Математическая грамотность в задачах 5-6 класса курса математики
план-конспект урока по математике (5 класс)

Современная система школьного образования переживает большие изменения  в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования  общества к выпускникам. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять  имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески  полученные знания.
И несомненно, что новые требования предъявляются к преподаванию  школьных предметов, и математики в частности.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математическая грамотность в задачах 5-6 класса курса математики

Слайд 2

«Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создает общие приемы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть» М.И. Башмаков Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. И несомненно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности.

Слайд 3

Одним из исследований, которое проводится в школах во всем мире является PISA ( Programme for International Student Assessment ). Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления — читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность. Как трактует PISA термин математическая грамотность Вы можете видеть на слайде. Это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке ». Одно из ведущих мест в « математической грамотности » отводится учебной задаче .

Слайд 4

Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Типы учебных задач Вы можете увидеть на слайдах: З адания , в которых имеются лишние данные

Слайд 5

З адания с противоречивыми данными

Слайд 6

З адания , в которых данных недостаточно для решения

Слайд 7

М ноговариативные задания (имеют несколько вариантов решения) Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого можно предложить подросткам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.

Слайд 8

 Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.  Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.  Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.  Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.



Предварительный просмотр:

Практикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

№1.

Установите соответствие:
А) Прямой угол 1) 87°
Б) Острый угол 2) 180°
В) Тупой угол 3) 123 °
Г) Развернутый угол 4) 90 °

Умение классифицировать математические объекты и объединять их в группы.

№2.

Составьте графическую модель условия задачи: «Из 12 дней зимних каникул Лена была 7 дней у бабушки. Какую часть каникул Лена была у бабушки?»

Умение создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлять их в пространственно-графической или знаково-символической форме.

№3.

В саду 15 кустов малины, кустов крыжовника на 3 меньше, чем малины, а кустов смородины на 11 больше, чем малины. Верно ли, что кустов смородины на 1 меньше, чем крыжовника и малины вместе? Ответ обоснуйте.

Умение строить цепочки логических рассуждений и обосновывать собственные.

№4

. Лена купила два пирожка, килограмм персиков и полтора килограмма груш. Один пирожок стоит 27 рублей, один килограмм персиков — 350 рублей, а один килограмм груш — 30 рублей. Какую сдачу получит Лена с 500 рублей?

Использовать зависимость величин для ответа на поставленный вопрос; выполнять действия с натуральными числами

№5

. Ящик с размерами 12 см × 15 см × 20 см целиком заполнили брусками. Каждый брусок имеет форму прямоугольного параллелепипеда с размерами 2 см × 2 см × 9 см. После из коробки выложили 72 бруска. Сколько брусков осталось в коробке?

Пространственные представления. Планирование хода решения задачи.

№6

. В четырёх залах кинотеатра показывают новые фильмы. В разных залах разное количество мест и разное количество сеансов в день, но все билеты распроданы. В таблице показано количество сеансов и количество проданных билетов. Сколько мест в самом вместительном зале?

Зал

Количество сеансов

Количество проданных билетов

№1

4

420

№2

6

540

№3

5

625

№4

4

480

Работа с информацией представленной в таблице.

№7

Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Раю за покупками в магазин. Это был день недели -среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Рая сделают выгодную покупку?

Название магазинов

«Пятёрочка»

+5% скидка

«Магнит»
+ 10 %

«Победа»
0 %

1

Батон

30 рублей

33 рублей

27 рублей

2

Буханка черного хлеба

27 рублей

28 рублей

30 рублей

3

Пакт кефира

33 рубля

39 рублей

29 рублей

4

Пачка пельменей

130 рублей

127 рублей

132 рубля

5

Упаковка сосисок

283 рублей

275 рублей

260 рублей

6

Пряники

56 рублей

59 рублей

45 рублей

Формирование математической грамотности.Выявлять недостаточность и избыточность
информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать информацию.

№8

. Семья Петровых: мама – Галина Николаевна, отец – Василий Петрович и дети: дочь Маша четырёх лет и сын – студент Андрей, этим летом отдыхала в городе Сочи. Один день решили посвятить поездке на Красную Поляну. Красная Поляна – огромный курорт развлечений, расположенный в горах. Здесь можно увидеть захватывающие пейзажи, насладиться высоким уровнем сервиса и просто отдохнуть в горной живописной местности. Перед поездкой Андрей нашёл информацию, как добраться до Красной Поляны из Сочи.

На автобусе. Автобусы идут около двух часов. Плюс этого вида транспорта — он доставит вас прямо в сердце курорта. Автобусный билет будет стоить около 250 рублей. Льгот на проезд нет. У автобусов до Красной Поляны также очень удобное расписание – они ходят с интервалом в 15-30 минут.

Скоростной поезд «Ласточка». Пожалуй, самый популярный способ у туристов – «Ласточка». Это скоростной поезд, время в пути: 1 час 10 минут. Стоимость проезда 350 рублей – взрослый билет, 170 рублей – детский.

Электричка. Имеется 6 пригородных электричек, время в пути в среднем 1 час 20 минут, стоимость билета 384 рубля, дети до 5 лет – бесплатно.

Такси. Такси, безусловно, самый комфортный способ добраться до Красной поляны, поездка обойдётся в 2500 рублей.

Сколько будет стоить самый экономный способ добраться до горного курорта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...

Программа элективного курса «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ», 11 класс

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов физико-математического профиля с высоким уровнем математической подготовки, интересующихся математикой и ее приложениями, которым захочется глубже и ос...

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ для учащихся 5-7 классов

Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”.  Математическая компетентность определяется как “сочетание математических зн...

Рабочая программа курса "Решение задач повышенной сложности в курсе математики 6 кл"

Основная цель изучения курса: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познават...

Образовательный проект «Формирование навыков математической грамотности у обучающихся 5-6 классов в ходе решения простейших алгебраических задач»

Образовательный проект направленный на развитие навыков математической грамотности засчет работы на уроках математики и на занятиях внеурочной деятельности. В ходе разработки и реализации образов...