РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Основы математической грамотности» 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)
Аннотация
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
« Основы математической грамотности 5 класс»
Рабочая программа составлена в соответствии с:
-Законом РФ « Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12,13,19,28,30,47);
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ( утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1987»;
-Уставом ОУ.
Цель курса:
формирование основ математической грамотности обучающихся.
Задачи курса:
• научиться переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель;
• использовать математические знания при решении практических задач;
• интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций.
Обучающийся получит возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Курс внеурочной деятельности «Основы математической грамотности» предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана.
Курс рассчитан для 5 класса на 35 часов в год (по 1 часу в неделю). Практические работы – 5.
Содержание учебного предмета, курса
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Сравнение чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость. Углы: острый, прямой, тупой, развернутый. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямо- угольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени.
Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Цимлянский район, х.Антонов
(Территориальный, административный округ (город, район, посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
Антоновская основная общеобразовательная школа
Цимлянского района Ростовской области
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Антоновской ООШ
Приказ от г. № 42-од
__________________ В.В.Смаглюк
(подпись)
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Основы математической грамотности»
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Основное общее образование 5 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование – с указанием класса)
Количество часов – 35
Учитель: Семенова Татьяна Геннадьевна
(ФИО)
2025-2026 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Рабочая программа курса для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Курс «Основы математической грамотности» является одним из модулей программы «Развитие функциональной грамотности».
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину».
В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.
Цель курса:
формирование основ математической грамотности обучающихся.
Задачи курса:
• научиться переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель;
• использовать математические знания при решении практических задач;
• интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций.
Формы и виды деятельности:
• экскурсия (виртуальная экскурсия);
• практическая работа;
• игра;
• беседа;
• решение задач;
• мини-проекты;
• групповая и парная работа.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.
Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность.
Программа составлена на основе методических рекомендаций «ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе.
Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп математических заданий:
1. Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни.
2. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни.
3. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
4. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
5. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений
6. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями — работа с математическими объектами.
2. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.
3. Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.
Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.
Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий.
1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
2. Задания, направленные на построение математических суждений
Раздел.3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Основы математической грамотности» предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана.
Курс рассчитан для 5 класса на 35 часов в год (по 1 часу в неделю). Практические работы – 5.
Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение.
Предметные результаты:
• формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления: осознание роли математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной и все- мирной истории математических открытий и их авторов;
• развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;
• овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование понятиями: натуральное число; использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; выполнение округления чисел в соответствии с правилами; сравнение чисел;
• овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений: оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки; выполнение измерения длин, расстояний;
• развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических рас- четах; распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.
Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний пятиклассников. Темы в содержании курса повторяются в течение всего курса в соответствии с тематическим планированием.
Раздел 5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Обучающийся получит возможность :
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Раздел 6. Содержание учебного предмета, курса
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Сравнение чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость. Углы: острый, прямой, тупой, развернутый. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямо- угольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени.
Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Тематический план занятий
№ | Темы | Количество часов | Практические работы | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | |||
1 | Что такое математиче- | 1 | Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Владеть понятием угол. Знать виды углов: острый прямой, тупой, развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать одни единицы измерения объёма через другие. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц. | ||||
ская грамотность в | |||||||
исследовании PISA. | |||||||
Примеры заданий | |||||||
2 | Развлечения. Парк | 2 | |||||
Никольский | |||||||
3 | Туристический поход | 2 | 1 | ||||
4 | Путешествие | 2 | |||||
5 | Точка Роста | 2 | 1 | ||||
6 | Школьный двор. Экс- | 2 | |||||
курсия | |||||||
7 | Школьный двор. Об- | 3 | |||||
работка результатов | |||||||
измерений | |||||||
8 | Благоустройство | 3 | |||||
школьной территории | |||||||
9 | Школьный музей | 2 | 1 | ||||
10 | Футбол. Футбольные | 2 | |||||
мячи | |||||||
11 | Футбол. Экипировка | 2 | 1 | ||||
12 | Школьный стадион | 2 | |||||
13 | Школьная форма | 2 | |||||
14 | Строительство. Бассейн | 2 | |||||
15 | Отдых в Сочи | 2 | 1 | ||||
16 | Новая школа. Школьная библиотека | 1 | |||||
17 | Итоговое занятие | 1 | |||||
Всего | 32 | 5 | |||||
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ______________ Захарова Л.А.
МБОУ Антоновской ООШ подпись
от_________2025 года №___ ___ ________ 2025 года
____________ Божко И.В. дата
подпись руководителя МС Ф.И.О.
Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Читаем, решаем, живём, 5 класс»» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021
2. Примеры заданий по математике. Составители: Ковалева Г.С., к.п.н., Краснянская К.А., к.п.н, Москва, Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2006.
3. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021
4. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».
5. Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».
6. Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс».
7. Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов».
8. Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».
9. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы».
Используемые ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Антоновская основная общеобразовательная школа
Внеурочной по общеинтеллектуальному направлению
«Основы математической грамотности»
Класс 5
Учитель Семенова Т.Г.
Календарное планирование
№ урока | Тема занятия | Ча сы | Виды деятельности | Дата проведения | Дата фактически |
1. | Что такое математическая грамотность в исследовании PISA. Примеры заданий | 1 | Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Владеть понятием угол. Знать виды углов: острый пря- мой, тупой, развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать одни единицы измерения объёма через другие. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц. | ||
2 | Развлечения. Парк Никольский | 2 | |||
3 | Развлечения. Парк Никольский | ||||
4 | Туристический поход | 2 | |||
5 | Практическая работа № 1 «Туристический поход» | ||||
6 | Путешествие | 2 | |||
7 | Путешествие | ||||
8 | Точка Роста | 2 |
| ||
9 | Практическая работа № 2 «Точка Роста» | ||||
10 | Школьный двор. Экскурсия | 2 | |||
11 | Школьный двор. Экскурсия | ||||
12 | Школьный двор. Обработка результатов измерения | 3 | |||
13 | Школьный двор. Обработка результатов измерения | ||||
14 | Школьный двор. Обработка результатов измерения | ||||
15 | Благоустройство школьной территории | 3 | |||
16 | Благоустройство школьной территории | ||||
17 | Благоустройство школьной территории | ||||
18 | Практическая работа № 3 «Школьный музей» | 2 | |||
19 | Футбол. Футбольные мячи | 2 | |||
20 | Футбол. Футбольные мячи | ||||
21 | Футбол. Экипировка | 2 | |||
22 | Практическая работа № 4 «Футбол. Экипировка» | ||||
23 | Школьный стадион. | 2 | |||
24 | Школьный стадион. | ||||
25 | Школьная форма | 2 | |||
26 | Школьная форма | ||||
27 | Строительство. Бассейн | 2 | |||
28 | Строительство. Бассейн | ||||
29 | Отдых в Сочи | 2 | |||
30 | Отдых в Сочи | ||||
31 | Практическая работа № 5 «Отдых в Сочи» | ||||
32 | Новая школа. Школьная библиотека | 2 | |||
33 | Новая школа. Школьная библиотека | ||||
34 | Повторение | ||||
35 | Итоговое занятие |
Учитель Т.Г. Семенова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 1- 4 классов
Программа для 1-4 кл "Шахматы - школе"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса
Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Веселый английский». 3 класс
Рабочая программа курса «Веселый английский» составлена на основе Примерной программы по иностранному языку для начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО для применения ее во ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Основы программирования"
Программа внеурочной деятельности «Основы» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 9 классов.Срок реализации программы 1 год.Содержани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов С цель обучения школьн...