Открытый урок математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Татьяна Ивановна Зарубина

Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5 классе в рамках реализации ФГОС. Обобщение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зарубинская основная общеобразовательная школа»

Технологическая карта открытого урока

по математике, 5 класс

Тема «Действия с десятичными дробями»

Подготовила: Зарубина Т.И.

учитель математики в 5 классе.

2023-2024 учебный год

Название работы :Технологическая карта урока по теме «Действия с десятичными дробями»

Предметная область: математика 5 класс дата проведения: ____________ 2024

Цели и задачи

Цели урока:

  • закрепить навыки выполнения арифметических действий с
    десятичными дробями.

Задачи урока:

  • Образовательные:

отработать навыки сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей;

углубить полученные знания при решении примеров и задач.

  • Развивающие:

развивать логическое мышление, самостоятельность, самоконтроль, самооценку, взаимооценку;

расширить кругозор учащихся.

  • Воспитывающие:

воспитывать интерес к математике;

воспитывать чувство ответственности, умение выслушивать других;

воспитывать понимание ценностей здорового образа жизни, потребности в нем.

  • Мотивационные:

излагать материал доступно, опираться на жизненный опыт учащихся;

создавать ситуацию успеха;

учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Аннотация

Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5 классе в рамках реализации ФГОС. Обобщение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных заданий.

Технологии, применяемые на уроке:

• технология игрового обучения;

• технология проблемного обучения;

• технология личностно – ориентированного обучения;

• • технология здоровьесберегающего обучения;

• технология обучения в сотрудничестве.

Методы:

По источникам знаний: практический, наглядный, словесный;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: закрепление знаний, отработка навыков и умений;

Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, на доске самостоятельная работа.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: проектор, компьютер, листы оценивания

Технологическая карта урока по теме «Действия с десятичными дробями ».
Математика, 5 класс

Предмет

математика

Класс

5

Тема урока

«Действия с десятичными дробями»(1 урок).

Тип урока

урок обобщения знаний

Цели

Систематизация, обобщение знаний обучающихся по теме урока, закрепление навыков решения различных заданий

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

• владение базовым понятийным аппаратом по теме «Действия с десятичными дробями»;

• владение навыками вычислений с десятичными дробями;

• умение решать текстовые задачи арифметическим способом;

• умение находить неизвестные компоненты основных действий с десятичными дробями.

• умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы);

• умение распознавать верные и неверные утверждения и решения;

• умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

• применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

• умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

• умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

• участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций эффективного решения коммуникативной задачи;

• понимание обучающимся причин успеха в учебной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Десятичные дроби, сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Организацион-ный

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте ребята! Я рад вас всех видеть! Вы готовы начать работать?

Покажите, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок.

Начать урок я хочу с такого вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал – Бируни(записано на доске):

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Пусть слова Ал- Бируни станут девизом нашего урока.

А слово «математика» греческое, и в переводе означает «знание, наука». Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости.

Хочется, чтобы сегодня каждый из вас показал, насколько он сведущ в математике.

И для этого у каждого из вас на столе лежит карта самооценивания. Подпишите ее.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу. За верно выполненные задания вы будете себе ставить плюсики, а в конце урока это позволит оценить вашу работу.

Предварительную оценку за урок каждый выставит себе сам, исходя из суммы количества «+», набранных на всех этапах урока. Окончательную оценку за работу на уроке поставлю я, учитывая мою оценку знаний каждого из вас и оценку выставленную вами.

Включаются в деловой ритм урока.

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

1 мин

2

Мотивация

субъективного опыта

Познавательные: извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания

Регулятивные: целеполагание, планирование,

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Тема урока определяется учащимися при помощи загадок и диалога с учителем:

А скажите, какие числа мы изучали на уроках математике в течение 3 четверти?

– А для чего нам нужны десятичные дроби?

– Его величество Число является фундаментальным понятием математики. Древние люди относились к числу как к мере всех вещей, все тайны мира заключались в числе и выражались в нём.

- А как записываем десятичные дроби?

– какие действия с десятичными дробями мы изучили? (сравнение, сложение, вычитание, умножение, деление)

– Молодцы! Давайте теперь определим о чем пойдет речь сегодня на уроке (совместно формулируют тему урока)

Запишите в тетради число и тему урока: «Действия с десятичными дробями».

Ребята, а что является целью нашего урока?

Итак, целью нашего урока является повторение всех изученных действий с десятичными дробями, их свойств, решение уравнений и задач.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Формулируют тему и ставят цель урока вместе с учителем и записывают тему урока в тетради.

Слайд

3 мин

3

Актуализация субъективного опыта

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, практические действия (устный счет), логические рассуждения, доказательство.

Регулятивные:

самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Необходимость выполнять арифметические действия с числами диктует сама жизнь. Умениями вычислять люди овладели постепенно.

Ну-ка, в сторону карандаши!

Ни костяшек, ни ручек, ни мела:

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души!

Устный счет! Мы считаем в уме!

Предлагает выполнить задания самостоятельно.

  1. Выполните действия по рядам:

а) 7,2:8 = б) 5,6:7= в) 6,3:9=
+5,1=
5= +3,3=

:15= -1,3= :8=

10= :9= 13=

- 2,6= +1,7= -3,5=

1,4 2 3

  1. Восстановите цепочку

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Сканирование\У

  1. найдите ошибки и исправьте их.

2,5 + 3,4 + 7,5 + 7,6 = 20,

21,3 : 3 – 2,6 = 5,5.

Отвечают на вопросы, выполняют устно арифметические действия с десятичными дробями

Слайд

Слайд

Слайд

7 мин

4

Закрепление изученного материала,

проверка понимания

Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения.

Коммуникативные:

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Предлагает выполнить задания самостоятельно.

Расставить порядок выполнения действий и найти значение выражения (один ученик за закрытой доской).

1 4 2 5 3

24,5 : 7 – 3,5 : 5 + 11 · 0,1 = 3,9

Прежде, чем преступить к выполнению задания, давайте вспомним, какие действия выполняем в первую очередь, а какие – во вторую. В каком порядке выполняют действия в выражениях без скобок, в выражениях со скобками.

  1. 24,5 : 7=3,5
  2. 3,5 : 5=0,7
  3. 11· 0,1=1,1
  4. 3,5 - 0,7=2,8
  5. 2,8 + 1,1=3,9

Учащиеся сравнивают своё решение с решением на доске, оценивают свою работу и выставляют оценку учащимся, выполнявшим задание у доски.

Задание на сообразительность.

Проверяем по образцу на экране.

Организует физминутку

#1060;изминутка

Итак, пришла пора размяться нам физически. Учитель читает стихотворение, учащиеся выполняют произвольные упражнения по смыслу

Поднимает руки

Класс – это раз

Повернулась голова

Влево вправо – это два

Руки вверх

На них смотри – это три

Руки в стороны пошире

Развернули – на четыре

С силой их

К плечам прижать – это пять

Всем ребятам

Надо сесть – это шесть.

– Мы вспомнили с вами как выполняются действия с десятичными дробями, порядок выполнения действий.

-Перейдем к решению уравнений.

#1056;ешите уравнения:

Учащиеся работают самостоятельно по вариантам – красное, зеленое и желтое уравнения – первый вариант, синее, оранжевое и розовое уравнения – второй вариант. Затем меняются и проверяют друг друга. После высвечивается на доске правильный ответ – число 0,7 и учащиеся оценивают свою работу, сравнивая с доской. При проверке учащимися проговариваются правила нахождения неизвестных компонентов.

Уравнения.

Красное х + 3,5 = 4,2, Зелёное 5,1 – z = 4,4,

х = 4,2 – 3,5, z = 5,1 – 4,4,

х = 0,7. z = 0,7.

Ответ: 7.Ответ: 7.

Жёлтое8,4 : р = 12,

р = 8,4 : 12,

р = 0,7.

Ответ: 0,7

Синее у – 0,4 = 0,3, Оранжевое с*6 = 4,2,

у =0,4 +0,3, с = 4,2 : 6,

у = 0,7. с = 0,7.

Ответ: 0,7. Ответ: 0,7

Розовое d : 0,7 = 1,

d = 0,7 * 1,

d =0, 7.

Ответ: 0,7

Вычислить наиболее удобным способом ( в парах):

а)

б)

в)

г) 42,7 – 33 – 5,7 =

д)

е)

Какие правила (свойства) вы использовали при вычислениях?

Предлагает учащимся решить задачу

#1056;ешение текстовых задач (построено на создании проблемной ситуации)

Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают:

— Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?

Пастух отвечает:

— Я привожу семь десятых от половины стада. Сочти!

Алеша с папой стреляли в тире.

Алеша из 10 выстрелов имел 5 попаданий, а папа из 5 выстрелов имел 3 попадания.

Чей результат лучше?

Выполняют задание,

проверяют и обсуждают решение.

Выполняют упражнения

Учащиеся работают в парах,

проверяют и обсуждают решение.

Учащиеся работают в парах.

Изучают материал задания, анализируют, высказывают свое мнение, делают вывод о том, каким образом можно выполнить решение задачи

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд 19,20

Слайд

Слайд

8 мин

3 мин

1 мин

4 мин

3 мин

6 мин

5

Рефлексия

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Задает вопросы:

О чем мы сегодня говорили?

-Какую цель мы поставили сегодня?

-Достигли ли мы этой цели?

-Все ли было понятно, все ли успели?

-Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры.

- Что получилось, а что нет?

- Над чем надо поработать?

Выделение и осознание учащимися того, что уже закреплено и что ещё подлежит закреплению, осознание качества и уровня закрепления

Выражают свои мысли

Слайд

3 мин

6

Подведение итогов. Домашнее задание.

Личностные: проводят самооценку

Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания

Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь

Наш урок подходит к концу. Сегодня мы повторили действия с десятичными дробями, закрепили умение решать задачи, уравнения. Давайте подведем итог.

Поставьте свою самооценку за сегодняшний урок.

Подсчитайте общее количество плюсов на вашем оценочном листе и запишите напротив итого.

Если вы набрали 13 - 12 плюсов, то за урок вы получаете отметку «5»;

11 - 9 – получаете «4»;

8 – 6 – получаете «3».

Учащиеся, которые набрали менее 2 плюсов, работали сегодня не совсем хорошо, в следующий раз постарайтесь лучше.

Я попрошу вас поднять смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока.

Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы и тетради.

Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!

Домашнее задание

Сканировать код, выполнить упражнение.

Оценивают свою работу в оценочном листе

Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки.

Слайд

1 мин

C:\Users\Teacher_20\AppData\Local\Packages\\TempState\ShareServiceTempFolder\

Ф.И. ученика

___________________________

Класс 5 Б

Этап урока

Выполняемые задания

"+" - справился с задачей без затруднений

"_" –

не справился с задачей.

#1042;ыполните действия по рядам

2.Восстановите цепочку

3. Найти значение выражения

4. Задание на сообразительность.

#1056;ешение уравнений

#1042;ычислить наиболее удобным способом

#1056;ешение задачи

Итог

Какую бы оценку ты поставил(а) бы себе за урок

НАСТРОЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Открытый урок в 5 классе "Умножение десятичной дроби на натуральное число"

Урок для закрепления навыков умножения десятичной дроби на натуральное число.Развитие познавательной активности. Расширение знаний об окружающем мире....

Открытый урок в 5 классе "СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ" (ФГОС)

Технологическая карта урока № 113. Школа: МАОУ Абатская СОШ №1.Учитель математики: Бурмистрова Елена Юрьевна.Класс: 5 "а", 5 "б".Дата проведения: 27.02.2014. Тема урока: Сравнение десятичных дроб...

Материал открытого урока по теме "Действия с десятичными дробями"

Цели:Обучающая: совершенствовать умения  выполнять сложение и  вычитание  десятичных дробей. Развивающая: обобщить и систематизировать знания и умения  учащихся по данной...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Открытый урок на тему "Действия с десятичными дробями"

Обобщить знания, умения и навыки действий с десятичными дробями....