Доклад "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики"
статья по математике (5 класс)
материал познакомит читателей методикой формирования функциональной грамотности у учащихся
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики»
Подготовила учитель математики Лозина Е.А.
Формирование функционально грамотного человека является одной из важнейших задач современной школы. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляют умение ставить цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе, а также уметь действовать в различных ситуациях.
Для начала рассмотрим определение функциональной грамотности, как умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; как способность учащихся использовать приобретенные знания для решения задач в различных сферах жизни; как готовность применять полученные знания и умения в различных ситуациях.
Функциональная грамотность включает в себя шесть основных составляющих компонентов – это математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Для нас, как для учителей математики, наибольший интерес представляет конечно же математическая грамотность учащихся, которая в международном исследовании PISA означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».
С задачами по формированию функциональной грамотности учащихся мы встретились при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Наши современные учебно-методические комплекты пока не содержат данные задачи. Но уже существует множество сборников, методических разработок для подготовки учащихся к выполнению ВПР и ГИА.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
В чем же заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики?
Во-первых, некоторые учащиеся средней и старшей школы имеют низкую читательскую грамотность. Читая «по слогам» условие текстовой задачи, а чаще всего задачи по функциональной грамотности представлены в виде большого текста, ученики забывают, что прочитали к концу.
Слабая техника чтения приводит и к тому, что обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи.
При входной диагностике пятиклассников видно, что дети достаточно хорошо справляются с базовыми задачами в одно или несколько действий со стандартными формулировками (85%) , неплохо справляются с заданиями, где нужно вычленить информацию из таблицы, короткого текста и ответить на вопрос (60%), но если информация представлена в косвенном виде или вопрос нестандартный, то дети теряются и немногие (20%) способны справиться с этими заданиями. Невнимательность к прочтению условия задачи, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся, которые при виде текстовых задач даже не приступают к их выполнению. Они точно знают, что не справятся.
На своих уроках математики или на дополнительных занятиях при решении текстовых задач у нас с ребятами есть помощник-карандаш. Мы вслух читаем условие, а карандашом подчеркиваем нужные для математиков слова, числовые значения, величины, другими словами все то, что важно для нас, как для математиков.
Например, на слайде вы видите практико-ориентированную задачу из сборника по подготовки к ОГЭ под редакцией Ященко. В условии этой задачи имеется так называемая «легенда», в которой достаточно много лишних слов для математиков. Мы с ребятами карандашом выделяем главные для нас слова и рассуждаем, как нам решить данную задачу, используя подчеркнутые слова.
Вторая и основная проблема при формировании математической функциональной грамотности учащихся - это как сформулировать (или переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника. Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.
Я еще раз напомню, что математическая грамотность включает в себя распознавание проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировку этих проблем на языке математики; решение проблем, используя математические факты и методы; анализ использованных методов решения; интерпретацию полученных результатов с учетом поставленной проблемы и, наконец, формулировку и запись результатов решения задачи.
Теперь я хотела бы рассмотреть типы задач, формирующих математическую грамотность учащихся на уроках математики и описывающих реальные проблемы, близкие учащимся. Это:
- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
- наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Формирование математической грамотности детей начинается уже в дошкольных учреждениях. Воспитанники детских садов в игровой форме получают первоначальные знания, умения и навыки решения элементарных межпредметных и практико-ориентированных задач.
Начальная школа продолжает формирование математической грамотности учащихся.
Но основная ответственность ложится «на плечи» учителей-математиков в средней и старшей школе. Здесь уже все серьезно: к итоговой аттестации подготовить необходимо всех детей, тем более, что математическая грамотность является основой для решения жизненно важных задач и социализации человека в будущем.
Но как формировать функциональную грамотность учащихся, если современные учебники почти не содержат необходимых задач? Я хочу поделиться с вами собственным опытом и опытом многих российских учителей-математиков, которые в прошлом учебном году проходили профессиональную подготовку
по Федеральной программе «Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования функциональной грамотности) в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего».
