Открытый урок "Путешествие в математический космос"
план-конспект урока по математике (5 класс)

План урока и презентация к открытому уроку в рамках образовательного проекта "Менторское сопровождение в РСО-Алания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok2.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА №44 ИМ.В.КУДЗОЕВА Г.ВЛАДИКАВКАЗА

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Открытый урок математики

5 «А» класс.

«Путешествие в математический космос»

Учитель математики: Лазарова А.А.

Тема: Действие деления. Урок усвоения новых знаний.

Основная дидактическая цель урока: актуализировать знания учащихся о действии деления, повторить алгоритм письменного деления, работать над текстовыми задачами.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь выделять и осознавать то, что же усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения, оценивать результат своей работы на уроке, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные: уметь выполнять работу в парах, взаимопроверку; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь ориентироваться в информационном материале учебника, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, стремиться к расширению своей познавательной сферы.

Личностные: иметь представление о нормах поведения; проявлять интерес к учебному материалу; соблюдать организованность и дисциплинированность на уроке.

Формы и методы:

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, игровой.

Оборудование:

  1. Математика. 5 класс. Учебник. В 2-х частях - Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др., ЧАСТЬ 1, 2024.
  2. Поурочные разработки по математике. 5 класс: пособие для учителя / И.А. Чердаклиева. – 2-е изд., Москва : ВАКО, 2024.

3. ученическая тетрадь;

4. карточки с заданиями;

#1084;ультимедийный проектор, экран;

6. компьютер;

7. смайлики.

8. леденцы

Ход урока:

СЛАЙД 1

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Итак, посмотрите на экран, куда будет наше путешествие? (в космос).

Но так как мы на уроке математики, то оно будет каким? (математическим)

УЧИТЕЛЬ: Начнем урок с минуты настроения: если у вас хорошее настроение, то поднимите веселого космонавта, а если грустное, то поднимите грустного. (Ответы детей)

- Спасибо. Надеюсь, что к концу нашего урока у всех будет хорошее настроение. Тем более, что мы отправляемся в путешествие».

Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. И эта мечта осуществилась … (ДЕТИ: 12 апреля 1961 года)

СЛАЙД 2


- Как звали космонавта, который на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих поколений, полетел в космос? … (
ДЕТИ: Юрий Алексеевич Гагарин- первый космонавт, Константин Эдуардович Циолковскийпервый человек, который предположил возможность полетов в космос, Сергей Павлович Королев – конструктор ракет-носителей и космических кораблей).

СЛАЙД 3

УЧИТЕЛЬ: Мы отправимся не просто в космос, мы многое узнаем, сделаем открытие, а наши знания, которые мы приобрели на уроках, помогут нам в этом.

-А кто скажет: на какой планете мы с вами живём?

-Сколько планет в Солнечной системе? (9)

- Кто сможет их назвать? Меркурий. Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон.

-А чем отличается наша планета от других планет? Молодцы!

- А на чём же путешествовать мы будем?

- Итак, у нас сегодня с планеты Земля будут стартовать три ракеты.

- Я хочу представить наши дружные экипажи:

1 экипаж – «Испытатели»

2 экипаж – «Астрономы»

3 экипаж – «Искатели»

- Выберите командиров своих экипажей, которые будут следить за работой экипажа и помогать в работе команды.

-Участники полёта пройдут сложные испытания и покажут свою готовность №1.

- Итак, сегодня мы будем не учениками, а исследователями космического пространства.
- А чтобы полёт прошёл удачно, давайте вспомним, чем мы занимаемся на уроках математики.
(ДЕТИ: «Решаем, считаем, пишем, думаем»)

- А как вы думаете, что мы будем делать сегодня?

- И за своё трудолюбие вы будете получать награды-звёздочки.

2. Самоопределение к деятельности

УЧИТЕЛЬ: Открытие космической эры и начало освоения космического пространства - самое выдающееся достижение человечества XX века. Причастность к зарождению и развитию космонавтики - большая заслуга перед историей, и мы можем гордиться, что Россия внесла основной вклад в это достижение, открыв человечеству путь в космос и теоретически, и практически.

Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли? (Дети: 1 час 48 минут)

СЛАЙД 4

#1040;ктуализация знаний.

