Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Числовые головоломки", 5-9 класс
рабочая программа по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Лубенская Ирина Валентиновна

 

Главная цель изучения курса «Числовые головоломки» - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

иностранных языков № 4» г. Курчатова.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Числовые головоломки»

Уровень образования основное общее

Направление внеурочной деятельности: естественно-научное

Рабочая программа разработана Лубенской Ириной Валентиновны

г. Курчатов

2024г.

  1. Пояснительная записка

Главная цель изучения курса «Числовые головоломки» - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Цель программы:

- формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

- обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

- формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

Задачи реализации учебного курса «Числовые головоломки»:

- создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

- формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

- расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

- развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

Курс «Числовые головоломки» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами, «Физика», «Химия».

Место учебного курса в учебном плане

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Финансовая культура» - 170 ч. (один час в неделю в каждом классе).

  1. Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля

5 класс

Решение логических задач с использованием кругов Эйлера Решение логических задач с помощью схем и таблиц. Математический ринг. Игра «Математический бой». Наглядная геометрия в 5 классе. Геометрия, ее место в математике. Первые шаги, некоторые задачи. Способы изображения пространственных фигур. Куб, цилиндр, конус, шар их свойства. Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи на развитие воображения. Геометрические головоломки. Построения с помощью циркуля. Игра «Вперед! За сокровищами!»

6 класс

Запись цифр и чисел у других народов. Числа - великаны и числа- малютки. Приёмы быстрого счёта. Магические квадраты. Математические фокусы. Математические ребусы. Софизмы. Задачи с числами. Задачи шутки. Старинные задачи. Задачи, решаемые с конца. Круги Эйлера. Простейшие графы. Задачи на переливание. Задачи на взвешивания. Задачи на движение. Задачи на разрезание. Задачи со спичками. Геометрические головоломки. Проектные работы. Решение задач. Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка»

  1. класс

Шифры и математика. Задачи кодирования и декодирования. Матричный способ кодирования и декодирования. Тайнопись и самосовмещение квадрата. Знакомство с другими методами кодирования и декодирования. Дидактическая игра «расшифруй-ка». Составление проектов шифровки. Математика вокруг нас. Узнай свои способности. Математический бой. Поступки делового человека. Математика в реальной жизни. Учет расходов в семье на питание. Проектная работа. Кулинарные рецепты. Задачи на смеси. Игра «Воздушный змей». Математический бой.

  1. класс

Графики. Проверка владениями базовыми умениями. Геометрические преобразования графиков функций. Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований. Графики кусочно-заданных функций (практикум). Построение линейного сплайма. Проект. Игра «Счастливый случай». Наглядная геометрия. Рисование фигур одним росчерком. Графы. Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками. Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Разрезания на плоскости и в пространстве. Спортивный матч «Математический хоккей». Геометрия в пространстве. Решение олимпиадных задач. Математический бой. Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.»

  1. класс

Функция. Подготовительный этап: постановка цели, проверка владениями базовыми навыками. Историко-генетический подход к понятию «функция». Способы задания функции. Четные и нечетные функции. Монотонность функции. Ограниченные и неограниченные функции. Исследование функций элементарными способами. Построение графиков функций. Функционально-графический метод решения уравнений. Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний». Функция: сложно, просто, интересно. Презентация «Портфеля достижений». Диалоги о статистике. Статистические исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям. Статистические исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям. Орнаменты. Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнамента. Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнаментов. Защита проектов. Быстрый счет без калькулятора. Приемы быстрого счета. Эстафета "Кто быстрей считает". Математический бой. Оригами. Техника оригами. Практическое занятие по созданию оригами. Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге. Нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге. Нахождение площадей четырехугольников на клетчатой бумаге. Нахождение площадей многоугольников на клетчатой бумаге. Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге. Решение других задач на клетчатой бумаге. Игра «Самый умный».


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения курса

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы учебного курса «Числовые головоломки» для основного общего образования (5 -9 классы).

Гражданское воспитание:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;

- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

- активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетическое воспитание:

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

- понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде;

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не осуждая других;

- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудовое воспитание:

- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

- уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологическое воспитание:

- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствия своих действий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

- овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

- способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

- способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;

- осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

- умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

- умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.

#1054;владение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

- делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

- оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;

- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

- регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

- открытость себе и другим;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты:

5 класс

- владение навыками вычислений с натуральными и обыкновенными числами;

- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей; понимание идеи измерение длин площадей;

- знакомство с идеями равенства фигур;

- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

- понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;

- вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах;

- геометрические навыки: умение рассчитать периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи, связанные с дизайном;

- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

- решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

- извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

- извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;

- выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;

- строить речевые конструкции;

- изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;

- выполнять вычисления с реальными данными;

- выполнять проекты по всем темам данного курса; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

6 класс

- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать ответ;

- решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

- извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

- выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;

- строить речевые конструкции;

- выполнять проекты по всем темам данного курса;

- моделировать геометрические объекты.

