Открытый урок по математике на тему "Проценты вокруг нас"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Татьяна Николаевна Максимова

создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме, выявить уровень усвоения знаний и умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_klass.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проценты вокруг нас»

Класс: 5

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме, выявить уровень усвоения знаний и умений.

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Задачи:

Образовательная:

формирование у обучающихся представления о важности применения знаний по теме урока в жизни; обеспечить усвоение обучающимися основных правил урока.

Развивающая:

 - развитие навыков устной и письменной речи обучающихся, умений обобщать информацию, анализировать, классифицировать;

Воспитательная:

- воспитание у обучающихся средствами урока уверенность в себе, умение защищать свою позицию, управлять своим поведением, считаться с мнениями других учеников;

-формирование умения слушать и вступать в диалог, обсуждении возникающих проблем;

- повышение мотивации к обучению через нетрадиционное проведение урока;

-воспитание личностных качеств, необходимых для самооценивания.

ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент. Проверка домашнего задания. – 7 минут.
  2. Устные упражнения: 25 : 100; 12 : 1000; 25х0,4; 165 : 10, 12,5х80; 2,4 х 5;

302 : 100; 18 х 0,5. (Примеры записать на доске, учащиеся записывают в тетради только ответы). Проверка. Оценки.

  1. Исторический экскурс. 3 минуты.

  У древних римлян была не десятичная система счета, и двенадцатитеричная, т.е. считали по 12. поэтому они затруднялись делить на 10,100,1000 и т.д. чтобы облегчить свои вычисления они стали использовать проценты. Например, они брали с должника лихву (т.е. деньги сверх того, что было дано в долг), при этом они говорили: «На каждые 100 сестерциев ты заплатишь 16 сестерциев лихвы». Слова «на сто» звучали по латыни «про центум», то сотую часть и стали называть процентом.

  1. Закрепление материала. 25 минут.

  Мы с вами живем в Ямало - Ненецком автономном округе, который был образован 10 декабря 1930 года, хотя первой точной датой, с которой начинается история Печорского края, считается 1095 год, тогда новгородцы совершили поход за данью в эти земли.

  С разработкой здешних земель население Печорского края увеличивалось, приезжали люди разных национальностей. Вот сейчас в округе проживает 512300 человек 75 национальностей: русские, коми, ненцы, украинцы, белорусы, татары, азербайджанцы и многие другие.

  Сейчас мы с вами решим несколько задач, связанных с этими данными.

1 задача. Как вы думаете, людей какой национальности больше в округе? (Ответы учащихся, правильный ответ - русских).

Русских проживает в округе 63%. Сколько человек данной национальности живет в округе, если всего нас 512300 человек?

 Ученик у доски решает задачу, комментируя свои действия.

512300:100х63=322749 чел.

Ответ: Русских в округе живет 322749 человек.

2 задача. Жителями коренной национальности у нас считаются ненцы. Их сейчас в округе 46107 человек. Какой процент жители данной национальности составляют от общего числа проживающих в округе?

2-ой ученик у доски составляет сначала краткую запись задачи с помощью остальных учащихся и учителя, а затем решает её с комментариями к своим действиям. Остальные учащиеся следят за ходом решения и выполняют все действия в тетрадях.

512300 чел. – 100%

чел. –  ? (%)

512300 : 100 = 5123 (чел.) – 1%

46107 : 5123 = 9 (%).

Ответ: Ненцев в округе всего 9 % от общего числа живущих в округе людей.

3 задача. А теперь подумайте и ответьте, люди какой национальности по количеству проживающих в округе, стоят на третьем месте? (Ответы учащихся, правильный ответ – коми).

Коми в округе живет около 10%. Сколько же человек по национальности коми у нас в округе, если всего нас 512300 человек?

Учащиеся в парах решают задачу и после этого два ученика по выбору учителя одновременно записывают решение на доске. Проверка правильности решения.

512300:100х10=5123(чел.)

Ответ: Коми в округе живет 5123 человек.

 4 задача. А теперь давайте посчитаем, какое количество людей других национальностей живет в округе, если мы уже знаем, что русских  - 63%, ненцев – 9%, коми – 10%. Какой процент от общего количества они составляют? (Решение задачи с комментариями учителя в тетрадях и на доске).

Краткая запись: Русские – 63%

                            Ненцы – 9%

                            Коми – 10%

                            Другие нац. - ? (18%) Вычисления проводятся устно.

    18% от общего числа проживающих в округе 512300:100х18=92214(чел.)

  1. Повторение пройденного материала. (5 минут). Решение уравнений в группах. На столах листочки и фломастеры. На доске записаны заранее (в то время пока ученики решали 3-ю задачу) 6 уравнений. Каждая группа решает одно уравнение.
  1. Х + 1,74 = 12,3
  2. Х – 35,6 = 78,4
  3. 6,87 + Х = 12,56
  4. Х · 2,6 = 5,46
  5. У : 5,4 = 16,254
  6.  2,85 · Х = 17,67

На листе ватмана или альбомном листе таблица:

У

А

Д

Ж

И

Р

В

Б

5,69

6,2

10,56

2,1

4,5

114

3,1

3,01

Решив уравнение в группе, один из решавших находит ответ в таблице и записывает на листочке соответствующую ему букву и идет к доске. Выстроившись, учащиеся должны составить слово «ДРУЖБА». То есть между всеми народами, живущими у нас в округе крепкая дружба, нет никаких ссор на национальной почве.

 Домашнее задание: Придумать задачу на тему «Проценты» из реальной жизни и решить её, для этого сходить магазин, библиотеку и др. предприятии ,  поговорить с родителями.

Итог урока. Оценки за работу на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике с использованием ИКТ " Математика в играх и задачах"

Занимательный урок для учащихся 5-6 классов с использованием ИКТ....

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"

Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии  фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...

Открытый урок по математике 5 класс «Математика здоровья».

Урок обобщения и систематизации  в 5 классе...

Открытый урок по математике "Математика здоровья"

Одной из задач современной школы  является пропаганда  здорового образа жизни  учащихся. На состояние их здоровья в период обучения в школе  оказывают не только условия обучения и ...

Открытый урок по математике по теме: «Здоровая математика» (Деление 6 класс)

Выработка навыков деления дробей. Повторение решения задач на нахождение дроби от числа....

Открытый урок по математике в 9 классе по теме: « Всюду геометрия!» Учитель математики МОБУ «Центр образования» Семенова Саргылана Егоровна

Тема: «Все вокруг геометрия!».Класс: 9Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Площадь многоугольников».Задачи: образовательные:1.формировать навыки самостоятельного...