Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 9 класса «Математика в спорте»
рабочая программа (9 класс)

Солодухина Татьяна Юрьевна

................

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_matem_i_sport.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике по теме «Математика в спорте» для 9 класса составлена с учетом требований следующих нормативно - правовых документов:

  1.  Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.
  2. Закон  «Об образовании РФ»
  3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 4 г. Щигры Курской области»
  4. Учебный план МБОУ «СОШ № 4 г. Щигры Курской области»

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,  способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование  качеств мышления, необходимых  для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике  как  части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математическою моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

В частности,  формирование универсальных учебных действий:

  • Регулятивных: планирование и контроль за ходом решения задачи, оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной  оценки, различение способа и результата действий, осуществление пошагового и итогового контроля, умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности, умение планировать пути достижения целей и вносить коррективы.
  • Познавательных: использование различных источников для поиска, сбора и переработки информации в учебных целях, умение применять основные логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) при решении различных текстовых задач  и задач геометрического содержания, владение основными приемами решения задач.
  • Коммуникативных: умение аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, строить монологическое контекстное высказывание, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, учитывать разные мнения  и стремиться к координации в сотрудничестве.

в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для  математического  развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

    Программа данного курса обеспечивает достижение воспитательных результатов.

Результаты первого уровня – приобретение учащимися научного знания, понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве, осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.

Результаты второго уровня – получение учащимися опыта переживания позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность.

Результаты третьего уровня – получение учащимися опыта планирования трудовой деятельности, рационального использования учебного времени, информации и материальных ресурсов, осуществление коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-исследовательских проектов; соотношение своих интересов и возможностей с профессиональной перспективой, получение дополнительных знаний и умений, необходимых для профильного или профессионального образования.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности ученика и форм организации

Введение. (1 час)

           Использование чисел и элементарных математических выражений для измерения спортивных достижений, определение роли математики при подготовке и проведения спортивных соревнований. Установление спортивных рекордов и сохранение здоровья при  нагрузках.

Проводить логические рассуждения по сюжетам задач. Выдвигать гипотезы. Анализировать текст, моделировать условие с помощью схем и рисунков, планировать ход решения, объяснять полученные результаты. 

Формы организации: фронтальная.

Общие принципы применения математики в спорте. (5 часов)

Измерение спортивных достижений. Взаимосвязь между строением тела и качествами спортсмена. Выносливость. Запас скорости. Значение алгоритма в спорте.

Проводить логические рассуждения по сюжетам задач. Выдвигать гипотезы. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, планировать ход решения, объяснять полученные результаты. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент.

Формы организации: проектная деятельность, групповая.

Математика в игровых видах спорта. (6 часа)

Математика в бадминтоне, баскетболе, волейболе, теннисе, футболе и хоккее.

Объяснять причину выделения названных видов спорта в игровые, анализировать данные, моделировать условие с помощью схем и рисунков, планировать ход решения, объяснять полученные результаты.

Формы организации: проектная деятельность, групповая.

Математика в циклических видах спорта. (8 часов) 

Математика в велоспорте, плавании, гребле на байдарках и каноэ, лёгкой атлетике, современном пятиборье, биатлоне,  конькобежном и лыжных видах спорта. 

Объяснять причину выделения названных видов спорта в циклические, анализировать данные, моделировать условие с помощью схем и рисунков, планировать ход решения, объяснять полученные результаты.

Использовать компьютерное моделирование и эксперимент.

Формы организации: проектно-исследовательская деятельность, групповая.

Математика в спортивных единоборствах. (4 часа)

Математика в боксе, борьбе, дзюдо и фехтовании

Проводить  поиск необходимой информации в различных источниках, включая Интернет. Анализировать текст, моделировать условие с помощью схем и рисунков, планировать действия, объяснять полученные результаты. 

Формы организации:  групповая.

Математика в технических видах спорта. (3 часа)

Математика в стрельбе, бобслее, скелетоне и санном спорте.

Проводить  поиск необходимой информации в различных источниках, включая Интернет. Анализировать текст, планировать действия, объяснять полученные результаты.

Формы организации: групповая.

Математика в сложно координационных видах спорта. (4 часа)

Математика в синхронном плавании, спортивной гимнастике, в художественной гимнастике и фигурном катании.

Проводить  поиск необходимой информации в различных источниках, включая Интернет. Анализировать текст, планировать действия, объяснять полученные результаты.

Формы организации: групповая.

Итоговые занятия. Защита проектов.  (3 часа)

Решение различных задач по теме «Математика в спорте». Презентация результатов проектно -  исследовательской деятельности.

Обобщать, систематизировать изученный материал, использовать возможности ИКТ для сбора, переработки и хранения информации,  демонстрировать навыки проектно-исследовательской  деятельности

Формы организации: групповая.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Вводное занятие

1

Общие принципы применения математики  в спорте

2

Измерение спортивных достижений

1

3

Взаимосвязь между строением тела и качествами спортсмена

1

4

Выносливость спортсмена

1

5

Значение алгоритма в спорте

1

6

Организация спортивных соревнований

1

Математика в игровых видах спорта

7

Математика в бадминтоне

1

8

Математика в баскетболе

1

9

Математика в волейболе

1

10

Математика в теннисе

1

11

Математика в футболе

1

12

Математика в хоккее

1

Математика в циклических видах спорта

13

Математика в велоспорте        

1

14

Математика в плавании

1

15

Математика в гребле на байдарках и каноэ

1

16

Математика в лёгкой атлетике

1

17

Математика в современном пятиборье

1

18

Математика в биатлоне

1

19

Математика в конькобежном спорте

1

20

Математика в лыжных видах спорта

1

Математика в спортивных единоборствах

21

Математика в боксе

1

22

Математика в борьбе

1

23

Математика в дзюдо

1

24

Математика в фехтовании

Математика в технических видах спорта

25

Математика в стрельбе

1

26

Математика в бобслее и скелетоне

1

27

Математика в санном спорте

1

Математика в сложно координационных видах спорта

28

Математика в синхронном плавании

1

29

Математика в спортивной гимнастике

1

30

Математика в художественной гимнастике

1

31

Математика в фигурном катании

1

32

Решение различных задач по теме «Математика в спорте»

1

33, 34

Итоговое занятие. Защита проектов

2

Литература:

1. Л.Е. Садовский, А.Л.Садовский «Математика и спорт»/М., «Наука»,1985

2. Физкультура и Спорт. Малая энциклопедия (Гусевой Г.В., Кондрашовой Н.М., Милютина В.П., 1992г.)

3. Спортивные игры. Учебник для физкультурных институтов. Под ред. Портных Ю. И.М. 1975г.:

Интернет- ресурсы:

http://ikatkov.info/adv_Skis.html

https://www.google.com/url?q=http://ikatkov.info/adv_Skis.html&sa=D&usg=AFQjCNGKd38AJ52OwBhtfRupGDSl6PyGAA

http://genius.pstu.ru/file.php/1/pupils_works_2012/Ovseichuk_Alena.pdf

http://www.slideboom.com/presentations/

https://www.google.com/url?q=http://www.slideboom.com/presentations/&sa=D&usg=AFQjCNHTiNXQQvR1qBdlZnDrw0SfWnftIQ

http://www.princetennis.ru/tennis01/matematika-v-sporte.php

https://www.google.com/url?q=http://www.princetennis.ru/tennis01/matematika-v-sporte.php&sa=D&usg=AFQjCNG6uZHwCLeZeMQYXxr9lEEKaHjeuw

http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/matematika-v-sporte

https://www.google.com/url?q=http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/matematika-v-sporte&sa=D&usg=AFQjCNEgj7haCt9NgLHkO7eHxMwbt3s0gg

http://www.math.ru/

https://www.google.com/url?q=http://www.math.ru/&sa=D&usg=AFQjCNE9UH_3Y0VfG0-8FqNFqTVPJ15pJg

http://project.1september.ru/work.php?id=567189

https://www.google.com/url?q=http://project.1september.ru/work.php?id%3D567189&sa=D&usg=AFQjCNEJAJiYf_pvKr4Ths-9ArTEAFLu9A

http://www.authorstream.com/Presentation/sasho4ek369-1338868/

https://www.google.com/url?q=http://www.authorstream.com/Presentation/sasho4ek369-1338868/&sa=D&usg=AFQjCNEjp43pXfKu5G7SusnBWr-Q3n3Qng

http://rushkolnik.ru/docs/302/index-356726.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»

Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности  по математике«От развлечения к знаниям»...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»

Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Реальная математика» для 9 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015г. Учебно-методический комплект: учебник...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Уроки развивающей математики»

Программа предназначена обучающимся 5–7 классов. Рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует ре...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Подготовка к ОГЭ по математике» в 9 классе.

Данная программа является практико – ориентированной, объединяет в себе вопросы теоретической и практической подготовки обучающихся по курсу математики основного общего образования. Целенап...