- У нас на пути метеоритный дождь «Разгадай-ка»:

СЛАЙД 5

4. Сообщение темы и целей урока:

УЧИТЕЛЬ: Итак, мы путешествуем по космическим просторам, изучая ДЕЙСТВИЕ ДЕЛЕНИЯ.

И чтобы полет прошел удачно, необходимо быть:

-внимательными;

-точно и правильно выполнять задания, применяя изученные на основе знания таблицы умножения и состава числа;

-не допускать ошибок, иначе ракета может потерпеть аварию

- Мы сели в свои ракеты и отправляемся в полёт.

- Внимание! Объявляется предстартовая готовность. До старта ракеты осталось несколько секунд.

- Даю обратный отсчёт: 20… (1ряд считает до 13, второй ряд –до 7, 3 ряд – до 0)

- Молодцы, каждый экипаж получает звезду на борт своей ракеты.

СЛАЙД 6

5. Работа по теме урока

УЧИТЕЛЬ: - А теперь откроем наши бортовые журналы (тетради). Ведь именно так называют тетради у космонавтов.

-Запишите дату нашего космического путешествия.

- Классная работа.

- Каждый космонавт должен красиво писать в тетради.

- На какие оценки должен учиться будущий космонавт? (на 5)

- Правильно, мы тоже будем сегодня зарабатывать пятёрки-звёзды!
Ответьте на вопросы, что такое деление? Что нужно сделать чтобы найти неизвестный множитель? Делимое? Делитель?

УЧИТЕЛЬ: У меня возникла проблема. У меня имеется 120 книг. Я хочу купить новый книжный шкаф. Но шкафы бывают разные, с разным количеством полок. Пусть в шкафу, который я хочу купить х полок. Я поставлю на каждую полку по 15 книг. Составьте уравнение к задаче.

ДЕТИ: Составляют уравнение 15∙х=120.

УЧИТЕЛЬ: А если я хочу поставить на каждую полку по 20 книг?

ДЕТИ: Составляют уравнение 20∙х=120

УЧИТЕЛЬ: Чтобы решить такие уравнения необходимо найти неизвестный множитель,

т. е. выполнить действие обратное умножению. Как называется это действие?

УЧИТЕЛЬ: Деление.

СЛАЙД 7

УЧИТЕЛЬ: -Летим дальше. На пути у нас созвездия.

- Посмотрите на наше «звездное небо».

Справка из истории созвездий:

- Наблюдая за звездами, люди наиболее яркие и заметные группы звезд объединяли в созвездия и придумывали им названия

-Назовите, какие созвездия вам известны.

На сегодняшний день насчитывается 88 созвездий. Многие из них весьма примечательны, перечислим их: Большая Медведица, Малая Медведица, Дракон, Цефей, Волопас, Северный Венец, Человек на коленях (Геркулес), Лира (или Падающий Ястреб), Птицы (или Лебедь), Кассиопея, Персей, Змея, Стрела, Орел, Дельфин, Малый Конь (Пегас), Андромеда, Голова Коня, Северный Треугольник…

СЛАЙД 8

1 человек у доски. Групповая работа

Разберем задачу , стр. 88

Решение задачи.

СЛАЙД 9

УЧИТЕЛЬ: Двигаемся дальше. На пути у нас планета «Решай-ка»

- Решаете каждый сам, НО, если требуется помощь, члены экипажа могут помочь.

- Командиры экипажей проведите проверку и доложите о готовности (смотрят, все ли дети в экипаже сделали примеры и поднимают зелёный смайлик)

2 человека у доски.

СЛАЙД 10

- Проверяем. (УЧИТЕЛЬ РАЗДАЁТ ЗВЁЗДЫ: за правильные примеры – 2 звезды, с ошибками – 1 звезда)

(При проверке на слайде по щелчку появляются значения данных выражений)

СЛАЙД 11

6. Физкультминутка.

-Ребята, все космонавты занимаются спортом, даже на борту космического корабля.

- Сделаем и мы физкультминутку.

УЧИТЕЛЬ:

Раз, два, - стоит ракета (Руки вверх, ладони образуют «купол» ракеты)
Три, четыре- самолет
. (Руки в стороны)
Раз, два- (хлопок в ладоши)
И потом на каждый счет.
(Руки на пояс)
Раз, два, три, четыре
- (Наклоны туловища)
Головы выше, плечи шире и на месте походили.

Тихо сели на места!

СЛАЙД 12

7. Закрепление знаний.

