Применение активных методов обучения на уроках математики в 5-6 классах
статья по математике (5, 6 класс)

Маслова Людмила Георгиевна

В статье рассматриваются активные методы и формы работы на уроках математики. Приводятся конкретные примеры из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение активных методов обучения на уроках математики

в 5-6 классах

Активное обучение приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых, игровых методов работы с информацией. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, усиливает мотивацию учения и развивает их творческие способности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы  их к самостоятельному приобретению знаний.

Интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Внедрение в образование новых педагогических технологий позволяет поднять обучение школьников на более высокий уровень.

К инновационным технологиям можно отнести технологию развивающего обучения, проектную технологию, научно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированный подход, ИКТ – технологии, мониторинг и др.

Цель учителя -  применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. 

Проанализировав различные подходы к определению понятия, сделала выводы, что активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, в котором ученик сам является активным участником процесса, а не пассивным объектом. Данные методы позволяют сформировать умения самостоятельной работы; обеспечить развитие и саморазвитие личности; мотивировать учеников, применяя практико-ориентированные задачи; создавать условия обучения максимально приближенные к профессиональным; повысить качество приобретаемых знаний; создавать творческий характер деятельности.

Современная педагогика отмечает эффективность применения игровых технологий обучения. Игру можно использовать на различных этапах и типах уроков. Игра позволяет развивать быстроту реакции, внимательность, четкость, и позволяет направить мотивационный потенциал игры на освоение школьной программы.

На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, активную мыслительную деятельность учащихся.

 На этапе постановки цели и задач урока, мотивации учебной деятельности можно применить  метод «Узнай меня». Раздаю картинки детям. Ученики должны перечислить характерные признаки предмета на картинке. Цель метода: за короткий промежуток времени повысить познавательную активность учащихся.

На этапе актуализации знаний использую методы, которые стимулируют обучающихся на повышение познавательной деятельности, заставляют вспомнить материал необходимый для изучения нового материала.

Например, метод «Парный выход»: учащиеся по очереди задают вопросы по пройденной теме и выступают в роли отвечающего и задающего вопросы. Главное условие метода: вопросы не должны повторяться.

На этапе объяснения нового материала  использую методы, позволяющие удерживать внимание и интерес учащихся.

Например, используем кейс-метод при изучении темы «Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников». Задача: родители Феди решили сделать ремонт в его комнате. Они хотят обклеить её новыми обоями. Размеры комнаты 3 м на 4м, высота потолков два с половиной метра. Сколько рулонов обоев им надо купить, если ширина их 50 см, а длина одного рулона 10 м. И в комнате мальчика есть дверь размерами 1 м на 2 м. и окно размерами 2 м на 1 м 50 см. Мама с папой попросили мальчика самого найти ответ на этот вопрос. Сможете ли вы помочь Феде?

Также использую  активные методы обучения с применением ИКТ. Цифровая среда позволяет применять электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на любом этапе урока и расширяет возможности активных методов обучения.

Пример, урок на тему «Точка, прямая, отрезок, луч. Ломаная» на этапе применения изученного материала  предлагается учащимся поработать в парах при выполнении заданий, используя метод « Текст с пропусками» с помощью Библиотеки цифрового образовательного контента 

Метод «Математический диктант» применяю на уроке «Измерение углов» с целью проверки знаний.

При дистанционной форме обучения и использовании электронной версии учебника на уроке по теме «Измерение углов» учащиеся применяют онлайн-транспортир для измерения углов. Используя данное приложение, школьник приобретает опыт самостоятельной работы, но если он оставлен наедине с заданием, то это не принесет ему никакой пользы. Роль учителя помогать ученику и научить его самостоятельно выполнять измерения. Демонстрируя экран, школьник выполняет измерения, а учитель контролирует и поправляет обучающегося.

Таким образом, учитель, применяющий на своих уроках активные методы обучения, действительно увлекает обучающихся в удивительный мир математики. Стимулирует своих учеников изучать интересные факты не только по содержанию предмета «Математика», но и по истории математики. При изучении математики в 5–6 классах нужно применять учебные игровые методы как наиболее эффективные для данной возрастной группы.

Чтобы обучение стало интересным, нужно проводить нестандартные уроки. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая наполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на уроках обществознания.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...

Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».

сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...

Применение активных методов обучения на уроках математики.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....

Из опыта работы. Применение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе.

Из опыта работыПрименение активных методов обучения на уроках        математики в 5 классе.  «Скажи  мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Позволь м...

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем ...

Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»

Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмет...