Рабочая программа предметного курса Специальная математика. 5б класс. 2025-2026. Бурмистровой Е.Ю.
рабочая программа по математике (5 класс)
Рабочая программа предметного курса Специальная математика. 5б класс. 2025-2026. Бурмистровой Е.Ю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287 с изменениями от 22.01.2024);
2. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Абатская СОШ № 1, протокол педагогического совета от 30.08.2023 г. № 18, с изм. от 23.05.2025;
3. Учебного плана МАОУ Абатская СОШ № 1 на 2025 – 2026 учебный год.
Актуальность введения предметного курса по математике в школьную программу:
- предметный курс позволяет планомерно вести дополнительную деятельность по предмету;
- позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
- различные формы проведения предметного курса, способствуют повышению интереса к предмету;
- рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся;
- создаются условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи «потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая работа, особенно на предметном курсе, помогают решить задачи:
- Привитие интереса к математическим знаниям;
- Развитие математического кругозора;
- Привитие навыков самостоятельной работы;
- Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
- Показать связь математики с жизнью.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в средне специальных учебных заведениях.
Основные цели и задачи реализации содержания курса:
Цели:
- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений;
- развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи, задачи на формирование функциональной грамотности;
- углубление и расширение знаний учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся навык решения базовых и нестандартных задач, в т.ч. функциональной математической грамотности;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению аттестации, ВПР;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет ресурсами;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
- Арифметические операции с целыми числами. Порядок действий;
- Извлечение, анализ, оценка и преобразование информации, представленной в виде таблиц, столбчатых диаграмм;
- Периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, оставленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображенных на клетчатой бумаге;
- Соотнесение точки на координатной прямой с соответствующим ей числом и изображение натуральных чисел точками на координатной прямой;
- Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость;
- Обыкновенные дроби. Арифметические операции с дробными числами;
- Десятичные дроби. Арифметические операции с дробными числами;
- Нахождение части числа и числа по его части;
- Вычисление объема куба, параллелепипеда по заданным измерениям;
- Решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов;
- Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб;
- Решение задач функциональной математической грамотности;
- Решение задач разных типов;
- Решение вариантов ВПР.
С учетом рабочей программы воспитания предусмотрено:
- установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;
- включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся;
- демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих задач для решения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД
1.1 Базовые логические действия
1.1.1 Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)
1.1.2 Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
1.1.3 С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи
1.1.4 Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов
1.1.5 Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы о взаимосвязях
1.1.6 Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев)
1.2 Базовые исследовательские действия
1.2.1 Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой
1.2.2 Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования (эксперимента)
1.2.3 Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений
1.2.4 Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
1.2.5 Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниями ситуации, объекта; самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других; аргументировать свою позицию, мнение
1.3 Работа с информацией
1.3.1 Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
1.3.2 Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать нформацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
1.3.3 Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
1.3.4 Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
1.3.5 Эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2 Коммуникативные УУД
2.1 Общение
2.1.1 Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; 2.1.2 В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
2.1.3 Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2.1.4 Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.
2.2 Совместная деятельность
2.2.1 Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой
3 Регулятивные УУД
3.1 Самоорганизация
3.1.1 Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
3.1.2 Ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
3.2 Самоконтроль
3.2.1 Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
3.2.2 Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
3.2.3 Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3.3 Эмоциональный интеллект
3.3.1 Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.
3.4 Принятие себя и других
3.4.1 Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 Числа и вычисления
1.1 Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
1.2 Сравнивать и упорядочивать натуральные числа; сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби;
1.3 Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой;
1.4 Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях;
1.5 Выполнять проверку, прикидку результата вычислений;
1.6 Округлять натуральные числа.
2 Решение текстовых задач
2.1 Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов;
2.2 Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость;
2.3 Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач;
2.4 Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы, расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие;
2.5 Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме; интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.
3 Наглядная геометрия
3.1 Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг;
3.2 Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур;
3.3 Использовать терминологию, связанную: с углами – вершина, сторона; многоугольниками – угол, вершина, сторона, диагональ; окружностью – радиус, диаметр, центр;
3.4 Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки;
3.5 Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины, строить окружность заданного радиуса;
3.6 Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра
3.7 Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображенных на клетчатой бумаге;
3.8 Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие;
3.9 Распознавать параллелепипед, куб; использовать терминологию: вершина, ребро, грань, измерения; находить измерения параллелепипеда, куба;
3.10 Вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; пользоваться единицами измерения объема;
3.11 Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ, И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР ИЛИ ЦОР, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
№п/п | Тема урока | Количест- во часов, отводимых на освоение темы | Электронные учебно-методические материалы | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Арифметические операции с целыми числами. Порядок действий | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce Банк заданий Института стратегии развития образования: https://web.archive.org/web/20231209080439/http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ | |||
Извлечение, анализ, оценка и преобразование информации, представленной в виде таблиц, столбчатых диаграмм. Решение задач функциональной математической грамотности | 2 | ||||
Периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, оставленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображенных на клетчатой бумаге | 2 | ||||
Соотнесение точки на координатной прямой с соответствующим ей числом и изображение натуральных чисел точками на координатной прямой | 2 | ||||
Решение задач функциональной математической грамотности | 2 | ||||
Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость | 2 | ||||
Обыкновенные дроби. Арифметические операции с дробными числами | 2 | ||||
Десятичные дроби. Арифметические операции с дробными числами | 2 | ||||
Нахождение части числа и числа по его части. Решение задач функциональной математической грамотности | 2 | ||||
Вычисление объема куба, параллелепипеда по заданным измерениям | 2 | ||||
Решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов | 2 | ||||
Решение заданий на прямоугольный параллелепипед, куб | 2 | ||||
Решение задач функциональной математической грамотности | 2 | ||||
Решение вариантов ВПР | 4 | ||||
Решение задач разных типов | 4 | ||||
ИТОГО | 34 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ" 5 КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД, БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ" 5 КЛАСС (2018-2019 УЧ. ГОД)...

Рабочая программа предметного курса по математике, 10 класс, 2017-2018 уч.год
Рабочая программа предметного курса по математике, 10 класс, 2017-2018 уч.год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТНОМУ КУРСУ "СПЕЦИАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" 6А КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТНОМУ КУРСУ "СПЕЦИАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" 6А КЛАСС...
Рабочая программа по английскому языку 9Б,Г классы 2025-2026 уч.год
Рабочая программа...

Рабочая программа по геометрии (базовый уровень). 10 класс. 2025-2026. Бурмистровой Е.Ю.
Рабочая программа по геометрии (базовый уровень). 10 класс. 2025-2026. Бурмистровой Е.Ю....

Рабочая программа по английскому языку 2-4 классы 2025-2026 уч.г.
Рабочая программа по английскому языку 2-4 классы 2025-2026 уч.г....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс 2025-2026
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс 2025-2026 учебный год...

