План урока "Касательная к окружности"
план-конспект урока по математике (8 класс)

Акбаева Нэлли Муратовна

План- конспект к открытому уроку по геометрии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Касательная к окружности53.5 КБ

Предварительный просмотр:

П.Правокубанский

«МБОУ сош. им Р.И.Койчуева».

Разработка урока по геометрии

в 8 «б» классе

«Касательная к окружности»

Учитиель :Акбаева Нэлли

2023-2024гг

Разработка урока геометрии в 8-м классе

"Касательная к окружности"

Цели:

Образовательные: ввести понятие касательной, точки касания,

рассмотреть свойство касательной и её признак; обеспечить овладение основными алгоритмическими приёмами построения касательной к окружности; сформировать умения применять теоретические знания к решению задач.

Развивающие: развитие мышления и математической речи.

Воспитательные: работать над формированием умений наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии,

привитие интереса к математике.

Требования к уроку: знать понятие касательной к окружности, точки касания, свойство касательной и её признак; уметь строить касательную к окружности; уметь применять знания при решении задач.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковые, наглядные, словесные.

Оборудование: карточки с заданиями, циркуль, треугольник, линейка, презентация.

Структура урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

- повторение изученного материала;

- подготовка к восприятию нового материала.

3. Объяснение новой темы.

4. Закрепление нового материала.

5. Самостоятельная работа.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент. (1мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Этот урок мы посвятим изучению свойства касательной к окружности, научимся строить её, а также научимся применять теоретические знания к решению задач.(Учащиеся записывают тему) Давайте сначала отметим отсутствующих и повторим материал прошлого урока.

Учитель фиксирует отсутствующих.

2. Актуализация знаний.

-повторение изученного материала(5 мин.):

Учитель задает учащимся вопросы.

#1063;то такое окружность, радиус окружности?

2. Какие случаи взаимного расположения прямой и окружности могут быть?

3. Прокомментируйте каждый случай.

На 1, 2 вопросы отвечают по одному ученику; на 3 три ученика. Остальные учащиеся могут дополнят товарищей.

После ответы проверяются с помощью презентации (слайд 2)

- подготовка к восприятию нового материала(2-3 мин):

Учитель: В тетради начертите окружность произвольного радиуса с центром в точке О, проведите три прямые, так чтобы получилось разное количество общих точек у прямой и окружности.

Один ученик выполняет задание у доски.

img1

Обозначим прямые и полученные точки:

a,b,c и С,В,H.

Повторить

d

d>r нет общих точек

d=r 1 общая точка

3. Объяснение новой темы. (10мин.)

Учитель: На этом уроке мы рассмотрим свойства окружности и прямой c.

Работа с учебником.

Учитель: На страница 159 найдите и прочитайте определение касательной к окружности.

После один ученик читает вслух, остальные слушают, учитель комментирует (слайд 3)

Определение. Прямая, имеющая с окружностью только одну общую точку, называется касательной к окружности, а их общая точка называется точкой касания прямой и окружности.

Учащиеся называют на рисунке точку касания и прямую касательную к окружности.

(C- точка касания, прямая с – касательная к окружности)

Все это фиксируется в тетрадях учащихся.

Учитель: Какими же свойствами обладает эта прямая? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите отрезок соединяющий центр окружности и точку касания, измерьте получившийся угол.

Ученики измеряют получившийся угол.(90Image649)

Учитель: Что можно сказать о касательной и радиусе?

Учащиеся: Они перпендикулярны.

Учитель: Правильно, молодцы. А теперь давайте прочитаем теорему.

2. Теорема: Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведённому в точку касания.(слайд 4)

Доказательство разбирается в ходе беседы.

Учащиеся делают новый чертёж.

img2

Допустим, что прямая р не перпендикулярна к радиусу ОА(На рисунке сделать построение другим цветом). Сравните расстояние от центра окружности до прямой р с радиусом окружности.

img3

Назовите перпендикуляр к прямой р (ОВ) и наклонную (ОА)

Ученики называют перпендикуляр к прямой и наклонную.

Учитель: Расстояние от точки О до прямой р , это ОВ, меньше радиуса окружности ОА, который в данном случае будет являться наклонной по отношению к прямой р, а расстояние от точки О до прямой р – перпендикуляр, а, как известно, любая наклонная больше перпендикуляра, проведённого из той же точки к той же прямой, т. е. ОВ<ОА.

Учитель: Сколько тогда общих точек у прямой р и окружности?

Учащиеся: 2

Учитель: Может ли прямая р быть касательной к окружности? Почему?

Учащиеся: Т.к. прямая р имеет две общие точки с окружностью, то она не может быть касательной по определению.

Учитель: Верно ли предположение, что прямая р не перпендикулярна радиусу окружности? О чём это говорит?

Учащиеся: Предположение не верно, следовательно прямая р перпендикулярна радиусу ОА.

3. Теперь запишем это доказательство в тетради.

Слайд с доказательством.(слайд 5)

img4

Дано: окр. (О; r=ОА), р-касательная

A к окружности, А-точка касания.

Доказать: рImage650ОА.

Доказательство:

Предположим, что рImage650ОА, тогда ОА наклонная к прямой р, а ОВImage650р, т. к. ОВ<ОА, то расстояние от центра окружности О до прямой р меньше радиуса, следовательно прямая р и окружность имеют две общие точки, что противоречит условию: прямая р – касательная, т. о. р Image650ОА. Теорема доказана.

Закрепление нового материала (13 мин)

#1056;ешите задачи.(слайд 6)(6 мин)

img5

Задания выполняются на доске учащимися, учитель по необходимости помогает им.

2. Гимнастика для глаз. (2мин)

Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.

Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями - от носа к вискам.

Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 5 раз.

Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 5 раз.

3. Построение касательной. (5 мин.)

Ученик, подготовленный заранее, объясняет построение касательной к окружности в заданной точке. Учащиеся выполняют построение в тетради.

Дано: окружность, О - центр, А - лежит на окружности.

Построить касательную к окружности в точке А.

Построение:

ОА – прямая.

От точки А отложим ОImage651А=ОА.

Из точек ОImage652 и О проведём окружности, радиусом большим ОА.

Через точки пересечения окружностей проведём прямую а.

Прямая а будет касательной по определению.

После построения один ученик рассказывает о практическом применение касательной к окружности.

Ковшовая турбина. (слайд 7)

КОВШОВАЯ ГИДРОТУРБИНА (ПЕЛТОНА ТУРБИНА)

Гидротурбина, у которой вода (пар) на лопасти (ковши) рабочего колеса поступает через сопла по касательной к окружности, проходящей через середину ковша. Применяют при напорах св. 500 м. Мощность до 110 МВт. Патент на ковшовую гидротурбину в 1889 получил американский инженер А. Пелтон.

Самостоятельная работа.(8 мин)

Учитель: А теперь, ребята, чтобы закрепить ваши полученные сегодня на уроке знания сделаем самостоятельную работу. №638, 639, стр.168

6. Домашнее задание. п. 69, №634, 642. (2 мин)

7. Подведение итогов (3 мин).

Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами изучили свойство касательной к окружности, научимся строить её, а также узнали практическое применение касательной. Все вы молодцы, очень хорошо справились с заданиями.

Учитель аргументировано выставляет ученикам оценки.

Учитель: На этом урок математики закончен. До свиданья, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, РОМБ, КВАДРАТ и ОКРУЖНОСТЬ.

В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими пр...

План конспект урока "Числовая окружность" А10 класс

План конспкт урока алгебры 10 класс по учебнику Мордковича, по теме "Числовая окружность!...

План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"

Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...

План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"

Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...

алгебра и начала анализа, план урока в 10 классе, тема:"Числовая окружность".

алгебра и начала анализакласс: 10тема урока: Числовая окружность Тип урока: изучение нового материала с применением информационных технологий.Методы обучения: объяснительно — иллюстративный, испо...

План-конспект урока "Окружность. Длина окружности" (урок решения задач, 6 класс)

Урок решения задач краеведческого содержания (с использованием некоторых сведений из истории города Калуги)...