Мастер-класс Кейс-технологии на уроках математики
методическая разработка по алгебре

Жугдурова Баярма Михайловна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologii_na_urokah_matematiki.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-технологии на уроках математики в старших классах

  1. Мотивационный этап.

Сегодня вашему вниманию предлагается методический материал по использованию кейс-технологии на уроках математики. Современные дети требуют инновационных подходов в образовательном процессе, а значит новых профессиональных компетентностей. Я предлагаю вам небольшую игру

«Проблема на ладошке». Она позволит нам с вами посмотреть на проблему совершенствования профессиональной компетентности как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке.

У меня в руках красивый мячик. Я смотрю на него: он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это мой родной край, дом и школа, где проходит вся моя жизнь. Какие качества и каким образом я хочу в себе развить, чтобы моя педагогическая деятельность приносила мне радость, способствовала профессиональному продвижению и развитию меня как личности?

Я хотела бы развить в совершенстве навыки критического мышления с логической и философской точки зрения: это поможет мне научно, аргументированно высказывать свои идеи. А что нового вы хотите узнать во время проведения мастер-класса?

Сегодня я хотела бы вам представить краткую информацию о том:

  1. что представляют собой кейс-технология или кейс-метод;
  2. разновидности кейс-технологий, отражающие разные цели и задачи образовательного процесса;
  3. специфику разработки кейсов для обучения алгебры и геометрии в старших классах;
  4. какова продуктивность кейс-технологии при подготовке к ОГЭ и

ЕГЭ.

2 этап – практико-деятельностный.
  1. Вначале мне бы хотелось выяснить методом Мозгового штурма,

что вы знаете или слушали о кейс-технологии или кейс-методе. Я буду записывать все ваши мысли, они все для меня значимы. Затем на основании ваших предположений проведу Категориальный обзор и определю ведущие концепции.

Итак, подвожу итог мозгового штурма:

  1. Кейс-технология представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, то есть, включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
  2. Кейс-технология характеризуется как метод коллективного обучения, где ведущими составляющими служат работа в группах и взаимный обмен информацией.
  3. Кейс-технология в образовательном процессе является интегрированной, поскольку включает элементы развивающего обучения, индивидуального, группового и коллективного развития, направленных на развитие востребованных временем личностных качеств школьников.
  4. Кейс-технология выступает в качестве специфической разновидности проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности учащихся, а кейс-метод направлен на формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, в котором находятся логико-математические задания и источник информации для осознания вариантов эффективных действий.
  5. Кейс-технология  содержит  в  себе  основные  идеи  технологии

«создания успеха». Благодаря кейсовым заданиям возрастает активность школьников, что стимулирует их успех, и приводит к результативности знаний по математике.

  1. Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, так как они активизируют взаимодействие между учащимися и педагогом.

Таким образом, в совместном обсуждении мы ответили с вами на вопрос, что такое кейс-технология. Хотелось бы добавить только о понятии

«кейс» (это наглядно видно на слайдах) – использую материал презентации.

Кейс (от английского case) – многозначное понятие, которое трактуется как случай, казус, следовательно, метод кейсов (кейс-технологии) является методом, предполагающим рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций.

Кейс – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая».

  1. Рассмотрим классификацию и особенности кейс-технологий,которые зависят от конкретного материала и класса, от целей и задач обучения.
  • Метод        ситуационного        анализа        или        метод        анализа        конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения.
  • Метод инцидента включает поиск информации обучающимися, ее сбор, анализ, систематизация.
  • Метод ситуационно-ролевых игр: инсценировка различных ситуаций, оценка поведения и поступков членов группы.
  • Метод разбора деловой корреспонденции (сообщений) представляет работу с документами, инструкциями, техническими заданиями, которые могут быть взяты из экономических ситуаций людей.
  • Игровое проектирование или ролевое проектирование создаются условия для создания мини-проектов по определенной теме с использованием теоретического и практического материала.
  • Метод дискуссии предполагает обмен аргументами, доводами, мнениями о спорной жизненной ситуации или неоднозначному решению логико-математической задачи.

