РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Основы математической грамотности» 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Аннотация

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

 « Основы математической грамотности 5 класс»

 

Рабочая программа составлена в соответствии с:

-Законом РФ « Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12,13,19,28,30,47);

-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ( утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями;

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1987»;

-Уставом ОУ.

Цель курса:

формирование основ математической грамотности обучающихся.

Задачи курса:

•      научиться переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель;

•      использовать математические знания при решении практических задач;

•      интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций.

Обучающийся  получит возможность:

- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;

 - использовать догадку, озарение, интуицию;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей;

  - целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

 

Курс внеурочной деятельности «Основы  математической  грамотности» предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана.

Курс рассчитан для 5 класса на 35 часов в год (по 1 часу в неделю). Практические работы – 5.

Содержание учебного предмета, курса

Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Сравнение чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость. Углы: острый, прямой, тупой, развернутый. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямо- угольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени.

Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифметическим способом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область, Цимлянский район, х.Антонов

(Территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

Антоновская основная общеобразовательная школа

Цимлянского района Ростовской области

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ Антоновской ООШ

Приказ от г. № 42-од

__________________ В.В.Смаглюк

(подпись)

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Основы математической грамотности»

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

Основное общее образование 5 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование – с указанием класса)

Количество часов – 35

Учитель: Семенова Татьяна Геннадьевна

(ФИО)

2025-2026 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность программы

Рабочая программа курса для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Курс «Основы математической грамотности» является одним из модулей программы «Развитие функциональной грамотности».

«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину».

В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся.

Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.

Цель курса:

формирование основ математической грамотности обучающихся.

Задачи курса:

• научиться переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель;

• использовать математические знания при решении практических задач;

• интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций.

Формы и виды деятельности:

• экскурсия (виртуальная экскурсия);

• практическая работа;

• игра;

• беседа;

• решение задач;

• мини-проекты;

групповая и парная работа.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета (курса)

Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.

Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность.

Программа составлена на основе методических рекомендаций «ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе.

Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп математических заданий:

1. Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни.

2. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни.

3. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.

4. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

5. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений

6. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.

Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями — работа с математическими объектами.

2. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.

3. Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.

Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.

Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий.

1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.

2. Задания, направленные на построение математических суждений

Раздел.3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане

Курс внеурочной деятельности «Основы математической грамотности» предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана.

Курс рассчитан для 5 класса на 35 часов в год (по 1 часу в неделю). Практические работы – 5.

Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

• формирование основ экологической культуры.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение.

Предметные результаты:

• формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления: осознание роли математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной и все- мирной истории математических открытий и их авторов;

• развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;

применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;

• овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование понятиями: натуральное число; использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; выполнение округления чисел в соответствии с правилами; сравнение чисел;

• овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений: оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки; выполнение измерения длин, расстояний;

• развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических рас- четах; распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.

Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний пятиклассников. Темы в содержании курса повторяются в течение всего курса в соответствии с тематическим планированием.

Раздел 5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Обучающийся получит возможность :

- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

Раздел 6. Содержание учебного предмета, курса

Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Сравнение чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость. Углы: острый, прямой, тупой, развернутый. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямо- угольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени.

Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифметическим способом.

Тематический план занятий

Темы

Количество часов

Практические работы

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

1

Что такое математиче-

1

Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Владеть понятием угол. Знать виды углов: острый прямой, тупой, развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать одни единицы измерения объёма через другие. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц.

ская грамотность в

исследовании PISA.

Примеры заданий

2

Развлечения. Парк

2

Никольский

3

Туристический поход

2

1

4

Путешествие

2

5

Точка Роста

2

1

6

Школьный двор. Экс-

2

курсия

7

Школьный двор. Об-

3

работка результатов

измерений

8

Благоустройство

3

школьной территории

9

Школьный музей

2

1

10

Футбол. Футбольные

2

мячи

11

Футбол. Экипировка

2

1

12

Школьный стадион

2

13

Школьная форма

2

14

Строительство. Бассейн

2

15

Отдых в Сочи

2

1

16

Новая школа. Школьная библиотека

1

17

Итоговое занятие

1

Всего

32

5

Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета ______________ Захарова Л.А.

МБОУ Антоновской ООШ подпись

от_________2025 года №___ ___ ________ 2025 года

____________ Божко И.В. дата

подпись руководителя МС Ф.И.О.

Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение программы.

1. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Читаем, решаем, живём, 5 класс»» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021

2. Примеры заданий по математике. Составители: Ковалева Г.С., к.п.н., Краснянская К.А., к.п.н, Москва, Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2006.

3. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021

4. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».

5. Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».

6. Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс».

7. Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов».

8. Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».

9. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы».

Используемые ресурсы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Антоновская основная общеобразовательная школа

Внеурочной по общеинтеллектуальному направлению

«Основы математической грамотности»

Класс 5

Учитель Семенова Т.Г.

Календарное планирование

№ урока

Тема занятия

Ча

сы

Виды деятельности

Дата проведения

Дата фактически

1.

Что такое математическая грамотность в исследовании PISA.

Примеры заданий

1

Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Владеть понятием угол. Знать виды углов: острый пря- мой, тупой, развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать одни единицы измерения объёма через другие. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц.

2

Развлечения. Парк

Никольский

2

3

Развлечения. Парк

Никольский

4

Туристический поход

2

5

Практическая работа № 1 «Туристический поход»

6

Путешествие

2

7

Путешествие

8

Точка Роста

2

9

Практическая работа № 2 «Точка Роста»

10

Школьный двор. Экскурсия

2

11

Школьный двор. Экскурсия

12

Школьный двор. Обработка результатов измерения

3

13

Школьный двор. Обработка результатов измерения

14

Школьный двор. Обработка результатов измерения

15

Благоустройство школьной территории

3

16

Благоустройство школьной территории

17

Благоустройство школьной территории

18

Практическая работа № 3 «Школьный музей»

2

19

Футбол. Футбольные мячи

2

20

Футбол. Футбольные мячи

21

Футбол. Экипировка

2

22

Практическая работа № 4 «Футбол. Экипировка»

23

Школьный стадион.

2

24

Школьный стадион.

25

Школьная форма

2

26

Школьная форма

27

Строительство. Бассейн

2

28

Строительство. Бассейн

29

Отдых в Сочи

2

30

Отдых в Сочи

31

Практическая работа № 5 «Отдых в Сочи»

32

Новая школа. Школьная библиотека

2

33

Новая школа. Школьная библиотека

34

Повторение

35

Итоговое занятие

Учитель Т.Г. Семенова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса

Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Веселый английский». 3 класс

Рабочая программа курса «Веселый английский» составлена на основе Примерной программы по иностранному языку для начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО для применения ее во ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Основы программирования"

Программа внеурочной деятельности «Основы» относится к  общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 9 классов.Срок реализации программы  1 год.Содержани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Основы финансовой грамотности в старшей школе»  для 10-11  классов          С цель обучения школьн...