Начну с того, что недостаток практико-ориентированных задач в учебнике можно исправить их добавлением непосредственно на урок из любого рекомендуемого сборника для подготовки к ВПР и ГИА. Необязательно требовать от учащихся наличия таких сборников, достаточно иметь его самому учителю и добавлять практико-ориентированные задачи как на урок, так и в качестве домашнего задания с последующим полным разбором на уроке. При постоянном использовании задач на формирование математической грамотности вы заметите, что учащиеся проявляют к ним больший интерес, чем к стандартным задачам; и даже слабые ученики успешно справляются с решением таких задач.
Кроме систематического использования задач из рекомендуемых сборников для подготовки к ВПР и ГИА, можно самостоятельно составлять «копилку задач», разрабатывать интересные уроки по формированию функциональной грамотности учащихся.
Сегодня я хотела бы показать вам на конкретном примере, как можно сформировать математическую грамотность в 5 классе.
Вы знаете, что пятиклассники впервые знакомятся со сложной, но интересной темой «Задачи на части», на изучение которой по программе выделяется 3 часа по УМК Никольского.
Я разбиваю эти 3 урока традиционным методическим способом:
1 урок – на изучение новой темы (знакомство с задачами «на части», алгоритм решения таких задач);
2 урок – на закрепление полученных знаний и умений при помощи «нарешивания» задач;
3 урок – это контроль полученных знаний и умений учащихся.
Все эти 3 урока я называю проектом «Кулинарная математика», целью которого является формирование умений и навыков учащихся 5 класса решать задачи «на части» с помощью задачника-тренажера «Кулинарная математика». Продуктом проекта выступает сборник задач «на части» (другими словами рецептурник), который я распечатываю каждому ученику и использую на втором уроке.
На слайде вы видите сборник задач (рецептурник) «Кулинарная математика», в состав которого вошли 4 задачи-рецепта по приготовлению рисовой каши, вареников с творогом, мороженого и ягодного морса. Сборник разработан на основе рабочей тетради с возможностью вписывать решения задач в отведенные для записей строки. Обратите внимание, что шестая страница сборника – это творческое домашнее задание пятиклассника. Ему необходимо придумать свой рецепт – задачу «на части». Седьмая страница предназначена для личных записей учащегося.
Данный сборник задач был создан с помощью онлайн-сервиса графического дизайна Canva. Познакомиться с ним вы можете на официальном сайте . Здесь вы найдете огромную коллекцию шаблонов для дизайна и конструирования любых типов графики и иллюстраций документов.
А теперь вернемся к моим пятиклассникам. На третий урок они пришли с готовым домашним заданием – рецептом своего блюда. В образе настоящих поварят ребята защищали свой придуманный рецепт у доски и прорешивали его вместе с одноклассниками. Поэтому урок представлял собой кулинарное шоу.
Я уверена, что мои пятиклассники запомнят эти уроки надолго, а вместе с ними и алгоритм решения задач на части.
Похожие уроки вы можете составлять сами по различным темам и в каждом классе, так как формирование функциональной грамотности должно осуществляться систематически и очень грамотно.
Цифровая образовательная среда дает нам, участникам образовательного процесса, возможность применять в своей работе инновационные технологии, цифровые ресурсы, инструменты и программы. При грамотном их использовании в учебно-познавательной деятельности учащихся расширяются границы исследований, появляются новые возможности для создания продуктов проектной деятельности, а сама она становится более логичной и доказательной. Поэтому цифровые технологии и ресурсы помогут нам формировать функциональную грамотность учащихся на своих уроках математики и тем самым лучше подготовить выпускников к итоговой аттестации.
На этом, уважаемые коллеги, я хотела бы закончить свой доклад и пожелать вам творческих успехов в самом ответственном школьном предмете математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики
Формирование ФГ на уроках математики...
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики в основной школе
Для формирования функциональной грамотности можно успешно использовать различные методы обучения в зависимости от конкретной ситуации в конкретной учебной деятельности...

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики через практико-ориентированные задания
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики через практико-ориентированные задания....

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики
В документе приводится материал для формирования функциональной грамотности на уроках математики...

Методическая работа на тему:"Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики"
Финансовая грамотность на уроках математики...
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики»
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования указывается, что в рамках обучения математике (базовый уровень) необходимо добиться у учащихся сформиров...

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики
Сборник состоит из заданий, содержание которых направлено на формирование навыков функциональной и читательской грамотности учащихся 5-10 классов на уроках математики. Задания позволят учителям исполь...
- Мне нравится (1)