7 класс

- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов;

- вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах;

- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

- решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

- извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

- строить речевые конструкции;

- выполнять вычисления с реальными данными;

- проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;

- выполнять проекты по всем темам данного курса.

8 класс

- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;

- знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

- знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;

- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов;

- вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах;

- геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи, связанные с дизайном;

- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

- решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

- извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

- строить речевые конструкции;

- изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;

- выполнять вычисления с реальными данными;

- проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;

- выполнять проекты по всем темам данного курса;

- моделировать геометрические объекты, используя бумагу, проволоку и др.

9 класс

- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;

- знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

- использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;

- знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;

- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов;

- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

- решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

- извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

- строить речевые конструкции;

- выполнять вычисления с реальными данными;

- проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;

- выполнять проекты по всем темам данного курса.


4. Тематического планирования с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОРИ и ЦОР

5 класс (34 часа)

п/п

Тема/раздел

Количество академических часов, отводимых на освоение темы

Электронные (цифровые) учебно-методические материалы

Форма реализации воспитательного потенциала темы

Форма проведения занятия

1.

Раздел I. Круги Эйлера

14

Множество

1

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа

Элементы множества, подмножества. Объединение, пересечение множеств.

3

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа, практическая работа.

Леонард Эйлер

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа, практическая работа.

Решение логических задач с использованием кругов Эйлера

3

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа, практическая работа.

Решение логических задач с помощью схем и таблиц

3

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа, практическая работа.

Математический ринг

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Проведение ринга.

Раздел 2. Элементы комбинаторики

11

Комбинации

3

#1052;ЕТОДИЧКИ/Беляева%20Т.Ю.%20Элементы%20комбинаторики.pdf

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа, практическая работа.

Дерево возможных вариантов

4

#1052;ЕТОДИЧКИ/Беляева%20Т.Ю.%20Элементы%20комбинаторики.pdf

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа, практическая работа.

Решение комбинаторных задач перебором вариантов

4

#1052;ЕТОДИЧКИ/Беляева%20Т.Ю.%20Элементы%20комбинаторики.pdf

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа, практическая работа.

Раздел 3. Наглядная геометрия

9

Геометрия, ее место в математике. Первые шаги, некоторые задачи.

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа.

Способы изображения фигур. Задачи на разрезание и складывание фигур.

4

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа, практическая работа.

Задачи на развитие воображения. Геометрические головоломки.

3

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа, практическая работа.

6 класс (34 часа)

п/п

Тема/раздел

Количество академических часов, отводимых на освоение темы

Электронные (цифровые) учебно-методические материалы

Форма реализации воспитательного потенциала темы

Форма проведения занятий

1.

Раздел I. Решение задач

14

Математический ребус

2

https://хочумогузнаю.рф/

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа,

Составление и разгадывание шифровок математического содержания

2

Применение на уроке интерактивных форм

работы с обучающимися: интеллектуальных

игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся

Практическая работа.

Задачи «сказочного содержания»

2

https://хочумогузнаю.рф/

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Практическая работа.

Задачи на перебор

2

https://хочумогузнаю.рф/

Применение на уроке интерактивных форм

работы с обучающимися: интеллектуальных

игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся

Практическая работа.

Игровое занятие по теме «Математические игры»

1

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Практическая работа.

Задачи на целое и части

2

https://хочумогузнаю.рф/

Применение на уроке интерактивных форм

работы с обучающимися: интеллектуальных

игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся

Беседа, обсуждение

Задачи про цифры

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа.

Просмотр короткометражного фильма.

Задачи типа «Что больше»

1

Применение на уроке интерактивных форм

работы с обучающимися: интеллектуальных

игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся

Беседа.

Игра.

2.

Раздел II. Наглядная геометрия

12

Золотое сечение

2

#1052;атематика-Наглядная-геометрия-5-6-класс-Шарыгин-Ерганжиева.pdf

Применение на уроке интерактивных форм

работы с обучающимися: интеллектуальных

игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся

Беседа.

Задачи на сообразительность

2

#1052;атематика-Наглядная-геометрия-5-6-класс-Шарыгин-Ерганжиева.pdf

Применение на уроке интерактивных форм

работы с обучающимися: интеллектуальных

игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся

Игра.

Построение циркулем и линейкой

2

#1052;атематика-Наглядная-геометрия-5-6-класс-Шарыгин-Ерганжиева.pdf

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Практическая работа.

Оригами

2

#1052;атематика-Наглядная-геометрия-5-6-класс-Шарыгин-Ерганжиева.pdf

Применение на уроке интерактивных форм

работы с обучающимися: интеллектуальных

игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся

Беседа.

Игра.

Задачи на сообразительность

2

#1052;атематика-Наглядная-геометрия-5-6-класс-Шарыгин-Ерганжиева.pdf

Применение на уроке интерактивных форм

работы с обучающимися: интеллектуальных

игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся

Беседа.

Игра.

Использование симметрии при изображении бордюров и орнаментов

2

#1052;атематика-Наглядная-геометрия-5-6-класс-Шарыгин-Ерганжиева.pdf

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Практическая работа.

3

Раздел 3. Математика в реальной жизни

8

Создание проекта «Комната моей мечты»

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа, игра

Расчет сметы на проект

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа. Практическая работа.

Расчет коммунальных услуг своей семьи

2

Применение на уроке интерактивных форм

работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующх познавательную

мотивацию обучающихся

Беседа. Практическая работа.

Планирование отпуска своей семьи

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа. Практическая работа.

7 класс (34 часа)

п/п

Тема/раздел

Количество академических часов, отводимых на освоение темы

Электронные (цифровые) учебно-методические материалы

Форма реализации воспитательного потенциала темы

Форма проведения занятий

1.

Раздел I. Шифры и математика

18

Задачи кодирования и декодирования

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа

Матричный способ кодирования и декодирования

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа, обсуждение.

Тайнопись и самосовмещение квадрата

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа.

Просмотр короткометражного фильма.

Знакомство с другими методами кодирования и декодирования

3

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа.

Игра.

Дидактическая игра «Расшифруй-ка»

3

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа.

Игра.

Составление проектов шифровки. Защита.

4

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа.

Обсуждение.

2.

Раздел II. Математика вокруг нас.

10

Математика вокруг нас

4

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа.

Игра.

Узнай свои способности

3

Применение групповой работы или работы в

парах, которые учат обучающихся

командной работе и взаимодействию с

другими обучающимися

Беседа.

Игра.

Математический бой

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа.

Игра.

Поступки делового человека

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа.

Игра.

3

Раздел 3. Математика в реальной жизни.

6

Беседа.

Учётов расходов в семье на питание

3

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Круглый стол

Кулинарные рецепты. Задачи на смеси.

3

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа

8 класс (34 часа)

п/п

Тема/раздел

Количество академических часов, отводимых на освоение темы

Электронные (цифровые) учебно-методические материалы

Форма реализации воспитательного потенциала темы

Форма проведения занятий

1.

Раздел 1. Графики

15

Проверка владения базовыми умениями

4

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа,

Геометрические преобразования графиков функций

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа, обсуждение.

Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа,

дискуссия

Графики кусочно-заданных функций

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению

Беседа.

Игра.

Построение линейного графика

2

знаний

Презентация проекта

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Игра «Счастливый случай»

1

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

2.

Раздел 2. Наглядная геометрия

19

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Рисование фигур одним росчерком. Графы

3

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа.

Игра.

Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа.

Игра.

Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа.

Игра.

Разрезание на плоскости и в пространстве

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа.

Игра.

Спортивный матч «Математический хоккей»

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Геометрия в пространстве

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Решение олимпиадных задач

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Математический бой

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании проектов, мозаик и др.»

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

9 класс (34 часа)

п/п

Тема/раздел

Количество академических часов, отводимых на освоение темы

Электронные (цифровые) учебно-методические материалы

Форма реализации воспитательного потенциала темы

Форма проведения занятий

1.

Раздел 1. Функция: просто, сложно, интересно

22

Подготовительный этап: постановка цели, проверка владения базовыми навыками

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа,

Историко-генетический подход к понятию «функция»

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа, обсуждение.

Способы задания функции

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа,

дискуссия

Чётные и нечётные функции

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к получению знаний

Беседа.

Игра.

Монотонность функции

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Ограниченные и неограниченные функции

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Исследование функций элементарными способами

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Построение графиков функций

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Функционально-графический метод решения уравнений

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Презентация «Портфеля достижений»

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

2.

Раздел 2. Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге

12

Нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа.

Игра.

Нахождение площадей четырехугольников на клетчатой бумаге

3

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа.

Игра.

Нахождение площадей многоугольников на клетчатой бумаге

2

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения

Беседа.

Игра.

Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге

2

Включение в урок игровых процедур для

поддержания мотивации обучающихся к

получению знаний

Беседа.

Игра.

Решение других задач на клетчатой бумаге

3

Использование воспитательных

возможностей содержания темы через

подбор соответствующих задач для решения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...

Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа   рассчитана   на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических за...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орфография» 7 - 8 классы

Рабочая программа  курса внеурочной  деятельности «Орфография» соответствует федеральному  государственному  образовательному  стандарту  основного...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Баскетбол» для 6 классов

Направленность программы:Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.Воспитывающий характер про...