Существует и другая классификация кейсов – по содержанию и организации представленного в них материала. Они представлены на слайдах: это кейсы:

  • обучающие анализу и оценке реальной ситуации;
  • обучающие решениюпроблем и принятию решений;
  • иллюстрирующие проблему и её решение.
  1. Рассмотрим специфику разработки кейсов по алгебре и геометрии в старших классах.
  • Материал кейса по математике может иметь несколько форматов:
  1. Учитель – ученик: «Перекрестный допрос». Дискуссия между преподавателем и учениками. Мнение каждого школьника, его позиция или рекомендация рассматривается посредством ряда вопросов.
  2. Учитель – ученик: «Адвокат». Чаще всего это дискуссия между учителем и школьниками после презентации решения практической задачи. Ученики занимают позицию адвоката, располагая в логической последовательности факты, концептуальную или теоретическую информацию, личный опыт.
  3. Учитель-ученик: «Гипотетический формат» Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель излагает гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции по исследуемой проблеме.
  4. Учащийся- учащийся: конфронтация или кооперация В данном формате дискуссия ведется между учащимися, а преподаватель наблюдает и делает для себя выводы. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Дух кооперации и позитивной конфронтации позволяет школьникам научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).
  5. Учащийся- учащийся: «Играть роль». Учитель просит школьников принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.
  6. Учитель- класс: «Безмолвный формат».Учитель направляетвопрос одному ученику, а потом и всему классу (так как он не смог ответить).
  • Этапы создания кейса (специфика):
  • выделить цель создания кейса, разработать вопросы, задания, которые позволят участником образовательного процесса освоить новые, закрепить известные вида деятельности;
  • проанализировать выбранные ситуации с основной целью работы с информацией;
  • провести        поиск        источников        информации        (интернет        ресурсы, библиотечные каталоги, статистические сводки);
  • оформить        материал        в        виде        макета,        компоновки        материала, определение формы и вида представления результатов работы.
  • оформить        кейс        в        соответствии        поставленной        цели        урока        и задуманного вида представления;
  • подготовка методических рекомендаций по использованию.
  • Работа учащихся с кейсом
  1. этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
  2. этап — выделение        основной проблемы(проблем),
  3. этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
  4. этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
  5. этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
  1. Кейс-технология в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Метод кейса эффективно использовать при подготовке учащихся к итоговому экзамену – к ОГЭ И ЕГЭ, поскольку имеет широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании кейс-технологии, можно разделить на две группы – учебные

результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

Результативность данной технологии связана с главными факторами – с его образовательной открытостью и одновременно с замкнутостью. Грамотно подготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая учащихся к реальным фактам, позволяет на практике смоделировать варианты решения проблемы.

Таким образом:

  1. Необходимо выбрать оптимальный объем кейс-текста. Для учащихся 5-7 классов – не более 0,5 - 1 страницы.

Для учащихся старших классов вполне доступна работа с кейсами до 3- 7 страниц текста, содержащими от 2 до 5 смысловых проблемных ситуаций.

Большие кейсы вызывают у школьников трудности, и они теряют интерес к математике.

  1. В состав кейса можно включить небольшой вводный или дополняющий комментарий учителя.
  2. Правильное использование «кейс-метода» на уроках математики способствует: формированию прочных предметных знаний, умений и навыков; развитию метапредметных умений и личностных качеств обучающихся и активизации их учебно-познавательной деятельности

3 этап – рефлексия. Давайте подведем итоги: «Чему мы с вами сегодня научились?» Для этого используем графический метод «Т-схему»- заполним её вместе. Вначале определим с вами преимущества кейс- технологии. Теперь разберем трудности использования данной технологии в образовательном процессе не только на уроках математики, но и при преподавании других предметов. Благодарю вас за сотрудничество и понимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование презентаций PowerPoint на уроках математики при построении графиков функции». Авторы: Бурганиева А.Р., Бурганиев Р.Г

Использование ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.   С помощью п...

Мастер - класс "Применение электронных таблиц на уроках математики"

В данной работе приведены примеры решения математических задач:Построение графиков функций.Решение систем уравнений.Нахождение точек пересечения графиков некоторых функций.Нахождение точек пересечения...

Мастер - класс "Применение интеллект - карт на уроках математики"

Масстер - класс знакомит с понятием "Интеллект - карт", с ее приемуществами над другими видами запоминания информации. Также в масстер - классе показаны приемы создания интеллект - карт, и примеры для...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Конспект мастер-класса "Использование кейс-технологий на уроках технологии"

Ролевая игра на уроках технологии с использованием кейс-технологий....

мастер- класс "Применение кейс-технологий на уроках обществознания как средство реализации ФГОС"

Мастер-класс "Применение кейс-технологий   на уроках обществознания как средство реализации ФГОС " посвящен вопросам практического использования иновационной технологии - кейс-технологии в учебно...

Мастер-класс "Использование кейс-технологий на уроках биологии"

В данной работе я рассказываю об использовании такой технологии,как кейсы.Кейс-методика позволит учителям активно работать и реализовать ФГОС....