- Мы путешествуем дальше и останавливаемся на планете «Закрепляй-ка»

- В космосе ставят опыты, ведут исследования.
- Сейчас вам предстоит «исследовать» выражения.

- Вы будете работать парами.

- На этой планете нам предстоит выход в открытый космос. Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работы. А вы на уроке математики должны учиться решать задачи.

Задача 1: Ракета за 12 с пролетает 72 км. Сколько км она пролетит за 1 секунду? (6 км)

Задача 2: На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 3 кг? (18 кг)

Задача 3: Корабль “Союз-9” был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?

(432 часа)

СЛАЙД 13

Работа со слабыми учениками: (Карточки)

СЛАЙД 14

Задача 1. В 1984 году был осуществлён первый выход в открытый космос женщины-космонавта Светланы Евгеньевны Савицкой. Сколько лет прошло от полёта Савицкой до сегодняшнего времени? (40 лет)

Задача 2. В отряде космонавтов было 94 мужчины, а женщин на 66 меньше. Сколько всего людей в отряде? (122 человека)

Задача 3: Температура Солнца очень высокая. Снаружи 3000 градусов, а внутри в 5 раз больше. Какова температура Солнца внутри? (15000 градусов)


Проверка решения на слайде. ВРУЧЕНИЕ ЗВЁЗД

- Проверим наше задание.

- У кого без ошибок – примите звёздочку.

Капитаны считают общее количество.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

№ ; ; ; правила стр.87

СЛАЙД 15

Мы благополучно завершаем наш полет.

Учитель: Завершаем наш полёт.

Наступает миг – пора!

Наконец-то детвора

Из полёта возвратилась

И на Землю приземлилась!

СЛАЙД 16

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Понравилось вам путешествие?

- Вспомните, какие трудности (задания) вам пришлось преодолевать?

- Достигли ли мы цели, которые ставили в начале нашего путешествия? Что мы изучали сегодня на уроке?

ДЕТИ: Решение задач. Узнали много нового о космосе и звёздах.

Рефлексия.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. У вас у каждого есть космонавты-помощники.

- Если вам на уроке всё понравилось, и не было трудностей — поднимите веселого космонавта.

- Если были трудности, и вам грустно из-за этого – поднимите грустного и я подумаю, чем вам помочь на следующем уроке.

СЛАЙД 17

10. Заключительное слово учителя.

Ребята! Математика всегда помогала развитию других наук, и сама развивалась под их воздействием. В астрономии математика помогла сделать многие открытия. Новые алгоритмы, разработанные математиками, переходили на службу астрономам. Запуски искусственных спутников Земли, полеты космических кораблей — все это требует громадных расчетов.

А для этого надо хорошо учиться и помнить, что наша родная планета - Земля, которая всегда будет нас звать к себе, будет надеяться на вас и гордиться вами.

- Я благодарю вас за урок и награждаю «космическими» конфетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия кружка "Математическое ассорти"

Занятие  предусматривает подготовку учащихся к ГИА. Также в занятие включены логические задачи, задачи-шутки и задачи, взятые из сборника по подготовке к ГИА для 9 класса....

Линейка,посвященная открытию недели естественно-математического цикла

Я являюсь руководителем Методического объединения естественно-математического цикла и предлагаю материал  к проведению линейки...

Открытое занятие на тему "Космос"

План занятия:1. Ознакомительная беседа о космосе с иллюстрациями.2.Сюрприз с появлением большой ракеты и напоминанием про первый полет.3.Загадки на тему космоса.4. Изготовления детьми своих ракет с по...

Положение об открытой интерактивной выставке-конкурсе «Космос как предчувствие»

Выставка посвящена 50-литию первого полёта человека в космос....

Открытый урок "Математика и космос"

Конспект занятия по математике в 7 класса. Можно использовать во внеурочной деятельности...

Открытое занятие «Путешествие в космос»!

Открытое занятие посвященное Дню космонавтики для детей старшего и подготовительного возраста....

«Территория открытий – мы ближе к космосу» - интегрированное мероприятие по физике, информатике, технологии для уч-ся 5-9 классов, посвященное Дню космонавтики.

Космическая тема очень нравится детям. Многое можно рассмотреть на подобном уроке, когда имеется богатая информация о Вселенной и о планетах нашей солнечной системы. Многие космонавты побывали в космо...