же и мы попробуем её установить, для этого вы выполните практическую работу, в которой будете использовать способ измерения длины окружности, предложенный вами, но для удобства будете пользоваться ниткой. У вас на столах находятся различные предметы: -стакан; -трёхлитровая банка; -компакт-диск. -блюдце. Работать вы будете по парам. Приготовили циркули, линейки и карандаши, нитки.

Слайд 10

Таблица Предмет Длина окружности (С) Длина диаметра (d) С/d Стакан Компакт-диск Блюдце Трёхлитровая банка

Слайд 11

Историческая справка Число π- бесконечная десятичная дробь. Обозначение числа происходит от первой буквы греческого слова периферия, что означает "окружность". Общепринятым это обозначение стало, после издания одной из работ Эйлера. Текстовый фрагмент 3 (история) На ранних ступенях человеческого развития пользовались неточным числом π. Оно было равно 3. Египетские и римские математики установили отношение длины окружности к диаметру не строгим геометрическим расчётом, как позднейшие математики, а нашли его просто из опыта. В III в. до н.э. Архимед без измерений, одними рассуждениями, вычислил точное значение числа π = 22/7. Двадцать две совы скучали На больших сухих суках. Двадцать две совы мечтали О семи больших мышах, О мышах довольно юрких В аккуратных серых шкурках. Слюнки капали с усов У огромных серых сов.

Слайд 12

Вывод формулы длины окружности. Итак , мы имеем следующее соотношение: π=С/d=C/2r Выведем из этой формулы С=πd или С=2πR. Эта формула называется формулой длины окружности. Чтобы найти длину окружности, надо знать её радиус или диаметр .

Слайд 13

Практическая работа Задание. Вычислить по формуле длину своей окружности. Сравнить результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул. Задача: Диаметр пруда на садовом участке 4 м. Какова длина каменной дорожки, которую необходимо положить вокруг него? -какую фигуру образует дорожка вдоль пруда? Как можно найти ее длину без измерений? https://resh.edu.ru/subject/lesson/952/training/#138152 Работа по учебнику №3.163, №3.164

Слайд 14

Домашнее задание Стр 153 № 3.185-об № 3.187 № 3.188

Слайд 15

ИТОГ УРОКА Достигли ли вы своей цели на уроке? Что делали? Зачем делали? Как делали? Для чего делали? Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 16

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности"

Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности" лучше  проводить в виде практической работы....

Презентация "Длина окружности и длина дуги окружности"

Презентация для интерактивной доски по геометрии в 9 классе...

Урок по теме: "Окружность. Длина окружности".

Цель урока: повторить понятие окружности и круга; вычисление значения числа Пи; ввести понятие длины окружности и формул для вычисления длины окружности....

Презентация и конспект урока по математике в 6 классе "Окружность. Длина окружности"

Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выведении формул длины окружности и их применении при решении задач. Проблемная ситуация создает ...

Тест по теме "Окружность. Длина окружности и площадь круга"

Рекомендации по использованию теста.Тест направлен на оперативную проверку предметной компетентности учащихся шестых классов по теме «Окружность. Круг. Длина окружности и площадь круга».Цели урока:1....

Решить задачи по теме: "Длина окружности. Длина дуги"

Решить задачи по теме: "Длина окружности. Длина дуги"....

Занятие по геометрии в 9 классе Решение задач по теме «Длина окружности, длина дуги окружности».

Данная работа предназначена для обучающихся 9 класса для закрепления материала по теме «Решение задач по теме «Длина окружности, длина дуги окружности»». Представленная презент...