Урок математики на тему "Многоугольник .Прямоугольник, квадрат."
план-конспект урока по математике (5 класс)

Никитина Ольга В

План-конспект урока математики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc580 КБ
Файл file1.pptx873.34 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока математики

Дата проведения урока: г

Тема:

Многоугольник . Прямоугольник, квадрат

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Оборудование:

Мультимедийный комплекс, карточки с заданиями.

Формы работы на уроке

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель: создать условия для усвоения материала по теме «Многоугольники. Прямоугольник, квадрат.

Задачи: обучающие

(ориентированные на достижение предметных результатов обучения)

применять умения нахождения периметра,

площади прямоугольника в решении

практических задач

Развивающие (ориентированные на достижение метапредметных результатов обучения)

Развивать логическое и пространственное мышление, внимание, память, логическое мышление

Воспитательные (ориентированные на достижение личностных результатов обучения)

умение работать в коллективе, культуре общения.

Планируемые результаты: учащийся научится распознавать, строить прямоугольник и квадрат и находить их периметры и площадь.

Ход урока

Недостаточно только иметь

хороший разум, но главное –

это хорошо применять его.

Декарт

“Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии”

А.С.Пушкин

#1054;рганизационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся.

Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; организует внимание.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту окружающего мира поможет вам математика

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

- У каждого из вас есть рабочий лист , на котором вы будете работать . Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. В конце урока мы подведем итоги вашей работы.

Лес, как вы знаете, поглощает углекислый газ и выделяет кислород необходимый человеку. Лес еще работает как фильтр, очищая воздух от сажи и пыли. В таблице приведены данные о количестве (кг) выделяемого кислорода в год. Используя данные таблицы, выполните следующие задания.

1 гектар

Кол-во выделяемого кислорода в год ( кг )

Дубовый лес

830

Березовый лес

725

Осиновый лес

575

Сосновый лес

540

Еловый лес

500

#1053;а сколько наибольшее число больше наименьшего числа? (830-500=330)

#1053;айти сумму чисел которые оканчиваются цифрой 5. (575+725=1300)

#1055;ервое слагаемое – еловый лес, сумма – березовый лес. Найти неизвестное слагаемое. (500+х=725, 225)

Какая из фигур на слайде лишняя и почему?

Ученик. Круг, так как у него нет углов.

Учитель. Чем различаются между собой оставшиеся фигуры?

Ученик. Количеством сторон, углов.

Учитель. Как назовем фигуры, имеющие три угла?

Ученик. Треугольники.

Учитель. А фигуры, имеющие соответственно четыре, пять и т.д. углов?

Ученик. Четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т.д.

Учитель. Каким одним термином можно назвать все эти геометрические фигуры?

III. Сообщение темы, цели урока. IV. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Отгадайте ребусы и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока:

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

— Правильно, тема нашего урока «Четырехугольники. Прямоугольник. Квадрат».

- Тему мы определили, а какая цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями и попытаемся сформулировать, что такое прямоугольник, какими свойствами обладает эта фигура.

И первый вывод мы сделаем сейчас. Какая фигура называется прямоугольником?

— А как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему?

— Где могут пригодиться нам знания о прямоугольнике?

Такая фигура как прямоугольник очень широко встречается в современной жизни. Это и земельные участки, площадь и периметр которых необходимо уметь находить. В квартирах стены, потолок, и пол также имеют форму прямоугольника. Чтобы постелить линолеум, обклеить стены обоями, положить плитку вам, конечно, пригодятся знания и умения, которые вы получите по этой теме.

— Вот для этого мы с вами и будем изучать тему «Прямоугольник. Квадрат», что бы потом свои знания и умения вы смогли применить в обычной жизни.

— Какие предметы в классе имеют форму прямоугольника?

