Дистанционный урок по теме "Проценты" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Шитина Марина Вакиловна

Учитель организовывает деятельность учащихся на https://zoom.us/  и устанавливает тематические рамки. Отмечает, что сегодня на уроке познакомимся с новым математическим понятием, которое используется почти во всех областях науки и является универсальной единицей сравнения различных данных. Для создания условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс учитель цитирует высказывание Томаса Эдисона, в котором пропущены слова «Гений – это 99 ... труда и только 1 … таланта», которое будет эпиграфом к нашему уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnyy_urok_po_teme_protsenty_5klass_.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционный урок в 5а классе по теме «Проценты».

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: Ввести понятие процент и сформировать у учащихся умения решать простейшие задачи на проценты.

Задачи урока:

- сформировать умения решать задачи на проценты, различая частные случаи и общее решение;

- расширить знания учеников за счёт включения новых определений, формул, описаний.

Планируемые образовательные результаты (у учащихся будут или могут быть сформированы):

Предметные: умения владеть базовым понятийным аппаратом по теме «Процент»; умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации); умения работать по алгоритму при выполнении заданий; умения решать простейшие задачи на проценты, различая при этом частные случаи и общее.

Метапредметные:

1. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке, определять порядок действий при работе над темой, формирование самооценки – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

2. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3. Информационные: формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий, формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить письменное речевое высказывание.  

4. Коммуникативные: читать и понимать написанное, умение оформлять свои мысли в письменной форме; формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками дистанционно.

Личностные: ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; умение точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

ХОД УРОКА

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель организовывает деятельность учащихся на https://zoom.us/  и устанавливает тематические рамки. Отмечает, что сегодня на уроке познакомимся с новым математическим понятием, которое используется почти во всех областях науки и является универсальной единицей сравнения различных данных.

Для создания условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс учитель цитирует высказывание Томаса Эдисона, в котором пропущены слова «Гений – это 99 ... труда и только 1 … таланта», которое будет эпиграфом к нашему уроку.

 

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3 мин)

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. Для того, чтобы найти недостающие слова в высказывание, ребятам даётся следующий текст в виде аудиозаписи:  

Из курса биологии мы знаем, что организм человека состоит из: вода-70%, органические вещества- 24%, неорганические вещества- 6%.

Также в нашем организме насчитывается 400-600 мышц. У новорожденного масса мышц составляет 20-22% от общего веса тела, масса мышц у мужчин составляет 40-45%, у женщин (в возрасте 22-25 лет) – 30% от массы тела; в пожилом возрасте отмечается постепенное уменьшение массы мускулатуры до 25-30%.

Сердце – небольшой полый мышечный орган. У человека оно с кулак и весит всего 300 г, это примерно 0,4-0,5% веса всего тела. 85% энергии сердца расходуется на продвижение крови по артериям и капиллярам и только 15% – на продвижение по крупным и средним артериям и венам.

Каждый человек имеет индивидуальные параметры, определяющие его физическое развитие: рост, вес, жизненная ёмкость легких и т. п., причем значения этих параметров могут сильно варьировать для некоторой группы людей, оставаясь при этом в пределах нормы.

 Как вы думаете ребята, какая величина может указать среднее значение параметра физического развития (значение в норме) …? Значит, эпиграфом нашего урока будет высказывание «Гений – это 99 процентов труда и только 1 процент таланта».

Учитель организует подводящий диалог, что умение выполнять процентные расчёты необходимо каждому человеку, что очень часто мы слышим о скидках, наценках, уценках, прибыли, кредитах, и т. д. – всё это проценты. Почти во всех областях деятельности человека встречаются проценты. Без понятия «процент» нельзя обойтись.

Личностные УУД: самоорганизация

Регулятивные УУД: способность прогнозировать деятельность на уроке

3. Этап выявления места и причины затруднений (1 мин)

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чём именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Учитель ставит перед ребятами учебную задачу: Что больше 75 процентов от 150 или 150 процентов от 75?

Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, но испытывают затруднения и фиксируют, что сейчас знаний им недостаточно. Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, необходимо знать, что такое «проценты».

Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия

Личностные УУД: формирование интереса к новому

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации (10 мин)

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока. Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение. Ребята определяют тему урока, формулируют цель урока и ставят задачи, которые необходимы для приобретения новых знаний. Записывают тему урока в тетрадь.

  1. Прослушайте видеоурок  https://youtu.be/PuxE50ecx7A (5мин)

  1. Фронтальная работа с классом после просмотра видеоурока (1 мин)

- Добавьте к данной схеме, где показаны проценты в современной жизни, ваш вариант.

t1584077328al.jpg

- Укажите, какие умения вам необходимы, чтобы усвоить новый материал.

(Умножение и деление десятичных дробей на 100. Записывать обыкновенные дроби в виде десятичных)

- Какие простейшие задачи на проценты вы должны сегодня научиться решать.

(Записывать в процентах десятичные дроби и обратно; Нахождение указанного процента от заданного числа; Нахождение числа по его процентам; Нахождение процентного отношения двух чисел.)

  1. Работа по учебнику (3 мин)

- На стр 237 прочитать правило обращения десятичной дроби в проценты и проценты в десятичную дробь и образец записи данных действий записать в тетрадь (0,971=0,971·100%=97,1% и 39%=39:100=0,39).

