Развитие креативного мышления на уроках математики
статья по математике (5 класс)
В статье рассматривается вопрос гармоничного развития школьников как основы личностного формирования. Он зависит от многих аспектов, одним из которых является креативное мышление, при помощи которого ребенок учится мыслить нестандартно, находить новые решения задач в разных областях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКЕ
Развитие креативного мышления предполагает процесс формирования конкретного субъективного отношения человека к реальности. В процессе развития креативного мышления вырабатывается личностная ориентация творческих ценностей. В одно и тоже время в процессе креативного развития складывается и развивается способность человека к творческому восприятию и переживанию, его творческий вкус и нормы, способность к творчеству по законам прекрасного, к формированию творческих ценностей (в сфере трудовой работы, в обстановке, в действиях и поведении).
Творческий вкус – это одна из составляющих креативного мышления. В соответствии с определением Канта, вкус есть «способность судить о прекрасном»; он, по выражению отечественного философа В. Бычкова «органически присущ человеческой природе, как единственно позволяющий способ актуализировать гармонию человека с окружающим миром».
В математике выделяют следующие структурные аспекты развития креативного мышления.
- Креативное восприятие выступает целостным действием креативных предпочтений личности, ее качеств и свойств. В основе этого восприятия лежит эмоциональная реакция, вследствие чего наблюдается формирование креативного действия.
- Креативное понимание считается одной из форм социального сознания, отражающей эмоционально-чувственное и интеллектуальное отношение личности к находящейся вокруг реальности, ее желание к совершенству и гармонии.
- Творческий вкус – это личностная способность по степени удовлетворения или наоборот / нравится – не нравится дифференцированно улавливать и расценивать разные креативные объекты, отличать красивое от некрасивого в реальности.
- Креативные чувства вызываются внешними показателями воспринимаемых объектов. В основе креативных эмоций лежит присущая личностям, отличительная потребность в творческих переживаниях.
- Творческая потребность дает личностную заинтересованность в творческих ценностях, начальный момент присутствия и освоения креативного человеком в различных формах работы. Творческая потребность относится к уровню духовных необходимостей, хотя генезис ее восходит к материальной сфере жизнедеятельности.
- Креативная оценка подразумевает понимание значения некоторого объекта, осознаваемый итог креативного восприятия. Творческая оценка считается заключительным звеном, результатом креативного восприятия.
Период младшего школьного возраста характеризуется формированием новых психологических функций, изменением мировоззрения, развития процесса управления собственным поведением, активным развитием в социуме, установлению отношений с окружающими и другими детьми. Младшие школьники начинают самостоятельно определять и осознавать собственное поведение, выстраивать взаимоотношения с окружающим миром.
Правильное физическое и психологическое развитие детей в дальнейшем определяет их физическое здоровье, активность, психологическую устойчивость и дальнейшее формирование личности. Поэтому на данном этапе важно привить детям правильные навыки, максимально сократить неблагоприятные факторы, создать благоприятную и гармоничную обстановку. Данный период является одним из самых сложных этапов в жизни детей.
Особые требования существуют к предметно развивающей среде, где происходит обучение младших школьников. Она должна быть адаптирована для реализации образовательной программы при помощи материалов, оборудования и инструментария, необходимого для развития детей. Математика является одной из ведущих дисциплин в процессе образования. Ее начинают изучать с первых дней в школе, с годами данный предмет усложняется. Поэтому очень важно на самых начальных этапах изучения математики сформировать у детей интерес к предмету, показать нестандартные приемы к решению обычных задач. Для реализации этого процесса отлично подходит креативный подход, достижимый при помощи развития креативного мышления школьников.
Далее рассмотрим ведущие принципы, которые могут быть применимы при развитии креативного мышления школьников на уроках математики:
− переход от простых занятий к сложным;
− использование принципа наглядности, который выражается в том, что у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или же представление;
− использование принципа индивидуализации, который обеспечивает вовлечение каждого ребенка в обучающий процесс.
В процессе развития креативного мышления школьников на уроках математики помимо игровых могут быть использованы следующие методы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические.
Применяемые методы позволяют:
− ощутить многообразие и вызвать интерес к математическим и логическим упражнениям;
− сформировать правильное и качественное отношение к математическим и логическим упражнениям;
− содействовать более эффективному восприятию математики при помощи креативных приемов.
По структуре занятие может состоять из: организационного момента; вводной беседы; основной части; динамической паузы и заключительной беседы.
Таким образом, развитие креативного мышления представляет из себя целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее креативного развития, то есть формирования творческой и креативной активности, применимой в различных процессах и ситуациях.
На основании проведенного анализа установлено, что процесс креативного развития младших школьников позволяет сформировать у детей интерес к предмету, показать нестандартные приемы к решению обычных задач. Развитие креативного мышления тесно связано с другими видами: умственным, нравственным, творческим.
В младшем школьном возрасте ребенок избирателен в выборе креативного, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, создает креативное, чтобы удивить окружающих умением видеть окружающий мир.
Для реализации этого процесса отлично подходит креативный подход, достижимый при помощи развития креативного мышления школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Креативное мышление на уроках математики" лекция для педсовета или МО
Материал для выступления на педсовете или МО по теме "Креативное мышление на уроках математики"...

"Развитие креативного мышления на уроках математики"
Данную презентацию можно использовать как шаблон при защите категории....

Развитие креативного мышления на уроках физики
Статья о развитии нестандартного мышления на уроках физики....

Презентация "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках"
Презентация предназначена для учителей истории и обществознания, знакомит с особенностями использования творческих заданий на уроках истории и обществознания для развития креативного мышления и творче...

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии
Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....

Развитие креативного мышления на уроках математики
Как изменить содержание математического образования в 5 -6 классах для достижения образовательного результата креативного мышления...