IV. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

План изучения нового материала:

  1. Что такое прямоугольник? Обозначение прямоугольника.
  2. Смежные и противоположные стороны прямоугольника.
  3. Свойства противоположных сторон прямоугольника.
  4. Что называется периметром прямоугольника?
  5. Вычисление периметра прямоугольника.
  6. Что такое квадрат?
  7. Вычисление периметра квадрата.

- Посмотрим, что вы знаете по этой теме.

Вы уже знакомы с этой фигурой. Но все ли вы помните, мы сейчас проверим.

Задание 1 . Работа с текстом. Внимательно прочитать текст и на полях сделать пометки + это я знаю

- сомневаюсь в этом, забыл

? хотелось бы узнать

Работа с текстом .

Четырёхугольник — это геометрическая фигура, состоящая из четырёх точек (вершин), никакие три из которых не лежат на одной прямой, и четырёх отрезков (сторон), попарно соединяющих эти точки.

Как найти периметр четырхугольника

Отрезки AD,AB, BC, DC называются сторонами, углы A, B, D, C – углами, а точки A, B, D, C – вершинами четырехугольника ABCD.

Сумму длин сторон четырехугольника называют периметром и обозначают буквой P. Таким образом,

P= AD+AB+BC+DC

Виды четырехугольника:

  1. Четырехугольник, у которого все углы прямые (900), называется прямоугольником.

Прямоугольник. Признак прямоугольника

Точки А, В, С и D называют вершинами прямоугольника, а отрезки АВ, ВС, СD и АD — его сторонами. Нижнюю и верхнюю стороны прямоугольника называют ещё основаниями прямоугольника. Они равны и параллельны. Две другие стороны называют высотами, они тоже равны и параллельны.

Длинную сторону прямоугольника называют длиной, а короткую — шириной.

Стороны прямоугольника, имеющие общую вершину, называются смежными, а противолежащие стороны — противоположными.

Принято считать, что слово «сторона» означает и его длину.

Периметр прямоугольника Р=2*(а+в), площадь S=a*в

В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ - отрезок, соединяющий две не соседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.

АС и ВД-диагонали

  1. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом.

Определение четырехугольника. Полные уроки - Гипермаркет знаний

Периметр квадрата Р=4*а , площадь квадрата S=а*в.

Задание №2 (индивидуальная работа)

№А Начертите произвольный прямоугольник. Проведите диагонали

а) Измерьте стороны и диагональ. Что больше: сторона прямоугольника или его диагональ?

б) Измерьте и сравните диагонали прямоугольника.

в) Сравните части диагонали, на которые она разбивается точкой пересечения диагоналей прямоугольника. Выводы

№Б Какая известная вам геометрическая фигура получится, если у прямоугольника все стороны будут равными? (Квадрат).

а) начертите произвольный квадрат. Проведите диагонали.

б) измерьте и сравните диагонали квадрата.

в) сравните части диагонали , на которые она разбивается точкой пересечения диагоналей квадрата. Сделайте вывод.

Задание №3 . Заполнить таблицу (в группе) Сходство найти

квадрат

Линия сравнения

прямоугольник

Количество вершин

Количество сторон, углов

Величина угла

Длины сторон

Диагонали

Разбиение фигуры на треугольники одной диагональю

Разбиение фигуры на треугольники двумя диагоналями

Периметр

Площадь

Задание №3 Устная работа

S

a

b

P

16см²

4

4см

16

710

71дм

10дм

162

6*4+6*3=24+18=42

VI. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

1.

2.

6*4+6*3=24+18=42

3. Какие утверждения верные , а какие неверные, неточные?

-Прямоугольник – это четырехугольник, в котором есть прямой угол

- Смежные стороны прямоугольника зазываются длина и ширина

- Периметр прямоугольника – это произведение сторон прямоугольника

- Диагональ – это отрезок, соединяющий две вершины квадрата

-Площадь квадрата равна произведению всех его сторон

Квадрат очень часто используют в различных геометрических загадках, играх, ребусах. Вот и мы сейчас попробуем отгадать геометрические головоломки.

