Урок математики на тему "Многоугольник .Прямоугольник, квадрат."
план-конспект урока по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока математики
Дата проведения урока: г
Тема: | Многоугольник . Прямоугольник, квадрат |
Тип урока: | Урок открытия нового знания |
Оборудование: | Мультимедийный комплекс, карточки с заданиями. |
Формы работы на уроке | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Цель: создать условия для усвоения материала по теме «Многоугольники. Прямоугольник, квадрат. | |
Задачи: обучающие (ориентированные на достижение предметных результатов обучения) | применять умения нахождения периметра, площади прямоугольника в решении практических задач |
Развивающие (ориентированные на достижение метапредметных результатов обучения) | Развивать логическое и пространственное мышление, внимание, память, логическое мышление |
Воспитательные (ориентированные на достижение личностных результатов обучения) | умение работать в коллективе, культуре общения. |
Планируемые результаты: учащийся научится распознавать, строить прямоугольник и квадрат и находить их периметры и площадь.
Ход урока
Недостаточно только иметь
хороший разум, но главное –
это хорошо применять его.
Декарт
“Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии”
А.С.Пушкин
#1054;рганизационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний учащихся.
Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; организует внимание.
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту окружающего мира поможет вам математика
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
- У каждого из вас есть рабочий лист , на котором вы будете работать . Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. В конце урока мы подведем итоги вашей работы.
Лес, как вы знаете, поглощает углекислый газ и выделяет кислород необходимый человеку. Лес еще работает как фильтр, очищая воздух от сажи и пыли. В таблице приведены данные о количестве (кг) выделяемого кислорода в год. Используя данные таблицы, выполните следующие задания.
1 гектар | Кол-во выделяемого кислорода в год ( кг ) |
Дубовый лес | 830 |
Березовый лес | 725 |
Осиновый лес | 575 |
Сосновый лес | 540 |
Еловый лес | 500 |
#1053;а сколько наибольшее число больше наименьшего числа? (830-500=330)
#1053;айти сумму чисел которые оканчиваются цифрой 5. (575+725=1300)
#1055;ервое слагаемое – еловый лес, сумма – березовый лес. Найти неизвестное слагаемое. (500+х=725, 225)
Какая из фигур на слайде лишняя и почему?
Ученик. Круг, так как у него нет углов.
Учитель. Чем различаются между собой оставшиеся фигуры?
Ученик. Количеством сторон, углов.
Учитель. Как назовем фигуры, имеющие три угла?
Ученик. Треугольники.
Учитель. А фигуры, имеющие соответственно четыре, пять и т.д. углов?
Ученик. Четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т.д.
Учитель. Каким одним термином можно назвать все эти геометрические фигуры?
III. Сообщение темы, цели урока. IV. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Отгадайте ребусы и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока:
— Как вы думаете, какая тема нашего урока?
— Правильно, тема нашего урока «Четырехугольники. Прямоугольник. Квадрат».
- Тему мы определили, а какая цель нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями и попытаемся сформулировать, что такое прямоугольник, какими свойствами обладает эта фигура.
И первый вывод мы сделаем сейчас. Какая фигура называется прямоугольником?
— А как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему?
— Где могут пригодиться нам знания о прямоугольнике?
Такая фигура как прямоугольник очень широко встречается в современной жизни. Это и земельные участки, площадь и периметр которых необходимо уметь находить. В квартирах стены, потолок, и пол также имеют форму прямоугольника. Чтобы постелить линолеум, обклеить стены обоями, положить плитку вам, конечно, пригодятся знания и умения, которые вы получите по этой теме.
— Вот для этого мы с вами и будем изучать тему «Прямоугольник. Квадрат», что бы потом свои знания и умения вы смогли применить в обычной жизни.
— Какие предметы в классе имеют форму прямоугольника?
IV. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
План изучения нового материала:
- Что такое прямоугольник? Обозначение прямоугольника.
- Смежные и противоположные стороны прямоугольника.
- Свойства противоположных сторон прямоугольника.
- Что называется периметром прямоугольника?
- Вычисление периметра прямоугольника.
- Что такое квадрат?
- Вычисление периметра квадрата.
- Посмотрим, что вы знаете по этой теме.
Вы уже знакомы с этой фигурой. Но все ли вы помните, мы сейчас проверим.
Задание 1 . Работа с текстом. Внимательно прочитать текст и на полях сделать пометки + это я знаю
- сомневаюсь в этом, забыл
? хотелось бы узнать
Работа с текстом .
Четырёхугольник — это геометрическая фигура, состоящая из четырёх точек (вершин), никакие три из которых не лежат на одной прямой, и четырёх отрезков (сторон), попарно соединяющих эти точки.
Отрезки AD,AB, BC, DC называются сторонами, углы A, B, D, C – углами, а точки A, B, D, C – вершинами четырехугольника ABCD.
Сумму длин сторон четырехугольника называют периметром и обозначают буквой P. Таким образом,
P= AD+AB+BC+DC
Виды четырехугольника:
- Четырехугольник, у которого все углы прямые (900), называется прямоугольником.
Точки А, В, С и D называют вершинами прямоугольника, а отрезки АВ, ВС, СD и АD — его сторонами. Нижнюю и верхнюю стороны прямоугольника называют ещё основаниями прямоугольника. Они равны и параллельны. Две другие стороны называют высотами, они тоже равны и параллельны.
Длинную сторону прямоугольника называют длиной, а короткую — шириной.
Стороны прямоугольника, имеющие общую вершину, называются смежными, а противолежащие стороны — противоположными.