- Разобрать и записать в тетрадь решение простейших задач на проценты:

1) Нахождение указанного процента от заданного числа – это задача 1 на стр 236 учебника

                             (1200:100·32=384 костюма нового фасона);

2) Нахождение числа по его процентам – задача 2 на стр 237 учебника

                                   (12:30·100=40 учеников в классе).

Предметные УУД: умение читать инструкцию, умение работать по алгоритму при выполнении задания; умения владеть базовым понятийным аппаратом по теме «Процент»; умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации).

Регулятивные УУД: умения определять и формулировать цель на уроке, определять порядок действий при работе над темой.

Личностные УУД: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

5. Реализация построенного проекта (2 мин)

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике при рассмотрении учебной задачи: Что больше 75 процентов от 150 или 150 процентов от 75?

Чтобы ответить на этот вопрос работаем в группах:

- «Девочки» находят 75 % от 150? (150:100·75=112,5)

- «Мальчики» находят 150 % от 75? (75:100·150= 112,5)

Вот такой результат получился, почему? Ребята не только разрешили затруднение, которое было уже зафиксировано в задаче, но и усвоили решение задач подобного типа.

Предметные УУД: умение применить свои знания при выполнении задания.

Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия.  

Познавательные УУД: умение осознанно строить письменное речевое высказывание. 

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин)

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме на платформе https://uchi.ru  (учитель демонстрирует данную карточку на экране). Ученики записывают решения в тетрадь и выполняют самопроверку.

Тема «Пропорции и проценты»/ «Базовые задачи на проценты»/ Карточка №1 «Зоопарк» (5 заданий):

  1. 1% от 700 м2 (с выбором ответа);
  2. 1% от 900 м2 (решить);
  3. 3% от 100 м2 (решить по действиям);
  4. 31% от 200 м2 (сразу дать ответ);
  5. 20% от 600 м2 (сразу дать ответ).

После выполнения ученик оценивает свою работу на данном этапе по следующим критериям: 3-за три правильных ответа, 4-за четыре правильных ответа и 5- если все задания верны.

Физкультминутка (1мин).

Учитель предлагает учащимся «Гимнастику для глаз» https://www.youtube.com/watch?v=dsDV3A4jgxI 

 

Познавательные УУД: обретение опыта действий в различных жизненных ситуациях

Личностные УУД: Забота о своём здоровье; понимать смысл поставленной задачи: умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 мин)

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют простейшие задачи на проценты на сайте  https://ege.sdamgia.ru/  в разделе ВПР-5. Проверяют их по предложенному эталону, получают оценку. Задача учителя – создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Тест по ссылке https://math5-vpr.sdamgia.ru/test?id=874917   или Вариант № 874917  

Предметные УУД: умения решать простейшие задачи на проценты, различая при этом частные случаи и общее.

Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов.

8. Этап включения в систему знаний и повторения (2 мин)

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему. Знание соотношений из приведенной ниже таблицы облегчит решение многих задач, ваша задача заменить знак? на десятичную дробь или на обыкновенную дробь или на процент. Сильные ребята дают аргументированное решение, демонстрируя приобретённый опыт работы по данной теме.

Дробь

1/2

1/4

3/4

1/5

2/5

3/5

?

?

1/50

Десятичная дробь

0,5

0,25

0,75

?

0,4

0,6

0,1

?

0,02

Проценты

50%

25%

75%

?

40%

60%

?

5%

2%

После заполнения таблицы ребята выставляют оценку за урок и записывают д/з 1601,1602.

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (1 мин)

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности, выбирая свой уровень усвоения первого урока по теме «Проценты».

Уровень усвоения

Название

уровня

Характеристика уровня

0 (нулевой)

Понимание

Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости

I

Узнавание

Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намёк (репродуктивное действие)

II

Воспроизведение

Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной

III

Применение

Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное

IV

Творчество

Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством

Регулятивные УУД: указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок природоведения - 5 класс

Уважаемый учащиеся и товарищи родители!  в дистанционном  уроке описаны действия школьника, т. е. как изучать параграф и работать над ним, какие записи необходимо  сделать в тетради. Пр...

дистанционный урок биологии - 7 класс

Уважаемые учащиеся и товарищи родители! В данном дистанционном  уроке описаны действия  школьника, т.е. как работать над  параграфом и какие записи должны  быть в  тетради. Пр...

Разработка дистанционного урока в 10 классе по теме Восточнославянские племена в VIII-IX вв.

Конспект урока для дистанционного обучения детей-инвалидов....

План-конспект дистанционного урока в 6 классе по УМК Афанасьева О.В.- Михеева И.В. “Rainbow English”

Тема урока: VISITING  BRITAIN. (Посещение Британии.)Цель:   развитие монологического умения, совершенствование фонетических навыков, развитие языковой компетенции учащихся....

План-конспект дистанционного урока в 6 классе по УМК Афанасьева О.В.-Михеева И.В. “Rainbow English” ТЕМА: Visiting London

Тема урока: VISITING BRITAIN. (Посещение Британии.) Цель: развитие монологического умения, совершенствование фонетических навыков, развитие языковой компетенции учащихся. Тип урока: комбинир...

Дистанционный урок биологии 11 класс 06.04.2020

Дистанционный урок для 11 класса по биологиии 06.04.2020.Практическая работа №1 по теме "Современные экологические проблемы"....

Дистанционный урок химии 11 класс 07.04.2020

Дистанционный урок по химии для 11 класса по теме "Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами"....