Задачи со спичками.

№ Работа с танграм

Составьте из фигур танграма квадрат, треугольник.

VIII. Анализ достижений учащихся.

IX. Итоги урока. Рефлексия.

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Достигли ли мы поставленной цели?
  • Какие задания были самыми сложными?
  • Где вы сможете применить знания, полученные на уроке?

В конце маршрутного листа у вас написаны виды деятельности на уроке, отметьте по степени привлекательности для вас какой вид деятельности понравился больше:

- Работать по плану

- Оценивать свои знания

- Работать в группе

- Заполнять таблицу

-Самостоятельно строить многоугольники

-Вычислять периметр многоугольников

- Находить лишние фигуры.

-Работать с текстом

-Выполнять самостоятельную работу

-Выполнять задания со спичками

-Составлять фигуры из танграма

Кубик Блума». Вопросы:

1)Назови элементы любого многоугольника.

2)Почему у треугольника нет диагоналей?

3)Объясни, как провести диагональ в многоугольнике?

4)Предложи свой способ подсчета диагоналей в многоугольнике.

5)Поделись своими эмоциями в связи с изученной темой.

6)Как ты считаешь, часто ли в быту мы используем понятие «диагональ»?

Домашнее задание: Рисунок из прямоугольников и квадратов, ЭШ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели, стремиться к их достижению…» ( Ж.Ж.Руссо ) “ Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии” А.С.Пушкин

Слайд 6

Тема: «Четырехугольники. Прямоугольник. Квадрат.»

Слайд 7

ЦЕЛЬ: 1.Сформулировать, что такое прямоугольник, квадрат;какими свойствами обладают эти фигуры; вычислять периметр, площадь

Слайд 8

План изучения нового материала: 1. Что такое прямоугольник? Обозначение прямоугольника. 2. Смежные и противоположные стороны прямоугольника. 3. Свойства противоположных сторон прямоугольника. 4. Что называется периметром прямоугольника? 5. Вычисление периметра прямоугольника. 6. Что такое квадрат? 7. Вычисление периметра квадрата.

Слайд 9

Р = 2 · ( а + b ) Прямоугольник - четырехугольник, у которого противоположные стороны равны и все углы прямые.

Слайд 10

Квадрат P = 4 · a Квадрат - прямоугольник, у которого все стороны равны и углы прямые

Слайд 11

квадрат Линия сравнения прямоугольник Количество вершин Количество сторон, углов Величина угла Длины сторон Диагонали Разбиение фигуры на треугольники одной диагональю Разбиение фигуры на треугольники двумя диагоналями Периметр Площадь

Слайд 12

S a b P 16см² ? 4см ? ? 71дм 10дм ?

Слайд 15

Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. Танграм родом из Китая. Название дословно означает: «мастерство семи дощечек» При решении головоломки требуется соблюдать два условия: 1.Необходимо использовать все семь фигур танграма . 2.Фигуры не должны накладываться друг на друга.

Слайд 17

Задачи со спичками.

Слайд 20

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 8 класс коррекционная школа "Площадь прямоугольника и квадрата.Единицы измерения площади."

Урок закрепления по теме:"Площадь прямоугольника и квадрата.Единицы измерения площади."Данный урок содержит разнообразные задания для учащихся разного уровня.На данном уроке ученики закрепляют правила...

Урок математики в 5 классе по ФГОС "Прямоугольник. Квадрат"

Цели урока: - образовательные: - вспомнить определения квадрата и прямоугольника, их основных элементов; - дать представление о свойствах противолежащих сторон прямоугольника - дать представление...

Урок математики в 5 классе "Квадрат и куб числа"

Это урок применения знаний, умений....

Урок по теме :"Площадь прямоугольника, квадрата"

Открытый урок в пятом классе с презентацией....

Анализ урока математики. Тема "Площадь прямоугольника"

Данная презентация поможет в проведении самоанализа урока математики....