Принято считать, что слово «сторона» означает и его длину.
Периметр прямоугольника Р=2*(а+в), площадь S=a*в
В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ - отрезок, соединяющий две не соседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.
АС и ВД-диагонали
- Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом.
Периметр квадрата Р=4*а , площадь квадрата S=а*в.
Задание №2 (индивидуальная работа)
№А Начертите произвольный прямоугольник. Проведите диагонали
а) Измерьте стороны и диагональ. Что больше: сторона прямоугольника или его диагональ?
б) Измерьте и сравните диагонали прямоугольника.
в) Сравните части диагонали, на которые она разбивается точкой пересечения диагоналей прямоугольника. Выводы
№Б Какая известная вам геометрическая фигура получится, если у прямоугольника все стороны будут равными? (Квадрат).
а) начертите произвольный квадрат. Проведите диагонали.
б) измерьте и сравните диагонали квадрата.
в) сравните части диагонали , на которые она разбивается точкой пересечения диагоналей квадрата. Сделайте вывод.
Задание №3 . Заполнить таблицу (в группе) Сходство найти
квадрат | Линия сравнения | прямоугольник |
Количество вершин | ||
Количество сторон, углов | ||
Величина угла | ||
Длины сторон | ||
Диагонали | ||
Разбиение фигуры на треугольники одной диагональю | ||
Разбиение фигуры на треугольники двумя диагоналями | ||
Периметр | ||
Площадь |
Задание №3 Устная работа
S | a | b | P |
16см² | 4 | 4см | 16 |
710 | 71дм | 10дм | 162 |
6*4+6*3=24+18=42
VI. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
1.
2.
6*4+6*3=24+18=42
3. Какие утверждения верные , а какие неверные, неточные?
-Прямоугольник – это четырехугольник, в котором есть прямой угол
- Смежные стороны прямоугольника зазываются длина и ширина
- Периметр прямоугольника – это произведение сторон прямоугольника
- Диагональ – это отрезок, соединяющий две вершины квадрата
-Площадь квадрата равна произведению всех его сторон
Квадрат очень часто используют в различных геометрических загадках, играх, ребусах. Вот и мы сейчас попробуем отгадать геометрические головоломки.
Задачи со спичками.
№ Работа с танграм
Составьте из фигур танграма квадрат, треугольник.
VIII. Анализ достижений учащихся.
IX. Итоги урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Какие задания были самыми сложными?
- Где вы сможете применить знания, полученные на уроке?
В конце маршрутного листа у вас написаны виды деятельности на уроке, отметьте по степени привлекательности для вас какой вид деятельности понравился больше:
- Работать по плану
- Оценивать свои знания
- Работать в группе
- Заполнять таблицу
-Самостоятельно строить многоугольники
-Вычислять периметр многоугольников
- Находить лишние фигуры.
-Работать с текстом
-Выполнять самостоятельную работу
-Выполнять задания со спичками
-Составлять фигуры из танграма
Кубик Блума». Вопросы:
1)Назови элементы любого многоугольника.
2)Почему у треугольника нет диагоналей?
3)Объясни, как провести диагональ в многоугольнике?
4)Предложи свой способ подсчета диагоналей в многоугольнике.
5)Поделись своими эмоциями в связи с изученной темой.
6)Как ты считаешь, часто ли в быту мы используем понятие «диагональ»?
Домашнее задание: Рисунок из прямоугольников и квадратов, ЭШ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Четырехугольники. Прямоугольник. Квадрат.»
ЦЕЛЬ: 1.Сформулировать, что такое прямоугольник, квадрат;какими свойствами обладают эти фигуры; вычислять периметр, площадь
План изучения нового материала: 1. Что такое прямоугольник? Обозначение прямоугольника. 2. Смежные и противоположные стороны прямоугольника. 3. Свойства противоположных сторон прямоугольника. 4. Что называется периметром прямоугольника? 5. Вычисление периметра прямоугольника. 6. Что такое квадрат? 7. Вычисление периметра квадрата.
Р = 2 · ( а + b ) Прямоугольник - четырехугольник, у которого противоположные стороны равны и все углы прямые.
Квадрат P = 4 · a Квадрат - прямоугольник, у которого все стороны равны и углы прямые
квадрат Линия сравнения прямоугольник Количество вершин Количество сторон, углов Величина угла Длины сторон Диагонали Разбиение фигуры на треугольники одной диагональю Разбиение фигуры на треугольники двумя диагоналями Периметр Площадь
S a b P 16см² ? 4см ? ? 71дм 10дм ?
Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. Танграм родом из Китая. Название дословно означает: «мастерство семи дощечек» При решении головоломки требуется соблюдать два условия: 1.Необходимо использовать все семь фигур танграма . 2.Фигуры не должны накладываться друг на друга.
Задачи со спичками.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 8 класс коррекционная школа "Площадь прямоугольника и квадрата.Единицы измерения площади."
Урок закрепления по теме:"Площадь прямоугольника и квадрата.Единицы измерения площади."Данный урок содержит разнообразные задания для учащихся разного уровня.На данном уроке ученики закрепляют правила...

Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Периметр и площадь прямоугольника и квадрата»
План-конспект урока в 5 классе...

Формирование УУД на уроках математики в основной школе на примере изучения темы «Виды параллелограмма: прямоугольник, ромб, квадрат»
План-конспект урока по геометрии в 8 классе...

Урок математики в 5 классе по ФГОС "Прямоугольник. Квадрат"
Цели урока: - образовательные: - вспомнить определения квадрата и прямоугольника, их основных элементов; - дать представление о свойствах противолежащих сторон прямоугольника - дать представление...
Урок математики в 5 классе "Квадрат и куб числа"
Это урок применения знаний, умений....
Урок по теме :"Площадь прямоугольника, квадрата"
Открытый урок в пятом классе с презентацией....
Анализ урока математики. Тема "Площадь прямоугольника"
Данная презентация поможет в проведении самоанализа урока математики....