Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Основы программирования"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Демкина Юлия Александровна

Программа внеурочной деятельности «Основы» относится к  общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 9 классов.

Срок реализации программы  1 год.

Содержание программы предполагается реализовать в объеме 34 часов (1 час в неделю).


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Карсунская средняя школа имени Д.Н. Гусева

Рассмотрено и одобрено на заседании   ШМО учителей математики, физики, информатики.

Руководитель ШМО :

________/

Протокол № _ от  ___2019 г.  

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по ВР

 _____________/______/

 «__» _____________ 2019 г.

                   

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Карсунская

СШ   им. Д.Н. Гусева

____________/________/

приказ № __ от «_» __2019 г.

             

                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

Основы программирования

2019-2020 учебный год

Учитель:    Демкина Ю.А.                       

Класс: 9

Всего часов в год: 34        

Всего часов в неделю: 1

Карсун, 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы программирования» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. с учетом программы курса по выбору «Основы программирования», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы» / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Цель программы: является формирование у учащихся навыков алгоритмического и логического стиля мышления, представления о приемах и методах программирования через составление алгоритмов и обучение искусству программирования.

  • соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

образовательные:

  • способствовать формированию учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоению рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;

  • способствовать формированию активного, самостоятельного, креативного мышления;

  • научить основным приемам и методам программирования.

развивающие:

  • развивать психические познавательные процессы: мышление, восприятие, память, воображение у учащихся;

  • развивать представление учащихся о практическом значении информатики.

воспитательные:

  • воспитывать культуру алгоритмического мышления;

  • воспитывать у учащихся усидчивость, терпение, трудолюбие.

Программа внеурочной деятельности «Основы» относится к  общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 9 классов.

Срок реализации программы  1 год.

Содержание программы предполагается реализовать в объеме 34 часов (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формирование собственного жизненного опыта значимости подготовки в области программирования в условиях развития информационного общества;

  • повысят образовательный уровень по использованию средств и методов программирования;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.

  • формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • формирование информационно-логических умений: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • овладение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности).

Коммуникативные УУД:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде        программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Содержание программы внеурочной деятельности

Модуль 1. Введение в программирование (4 ч.)

Цели изучения курса «Учимся «играть» на Паскале». Техника безопасности и организация рабочего места. Обзор языков программирования. Среда программирования PascalABC.NET. Общие сведения о языке Паскаль. Структура программы и операторы языка. Переменная. Типы переменных и операции над ними. Целый и вещественный типы. Операторы ввода-вывода данных. Комментарии. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Арифметика Паскаля. Преобразование типов. Ввод переменных с клавиатуры. Константы в программе..

Модуль 2. Основы программирования на языке PascalABC.NET Программирование линейных программ (6 ч.)

Работа с символами. Порядковый тип Char. Виды алгоритмов. Изучение структур алгоритмов. Ввод символов. Создание блок-схем. Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде PascalABC.NET. Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных. Порядок выполнения операций. Трассировка программ. Линейные программы. Разработка и исполнение линейных программ. Операторы div и mod. Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod.

Модуль 3. Управляющие структуры языка PascalABC.NET. Программирование ветвлений (6 ч.)

Логический тип данных (Boolean). Операции отношения. Ввод-вывод булевых переменных. Базовые логические операции. Условные алгоритмы. Условный оператор if…then…else. Блок-схемы, изображающие условные операторы. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде PascalABC.NET.

Модуль 4. Программирование циклов (8 ч.)

Циклические алгоритмы и их назначение. Оператор цикла с предусловием while .. do. Оператор цикла с постусловием repeat ... until. Оператор цикла с параметром for … do. Досрочное прерывание цикла. Метка. Оператор безусловного перехода goto. Вложенные циклы. Блок-схемы, изображающие циклы. Решение задач с использованием циклов.

Модуль 5. Массивы и строки в PascalABC.NET (8 ч.)

Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Хранение однотипных данных в виде таблицы. Циклы в программах обработки массивов. Основные действия по работе с массивами. Описание массива. Заполнение массива случайными числами и вывод массива на экран. Поиск максимального (минимального) элемента массива. Вычисление суммы и количества элементов массива с заданными свойствами. Описание строковой переменной. Основные действия со строками. Функции и процедуры для работы со строками.

Общие сведения о подпрограммах. Формальные и фактические параметры. Передача параметров в подпрограмму. Процедуры. Функции. Блок-схемы подпрограмм. Решение задач с использованием подпрограмм. Особенности работы с подпрограммами.

Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных, нечетных элементов, суммы элементов.

Модуль 6. Итоговое повторение (5 ч.)

Итоговое повторение. Самостоятельное решение задач ОГЭ .

Тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

1

Введение в программирование

4

2

Основы программирования  на языке PascalABC.NET. Программирование линейных программ.

6

3

Управляющие структуры языка PascalABC.NET. Программирование ветвлений  программ.

6

4

Программирование циклических программ

8

5

Массивы и  строки  в PascalABC.NET

8

6

Итоговое повторение

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата проведения

Тема

Примечание

План

Факт

Введение в программирование (4 часа)

Цели изучения курса «Основы программирования»

1

Техника безопасности и организация

рабочего места. Обзор языков программирования.

Среда программирования PascalABC.NET

Общие сведения о языке Паскаль. Структура

2

программы и операторы языка. Переменная.

Типы данных. Константы в программе.

Операторы ввода-вывода данных. Комментарии.

Переменные. Типы переменных. Объявление

3

переменных. Преобразование типов. Ввод

переменных с клавиатуры.

4

Представление алгоритма в виде блок-схемы.

Арифметика Паскаля

Основы программирования на языке PascalABC.NET

Программирование линейных программ (6 часов)

5

Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод.

Разработка и исполнение программ с

6

использованием операторов присваивания, ввода,

вывода данных.

7

Порядок выполнения операций. Трассировка

программ

8

Линейные алгоритмы. Разработка и исполнение

программ с использованием операций div, mod.

Стандартные математические функции

9

PascalABC.NET. Линейные алгоритмы. Решение

задач.

10

Самостоятельное решение задач. Разработка и

исполнение линейных программ.

Управляющие структуры языка PascalABC.NET

Программирование ветвлений (6 часов)

Логический тип данных (Boolean). Операции

11

отношения. Ввод-вывод булевых переменных.

Базовые логические операции.

Условные алгоритмы. Условный оператор

if…then…else. Блок-схемы, изображающие

12

условные операторы. Разработка и исполнение

разветвляющихся программ с использованием

условных операторов

13

Сложные условия. Логические отношения и

операции. Порядок выполнения операций.

Разработка и исполнение разветвляющихся

14

программ с использованием сложных условных

операторов

Разработка и исполнение разветвляющихся

Решение задач с

15

программ с использованием сложных условных

учителем

операторов

Самостоятельная работа учащихся по

16

индивидуальным карточкам

Программирование циклов в среде PascalABC.NET (8 часов)

17

Циклические алгоритмы и их назначение.

Оператор цикла с предусловием while .. do.

18

Разработка и исполнение разветвляющихся

программ.

Циклические алгоритмы. Оператор цикла с

19

условием. Зацикливание программ. Разработка и

исполнение с использованием цикла с условием

Оператор цикла с постусловием repeat ... until.

20

Разработка и исполнение программ с

использованием оператора цикла с условием

Цикл с переменной. Оператор цикла с

21

параметром for … do

Разработка и исполнение программ с

использованием оператора цикла с переменной

22

Разработка и исполнение программ с

использованием вложенных циклов

23

Досрочное прерывание цикла. Метка. Оператор

безусловного перехода goto. Вложенные циклы

24

Разработка и исполнение программ с

Решение задач с

использованием сложных условий

учителем

Массивы в среде PascalABC.NET (8 часов)

25

Массивы. Типы массивов. Объявление массивов.

26

Разработка и исполнение программ ввода и

вывода массива

27

Разработка и исполнение простейшей  программы

обработки массива

Разработка и исполнение программ обработки

28

массива с изменением элементов, нахождение

среднего арифметического всех элементов

Разработка и исполнение программ обработки

29

массива на нахождение минимального,

максимального элементов

Разработка и исполнение программ обработки

30

массива на нахождение номера минимального,

максимального элементов

Разработка и исполнение программ обработки

31

массива на нахождение количества нулевых,

количества положительных элементов

Разработка и исполнение программ обработки

32

массива на нахождение количества четных,

нечетных элементов, суммы

Итоговое повторение (2 часа)

33

Итоговое повторение. Решение задач ОГЭ

Решение задач с

(задание 20.2)

учителем

34

Самостоятельное решение задач ОГЭ (задание

20.2) в среде PascalABC.NET


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик

Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»

Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности  по математике«От развлечения к знаниям»...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»

Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Реальная математика» для 9 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015г. Учебно-методический комплект: учебник...