Развитие критического мышления на уроках математики в основной школе
статья по математике (5, 6 класс)

Козлова Ольга Александровна

В методической статье представлены эффективные приёмы и методы развития критического мышления у учащихся основной школы на уроках математики. Описаны способы вовлечения школьников в самостоятельный анализ задач, формулирование выводов и развитие навыков рассуждения. Материал будет полезен учителям, стремящимся сделать изучение математики более осмысленным и мотивирующим для учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления на уроках математики в основной школе


Введение

В современном образовательном процессе одной из важнейших задач является формирование у учащихся критического мышления. Особенно актуально это на уроках математики, где нередко школьники ограничиваются шаблонным решением типовых задач. Главная цель учителя — научить детей самостоятельно анализировать условия, рассуждать, сравнивать различные подходы и делать обоснованные выводы.


Что такое критическое мышление применительно к математике?

Критическое мышление — это способность:

  • видеть проблему и формулировать её;
  • анализировать условия задачи, выделять существенное и второстепенное;
  • строить гипотезы и проверять их;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • выявлять ошибки в рассуждениях (своих и чужих);
  • переносить знания в новые ситуации;
  • сомневаться, искать альтернативы.

1. Проблемные задачи и открытые вопросы

Методический комментарий:
Проблемное обучение особенно ценно на уроках математики. Опыт показывает: даже сильные ученики часто теряются, сталкиваясь с задачей, не имеющей стандартного решения.

Инструменты:

  • Открытые задачи (с несколькими решениями или без единственно правильного ответа)
  • Вопросы без ответа («Что будет, если…?»)
  • Задачи-парадоксы и задачи на удивление

Примеры:

  1. Задача на анализ условий

Даны два отрезка разной длины. Можно ли разрезать их на части так, чтобы из этих частей сложить квадрат?

Дискуссионные вопросы для класса:

  • Какие свойства должны иметь отрезки?
  • Можно ли найти универсальный способ?
  • Почему это невозможно/возможно?

  1. Задача на рассуждение (6–7 класс):

Найдите все натуральные числа, которые при делении на 3 дают в остатке 2, а при делении на 5 — в остатке 1.

Возможный ход урока:

  • Пусть искомое число x.
  • Запишите условия: x ≡ 2 (mod 3), x ≡ 1 (mod 5)
  • Как искать такие числа? (Пусть x = 3k + 2, далее перебираем значения k и проверяем второе условие.)
  • Придумайте, как найти общий способ для подобных задач.

Рефлексия:

  • Почему не любой остаток совместим?
  • Можно ли обобщить задачу?

2. Анализ ошибок и построение контрпримеров

Методический комментарий:
Умение находить ошибки — один из ключевых навыков критического мышления. Важно не просто указывать на ошибку, а разбирать логическую цепочку, искать, где и почему возник сбой.

Примеры:

  1. «Ошибка в решении»

Рассмотрите решение задачи:
Докажите, что если a > b, то a² > b².
Ученик пишет:
a > b
a² > b²
(пример: 2 > 1
4 > 1 — верно!)

Вопрос учителя:

  • Всегда ли это так?
  • Придумайте контрпример.
  • Почему правило не работает для отрицательных чисел?
  1. «Логическая ловушка»

Ученик утверждает:
«Если сумма двух чисел делится на 3, то оба числа делятся на 3».
Приведите пример, опровергающий это утверждение.


3. Сравнение, группировка, классификация задач

Методический комментарий:
Умение классифицировать задачи по способу решения, находить общие и отличительные черты развивает способность к анализу и синтезу.

Примеры заданий:

  • Классифицируйте задачи на проценты: где требуется найти часть от числа, где — число по его части, где — на сколько процентов увеличилось/уменьшилось.
  • Сравните задачи на движение по реке и задачи на движение по окружности: что общего и в чём различие?

4. Ситуации выбора: «Как бы вы поступили?»

Методический комментарий:
Ставьте учеников перед выбором: несколько путей решения, несколько моделей.

Пример:

Решить уравнение x² – 6x + 8 = 0
Варианты:

  • По теореме Виета
  • Через дискриминант
  • Подбором корней
  • Графически

Вопросы:

  • Какой способ быстрее и надёжнее?
  • В каких случаях какой способ предпочтительнее?

5. Поиск и формулирование вопросов

Методический комментарий:
Учите учеников задавать вопросы к задаче или к условию, не довольствоваться поверхностным прочтением.

Пример:

Задача: Найти все значения параметра a, при которых уравнение a·x² + x + 1 = 0 имеет два различных корня.

Возможные вопросы для обсуждения:

  • Что значит «два различных корня»?
  • Для каких значений a квадратное уравнение?
  • Как изменится ситуация, если a = 0?
  • Как выглядит график соответствующей функции?

6. Математические исследования и проекты

Методический комментарий:
Практика показывает: даже младшие школьники способны к мини-исследованиям, если правильно поставить вопрос.

Пример исследования:

Исследуйте, как изменяется площадь прямоугольника при постоянном периметре.

План работы:

  1. Запишите формулу площади через длину и ширину.
  2. Введите переменную (например, x — длина).
  3. Постройте таблицу значений, найдите максимум.
  4. Сделайте вывод: при каком соотношении сторон площадь максимальна?
  5. Обсудите: а если это не прямоугольник, а параллелограмм?

7. Составление задач

Методический комментарий:
Просите учеников самостоятельно формулировать задачи по изученной теме.

Пример задания:

Придумайте задачу, где встречается пропорция, и напишите условие так, чтобы у неё было два разных решения.

Анализ:

  • Как контролировать количество решений?
  • Как можно переформулировать условие, чтобы задача стала единственной?

8. Дискуссии, дебаты, защита решений

Методический комментарий:
Организуйте обсуждение разных способов решения задачи или разных подходов.

Пример дискуссии:

Дан треугольник со сторонами 3, 4, 5. Как найти его высоты?

  • Одни ученики предлагают использовать формулу площади через полупериметр, другие — через основание и высоту, третьи — через координаты.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой способ универсальнее?
  • Какой проще в вычислениях?
  • В каких случаях какой способ предпочтительнее?

Практические советы из опыта

  • Используйте систематически рефлексию: просите учеников объяснять не только КАК, но и ПОЧЕМУ они так решили.
  • Организуйте разбор не только правильных, но и ошибочных решений.
  • Используйте задания с избыточной или недостаточной информацией — это развивает критичность по отношению к данным.
  • Вводите элементы математических исследований на каждом этапе обучения.
  • Поощряйте самостоятельную постановку вопросов к задачам.
  • Ведите «дневник математических идей»: пусть ученики записывают свои догадки, вопросы, гипотезы.

Заключение

Развитие критического мышления — это не разовые упражнения, а системная работа на каждом уроке. Ваша роль как опытного учителя — не только научить решать задачи, но и показать радость размышления, поиска, сомнения и открытия. Только в таком учебном процессе математика становится настоящей школой мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по теме "Развитие критического мышления на уроках математики"

дается краткая характеристика приемов данной технологии, приводятся примеры из опыта работы по применению технологии критическогомышления на уроках математики...

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории в основной и средней школе. Статья

Рассмотрены особенности применения ТРКМ при изучении истории в разных классах основнойи средней школе....

Презентация "Технология развития критического мышления на уроках английского языка основной школы"

Презентация "Технология развития критического мышления на уроках английского языка основной школы"...

Развитие инженерного мышления на уроках математики в основной школе статья

Уважаемые коллеги, добрый день.Сегодня я хочу поговорить о том, как мы можем развивать инженерное мышление у наших учеников на уроках математики в средней школе.В современном мире технологии и инженер...

Развитие инженерного мышления на уроках математики в основной школе презентация

Уважаемые коллеги, добрый день.Сегодня я хочу поговорить о том, как мы можем развивать инженерное мышление у наших учеников на уроках математики в средней школе.В современном мире технологии и инженер...