Признаки параллельности прямых
план-конспект урока по математике (8 класс)

Семенец Екатерина Павловна

Открытый урок по теме "Признаки параллельности прямы" 8 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решить устно

Укажите пары параллельных прямых (отрезков)  и докажите их параллельность.

Задача 1

Дано: a, b, c

Доказать: a || b

Доказательство:

Задача 2

Дано: p, d, e

Доказать: d || e

Доказательство:



Предварительный просмотр:

Практическая работа 1

Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами некоторых углов.

Оборудование: транспортир.

Порядок выполнения работы:

1.  1 и  2 – это __________________________________________ углы.

2. Измерить с помощью транспортира  1 и  2 на рис. 1 и рис. 2

3. Результаты измерения записать в таблицу:

рис. 1

рис. 2

4. Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:

на рис. 1___________________________________________________________

на рис. 2___________________________________________________________

5. Сделать вывод (сформулировать признак):

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .

Оставшиеся признаки заполнить потом

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы в сумме равны ________ , то прямые __________________________ .

Практическая работа 2

Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами некоторых углов.

Оборудование: транспортир.

Порядок выполнения работы:

1.  1 и  2 – это __________________________________________ углы.

2. Измерить с помощью транспортира  1 и  2 на рис. 1 и рис. 2 

3. Результаты измерения записать в таблицу:

рис. 1

рис. 2

4. Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:

на рис. 1___________________________________________________________

на рис. 2___________________________________________________________

5. Сделать вывод (сформулировать признак):

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .

Оставшиеся признаки заполнить потом

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы в сумме равны ________ , то прямые __________________________ .

Практическая работа 3

Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами некоторых углов.

Оборудование: транспортир.

Порядок выполнения работы:

1.  1 и  2 – это __________________________________________ углы.

2. Измерить с помощью транспортира  1 и  2 на рис. 1 и рис. 2 

3. Результаты измерения записать в таблицу:

рис. 1

рис. 2

=

=

4. Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:

на рис. 1___________________________________________________________

на рис. 2___________________________________________________________

5. Сделать вывод (сформулировать признак):

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы в сумме равны_________ , то прямые __________________________ .

Оставшиеся признаки заполнить потом

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .



Предварительный просмотр:

Признаки параллельности прямых

Ход урока

1. Мотивационная беседа с обучающимися.

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мы начнём с отрывка стихотворения:

«Эти линии все знают.

Направление храня,

Они дружно убегают

В бесконечность от меня.

Мы частенько их встречаем,

Невозможно все назвать:

Пара рельсов у трамвая,

В нотоносце целых пять...»

Н.К. Шабалина

 - О каких линиях идет речь в этом стихотворении?

 -  О параллельных линиях.

 -  Верно! Сегодня тема нашего урока “Параллельные прямые”.

Перед тем как начать тему, давайте повторим, с чем вы познакомились на прошлом уроке.

2. Фронтальная работа с классом

Закончи фразу

  • Параллельными прямыми называются прямые…(если они не пересекаются)
  • Отрезки называются параллельными если… (лежат на параллельных прямых)
  • Прямая пересекающая две прямые в двух точках называется … (секущей)

Как называются пары следующих углов? (после того как правильно дали название углов, спросить «Назовите еще пары таких же углов)

3. Изучение нового материала.

Мы сегодня должны с вами говорить про параллельные прямые. Подумайте, можем ли мы на глаз определить прямые параллельные или нет?

Как же быть в этой ситуации? (нам помогают доказать признаки)

Что мы с вами на данный момент имеем? (две прямые и секущая)

Давайте опытным путем определим, как нам могут помочь углы образованные при пересечении прямых секущей.

Для каждого ряда даем задания определить название углов и измерить их с помощью транспортира, сделать вывод:

1 ряд Практическая работа №1

Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами некоторых углов. Оборудование: транспортир.

Порядок выполнения работы:

1.  1 и  2 – это __________________________________________ углы.

2. Измерить с помощью транспортира  1 и  2 на рис. 1 и рис. 2

3. Результаты измерения записать в таблицу:

рис. 1

рис. 2

4. Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:

на рис. 1___________________________________________________________

на рис. 2___________________________________________________________

5. Сделать вывод (сформулировать признак):

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .

2 ряд Практическая работа №2

Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами некоторых углов. Оборудование: транспортир.

Порядок выполнения работы:

1.  1 и  2 – это __________________________________________ углы.

2. Измерить с помощью транспортира  1 и  2 на рис. 1 и рис. 2

3. Результаты измерения записать в таблицу:

рис. 1

рис. 2

4. Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:

на рис. 1___________________________________________________________

на рис. 2___________________________________________________________

5. Сделать вывод (сформулировать признак):

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .

3 ряд Практическая работа №3

Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами некоторых углов. Оборудование: транспортир.

Порядок выполнения работы:

1.  1 и  2 – это __________________________________________ углы.

2. Измерить с помощью транспортира  1 и  2 на рис. 1 и рис. 2

3. Результаты измерения записать в таблицу:

рис. 1

рис. 2

=

=

4. Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:

на рис. 1___________________________________________________________

на рис. 2___________________________________________________________

5. Сделать вывод (сформулировать признак):

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .

После практической работы. По одному обучающемуся выходят к доске и записывают свои выводы и формулируют признак параллельности прямых.

(Вывести все признаки на один слайд)

4. Закрепление. Укажите пары параллельных прямых (отрезков) и докажите их параллельность.

(Посмотреть в презентации «Задачи на готовых чертежах»)

        

5. Подведение итогов

- Итак, с какими прямыми мы работали? (с параллельными).

- Как доказать, что прямые параллельны? (используя признаки параллельности прямых).

- Какие это признаки? (по равенству накрест лежащих, соответственных углов и по сумме односторонних углов).

- Что мы знаем об углах, образованных при пересечении параллельных прямых секущей? (что накрест лежащие, соответственные углы равны, а сумма односторонних углов равна 180о).

6. Домашнее задание.

- Молодцы, открываем дневники, записываем домашнее задание.

7. Рефлексия

Закончите предложение:

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • урок дал мне для жизни…

Полезным ли для вас был данный урок?

- Что вы научились делать?

- Остались ли «темные» места в ваших знаниях по данной теме?

- Оценки за урок получают: …..

- Урок окончен, спасибо за работу, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по геометрии в 7 классе по учебнику авторов Л.С.Атанасян, Б.Ф.Бутузов Тема : Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых (повторение темы)

1) привести в систему знания, умения, навыки по теме «Параллельные прямые»;n    2) совершенствовать навыки решения задач по данной теме;n    3) развив...

Урок по геометрии в 7 классе по учебнику авторов Л.С.Атанасян, Б.Ф.Бутузов Тема : Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых (повторение темы)

1) привести в систему знания, умения, навыки по теме «Параллельные прямые»;n    2) совершенствовать навыки решения задач по данной теме;n    3) развив...

Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых"

Представлен конспект укрока по геометрии для учащихся с недостаточной математической подготовкой по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых". На уроке используется презентация....

Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. 7 класс

Урок изучения нового материала. Математическое лото, ребусы,работа по готовому чертежу, физкультминутка, мини-тест и многое другое на этом уроке....

Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. 7 класс

Урок изучения нового материала. Математическое лото, ребусы,работа по готовому чертежу, физкультминутка, мини-тест и многое другое на этом уроке....

Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых

Презентация к уроку геометрии по теме: "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых" (7 класс, учебник Л.С. Атанасян и др.)...