Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
методическая разработка по математике (6 класс)
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности; способность использовать полученные математические знания для решения задач в разнообразных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 148.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по формированию функциональной грамотности
на уроках математики
Один из первых и самых ключевых навыков функциональной грамотности в математике — чтение сложных текстов, из которых не всегда очевидно, что именно требуется в задаче.
Задача 1. «План»
Прочитайте внимательно текст и выполните задание. На плане изображено домохозяйство по адресу: с. Авдеево, 3-й Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота. При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева — гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2).
Вопрос 1:
Перед жилым домом имеются яблоневые посадки. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м × 1 м. Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой. Хозяйка захотела поменять тротуарную плитку. Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом? В таблице представлены фирмы, где можно приобрести понравившуюся тротуарную литку. Выбрать выгодную покупку.
№ | фирмы | Стоимость 1 упаковки | % доставки от общей суммы покупки | Общая сумма |
1 | Мир | 45 руб | 4% |
|
2 | Дружба | 34 руб | 5% |
|
3 | Миф | 39 руб | 6% |
|
Вопрос 2:
Хозяйка решила покрасить пол в гараже. Для покраски 1
пола требуется 140 г краски. Краска продается в банках по 1,5 кг. Сколько банок краски нужно купить для покраски поля в гараже?
Вопрос 3:
В сарае хозяйка держит куриц, они свободно гуляют по территории участка, на котором построен дом. Она решила огородить огород, чтобы куры не портили посевы. Нужно купить сетку-рябица. 1м сетки стоит 45 рублей. Во сколько обойдется покупка сетки.
№ | Название магазинов | «Пятёрочка» +5% скидка | «Магнит» + 10 % | «Победа» 0 % |
1 | Батон | 30 рублей | 33 рублей | 27 рублей |
2 | Буханка черного хлеба | 27 рублей | 28 рублей | 30 рублей |
3 | Пакт кефира | 33 рубля | 39 рублей | 29 рублей |
4 | Пачка пельменей | 130 рублей | 127 рублей | 132 рубля |
5 | Упаковка сосисок | 283 рублей | 275 рублей | 26 рублей |
6 | Пряники | 56 рублей | 59 рублей | 45 рублей |
Экономика — одно из наиболее естественных приложений математики и, наоборот, один из «заказчиков» создания математики.
С такими задачами сталкивается любой ученик в реальной жизни, а как следствие — ещё и на экзаменах.
Задача 2. «Покупка»
Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Раю за покупками в магазин. Это был день недели -среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Рая сделают выгодную покупку?
Задача 3. «Кинотеатр»
На схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены забронированные места на некоторый сеанс.
Сколько рублей заплатят за 5 билетов на этот сеанс пятеро друзей, если они хотят сидеть на одном ряду и выбирают самый дешевый вариант?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 1300
2) 1250
3) 1350
4) 1500
Прикидки и оценки. Эти задания связаны с формированием чувства числа, пониманием порядка величин. Очень важно на практических задача развивать чувство числа, что необходимо и при проверке ответа.
- Установите соответствие между названиями величин, встречающихся в русских пословицах и поговорках, и их приближёнными значениями:
Величины | Приближённые значения |
А) От горшка два вершка | 1) 250см |
Б) Косая сажень в плечах | 2) 9 см |
В) Семь вёрст не круг | 3) 70 см |
Г) Будто аршин проглотил | 4) 7 км |
- Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВЕЛИЧИНЫ | ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
А) высота футбольных ворот стадиона «Динамо» | 1) 65 см |
Б) высота собаки (овчарки) в холке | 2) 74 км |
В) высота Останкинской башни | 3) 244 см |
Г) длина Невы | 4) 540 м |
- Меньше или больше
В таблице даны рекомендуемые суточные нормы потребления (в г/сутки) жиров, белков и углеводов детьми от 1 года до 14 лет и взрослыми.
Вещество | Дети от 1 года до 14 лет | Мужчины | Женщины |
Жиры | 40−9 7 | 7 0−154 | 60−102 |
Белки | 36−87 | 65−117 | 58−87 |
Углеводы | 170−420 | 257−586 | |
Какой вывод о суточном потреблении жиров 8-летним мальчиком можно сделать, если по подсчётам диетолога в среднем за сутки он потребляет 90 г жиров?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) Потребление в норме.
2) Потребление выше рекомендуемой нормы.
3) Потребление ниже рекомендуемой нормы.
4) В таблице недостаточно данных.
- Формулы
Зная длину своего шага, человек может приближённо подсчитать пройденное им расстояние s по формуле S = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое расстояние прошёл человек, если l = 50см, n = 1400? Ответ выразите в метрах.
Решение:
Найдём расстояние которое прошёл человек:
S = 1400 ∙ 50 = 70000(cм)
Переведем сантиметры в метры: 70000 : 100 = 700(м)
Ответ: 700м.
- Площадь и периметр прямоугольника
Пол в комнате, имеющей форму прямоугольника со сторонами 4 м и 10 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 5 см и 20 см. Сколько потребуется таких дощечек?
Решение.
4м = 400см, 10м = 1000см.
400 ∙ 1000 = 400000(см²) площадь пола
5 ∙ 20 = 100(см2) площадь одной дощечки
400000 : 100 = 4000(шт) потребуется, чтобы покрыть паркетом пол.
Ответ: 4000.
- Округление чисел
Для ремонта квартиры требуется 63 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов? СВЯЗАТЬ С КАБИНЕТОМ В ШКОЛЕ
Решение.
63 : 6 = 10(3 ост).
Следовательно, понадобится 11 пачек клея.
Приведем другое решение.
Если одна пачка рассчитана на 6 рулонов, то 10 пачек хватит на 60 рулонов, и останется еще три рулона. Для них понадобится еще одна пачка клея. Всего понадобится 11 пачек клея. Ответ: 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста
Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....

Методическая разработка "Как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в ...

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Выступление на педсовете по теме" Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...


